Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста на тему «Органы чувств».
Документы для скачивания
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста на тему «Органы чувств». Цель: - формирование элементарных представлений о роли органов чувств в жизнедеятельности человека. Задачи: - познакомить детей с основными органами чувств: зрение, слух, обоняние, вкус( кроме осязания) ; - уточнить функции органов чувств, в частности функцию сигнализирования о потенциальной опасности; - способствовать формированию грамматически правильной связной речи и активизации словаря; - способствовать развитию детской активности и самостоятельности посредством поисково- исследовательской деятельности. Материалы, оборудование: - картинки и демонстрационные материалы по теме «Тело человека»; - атрибуты для игры «Съедобное- несъедобное»; - ширма настольная и атрибуты для опыта «Угадай, что я делаю»; - предметные картинки с продуктами; - сигнальные карточки. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель выставляет перед детьми контурное изображение человека, лицо и голова прорисованы только в виде овала, без прорисовки глаз, носа, рта, ушей. - Ребята, кого вы видите на рисунке? ( Человек, человечек) . - Посмотрите внимательно, чего не хватает на этом рисунке? Дети называют недостающие детали, воспитатель дорисовывает их на рисунке маркером. - Ребята, те части тела, которые мы с вами сейчас нарисовали, очень важны для человека и называются органами чувств. Давайте познакомимся с ними поближе. 2. Основная часть. 2. 1. Беседа «Глаза – окна в мир». - Ребята, для чего нам нужны глаза? ( Чтобы видеть и смотреть) . - Что мы видим вокруг? - А теперь закройте глаза – что вы видите? - Как вы думаете, сможет ли жить человек без зрения? ( Предположения детей. В оспитатель подводит детей к мысли что без зрения человек может жить, но ему будет трудно) Воспитатель предлагает 2- 3 детям надеть повязки и дойти до какой- либо игрушки, предмета. Дети убеждаются, что это сложно. - Глаза- это орган зрения, и без зрения мы похожи на дом, в котором занавешены все окна, мы не видим, что происходит, не можем видеть, какого цвета предметы, нам сложно передвигаться, мы не можем любоваться чем- то красивым. 2. 2. Опыт «Угадай, что я делаю». Воспитатель выставляет настольную ширму и сообщает, что о том, что происходит, человек может узнать не только с помощью зрения. Далее педагог совершает различные действия за ширмой и предлагает угадать, что он делает. Варианты действий: - рвать бумагу- мять бумагу- наливать воду- хлопать в ладоши- стучать по столу- насыпать крупу( фасоль, горох) и др. Воспитатель спрашивает, с помощью чего дети узнали о его действиях, после ответов уточняет, что уши отвечают за слух. - А может ли слух помочь человеку в случае опасности? ( Предположения детей) . Воспитатель включает детям записи со звуками грома, движения автомобиля, лая собаки, звона разбивающегося стекла и спрашивает, что нужно делать, если слышится подобный звук. Дети совместно с воспитателем делают вывод, что слух может предупредить человека об опасности. 2. 3. Опыт «Съедобное- несъедобное». - Ещё один наш помощник – нос. Что мы делаем с его помощью? ( Дышим, нюхаем) . Воспитатель предлагает ещё раз использовать повязку на глаза, но теперь определить по запаху, съедобное или несъедобное то, что находится в пластиковом контейнере. Варианты: - лук- огурец- чеснок- ржаной хлеб- маркер- свежая газета- стиральный порошок- мыло Воспитатель совместно с детьми делает вывод, что обоняние предупреждает человека о том, что продукт несъедобен, и не позволяет съесть то, что может причинить вред организму. 2. 4. Дидактическая игра « Кислое- сладкое- горькое- солёное». - У нас во рту живёт ещё один помощник – наш язы ч ок. Он помогает нам различать вкус продуктов. Какие 4 вкуса мы знаем? - А теперь помогите мне найти продукты с этими вкусами. Воспитатель раскладывает картинки с различными овощами, фруктами, готовыми продуктами просит поочерёдно выбрать продукты с кислым, горьким, солёным и сладким вкусом. ( Лук, чеснок, перец, рыба, сосиска, маринованный огурец, лимон, вишня, кефир, шоколад, торт, леденец) . 3. Заключительная часть. - С какими органами чувств мы сегодня познакомились? ( Для детей допустимо называть сами части тела, воспитатель может уточнить ответ, но не настаивать на запоминании терминов зрение, обоняние, слух, вкус) . Воспитатель раздаёт каждому ребёнку сигнальные карточки с из ображением глаз, носа, уха, рта с языком. Далее воспитатель называет какой- либо признак или действие и просит поднять карточку с тем органом, который отвечает за восприятие этого признака или действия. ( Например, яблоко красное- глаз, яблоко кислое- рот с языком, пахнет дымом- нос, разбилась ваза – глаз, ухо и т. д. )