Консультация для педагогов
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 114» Консультация для педагогов «Самообразование, участие в конкурсном движении как один из путей повышения мастерства педагогов» «Самообразование, участие в конкурсном движении как один из путей повышения мастерства педагогов» Самообразование- одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многоп ланово. Ос новными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно- методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. ф ормируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам! » Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие « педагогическое мастерство », которое несёт большую смысловую нагрузку, становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым. Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога, что достигается посредством организации инновационной деятельности. Современный педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень через самообразование, педагогические сообщества, конкурсы. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства. Главные цели конкурса – пропаганда и повышение престижа педагогической профессии. Конкурс решает следующие задачи: •выявляет лучших педагогов; •оценивает профессионализм участников; •стимулирует развитие системы образования; •создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности педагогических работников. Участвуя в конкурсах, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы, приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу. Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Участие в мероприятии требует от участников тщательной подготовки, в процессе которого педагоги становятся исследователями собственного педагогического опыта, приобретают знания о новых педагогических технологиях, знакомятся с научными разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии. Педагоги – народ креативный и образованный, а потому прекрасно понимают профессиональную и социальную значимость таких престижных мероприятий. Они грамотно используют каждую возможность привлечь общественное внимание к своей профессии. Ощутить в себе, получив от других, и передать дальше импульс к профессиональному развитию – вот сокровенный смысл проведения таких конкурсов! Может быть, это и есть то главное, что дает Конкурс каждому, кто к нему причастен – не только участнику, но и зрителю. Конкурсное движение помогает не только опытным педагогам, но и начинающим педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в конкурсах способствует изучению и освоению педагогического опыта, широкому профессиональному общению определению своего места в профессиональном социуме, получению оценки собственной деятельности возможности заявить о себе, развить свои таланты, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях существующей здоровой конкуренции. Один из способов проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрации и оценки творческих достижений педагога выявляет конкурс, который предполагает возможность оценивать свои результаты путем сравнения своих способностей с другими. Несомненно, участие педагогов в конкурсе обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога. Для того чтобы повысить свой творческий уровень, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, но и создать вокруг себя такие организационно- педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Эти показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на процессы, которые определяют качество и результативность, станет «двигателем» нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является сейчас неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Педагоги не должны останавливаться на достигнутом, должны чувствовать в себе силы и желание двигаться вперед, новым победам. Сегодня весьма актуален афоризм: не идти вперед- з начит идти назад.