Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы
Карточка № 1. «Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- выбросить руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство. «Петух» И.П.- встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; а затем хлопнуть руками по бёдрам, произнося на выдохе «Ку- ка- ре- ку!» «Ёжик» И.П.- сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в «замок»на спине. Пальцы сцеплены, изображая иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую сторону, одновременно произнося звук: пх- пх- пх. «Лисичка принюхивается» Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вздохе резко идут навстречу друг другу |
Карточка №2. «Каша кипит». И. п.— сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5—6 раз). «Партизаны». И. п.— стоя, в руках палка («ружье»). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин). «На турнике». И. п.— стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный выдох с произношением звука «Ф-ф-ф-ф-ф» (3—4 раза). «Маятник». И. п.— ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х». Выпрямляясь — вдох (6—8 раз). |
|
Карточка №3. «Насос». И. п.— встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) (6— 8 раз). «Регулировщик». И. п.— стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р» (4—5 раз). «Лыжник». И. п.— ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «М» (1,5— 2 мин). «Гуси». И. п.— основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с длительным произношением звука «У-у-у-у» (1—2 мин).
Карточка №5 «Гармошка». И.П. – стоя ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы. «Перочинный ножик». Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. «Насос». И.П. – согнутся пополам, руки расслаблены. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать несколько резких вдохов подрят, затем выдох. |
Карточка №4 «Гуси шипят». И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5—6 раз). «Ежик». И. п.— сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох (4—5 раз). «Шар лопнул». И. п.— ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны—вдох. Хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш-ш» (5—6 раз). «Дровосек». И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произношением «Ух-х-х» (5—6 раз). Карточка №6 «Одуванчик». Вдох через нос – задержка дыхания – озвученный выдох: «Ах!». «Машина». Дети выполняют вращения кистями рук. с одновременным произнесением звука «Р» на выдохе. «Ветер». Дети озвучивают выдох на звук «У», произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом воспитателя. «Ветер качает деревья». Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У» раскачиваются вправо и влево. |
|
Карточка №7. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот головы- шумный короткий вдох носом. Наклоны головы вперёд- назад с аналогичными вдохами. Обнимание плеч: резко, из положения руки в стороны окрестным движением плотно захватить правой рукой левое плечо, а левой правое плечо. Стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным. Затем одновременно с напряжением мышц, произносят звук «р- р- р». |
Карточка №8. «Воздушный шар» И.П.- лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе. 1- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается. 2- медленный выдох, живот опускается. «Воздушный шар грудной клетке» И.П.- лёжа на спине, руки на нижней части рёбер.1- медленный вдох через нос. 2- выдох, грудную клетку зажать двумя руками в нижней части рёбер. «Воздушный шар поднимается вверх» И.П.- сидя, ноги вытянуты, одна рука лежит между ключицами.1- спокойный вдох со спокойным поднятием ключиц и плеч.. 2- спокойный выдох с опусканием плеч |
|
Карточка №9 «Часики». И. п.— стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» (10—12 раз). «Трубач». И. п.— сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «Ф-ф-ф-ф-ф» (4—5 раз). «Петух». И. п.— встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (5—6 раз). «Паровоз». И. п.— руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух-чух» (20—30 с). |
Карточка №10 «Волк». И.П. – основная стойка руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернутся в И.П.; 4 – выдох – то же левой рукой. «Олень». И.П. – стоя на коленях руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернутся в И.П. «Носорог». И.П. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснутся руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох - вернутся в И.П. «Змея». И.П. – лежа на животе, руки под подбородком ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперед; 5-6 – вдох; 7-8 – вернутся в И.П. (шипеть). |
|
Карточка №11. На вдох- вращение кистями с медленным подниманием рук вперёд- вверх; на выдох- опускание рук вниз через стороны. Спокойный вдох носом- задержка дыхания- спокойный выдох ртом, говоря при этом «пФ». Спокойный вдох через нос- правая рука идёт вперёд, левая назад; спокойный выдох через нос- правая рука- назад, левая- вперёд. Дети ложатся на пол по кругу, головой в центр, сначала резко напрягая мышцы, потом резко расслабляя их, закрывают глаза.
|
Карточка №12. «Комарик». И.П.- стоя, тело расслабленно. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шеи спереди. Делают вдох. На выдохе дети произносят звук «з- з- з» Предельно долго, негромко. Дети ставят ладони себе на плечи, машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «з- з- з». Дети выполняют дренаж отделов бронхолёгочных отделов, прогоняют комаров хлёсткими ударами по спине. |
|