Система взаимодействия с семьей в интересах каждого ребенка
Документы для скачивания
Система взаимодействия с семьей в интересах каждого ребенка. Воспитатель высшей категории детского сада №378 г. Челябинска Михайлова Ольга Николаевна Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Начало учебного года- волнующее время! Вот родители переступили порог детского сада, крепко держа за руку своего малыша. Поступление в дошкольное образовательное учреждение- это большая перемена в жизни ребенка и всей семьи; новая обстановка, много незнакомых детей и взрослых. Переход ребенка к новому образу жизни должен осуществляться постепенно по мере того, как семья и дети знакомятся с детским садом, воспитателями и друг с другом, осваиваются с новым местом, адаптируются к новому режиму. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Задача педагога заключается в том, чтобы мама малыша увидела, почувствовала и поняла, что ее малышу будет хорошо и комфортно в стенах дошкольного учреждения, что родители- всегда желанные гости и к их мнению, пожеланию, просьбе воспитатели охотно прислушиваются и всегда рады сотрудничать во благо ребенка. Важно, чтобы родители поняли, что в детском саду работают творческие люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему Сотрудничество с семьей требует от воспитателя обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения: Обращение к родителям своих воспитанников только по имени отчеству. Проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними. Умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще. Проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними. Беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. Для того, чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимость условия семейного воспитания. Донесения до родителей этих знаний- одна из основных задач работы воспитателя с семьей. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе событий и дел группы. Последнее время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей. у словно их можно разделить на три группы: коллективные, индивидуальные, наглядно- информационные. 1. Коллективная( массовая) форма подразумевает работу со всем или большим составом родителей групп ы( ДОУ) . Это совместные мероприятия педагогов и родителей; некоторые из них подразумевают и участие детей. Коллективные формы: Родительские собрания( виды родительских собраний) : собрания- беседы на воспитательные темы; собрания по обмену опытом по воспитанию детей в семье; собрания- консультации с участием специалистов дошкольного учреждения. Круглые столы. Конференции; лекции. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей с профилем и задачами ДОУ. 2. Индивидуальная форма- одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначена для дифференцированной работы с родителями воспитанников и направлена на педагогическое просвещение. Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями; тематические консультации( проводят специалисты) ; переписка с родителями, индивидуальные памятки; посещение семьи ребенка. 3. Наглядно- информационная форма играет роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Их задача- знакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. Наглядно- информационные формы: родительские уголки, стенды, ширмы, папки- передвижки; выставки детских работ; фотографии и фотоальбомы; видеофрагменты организации различных видов деятельности( режимные моменты, занятия, прогулки) ; запись бесед с родителями. Первым шагом знакомства и сближения педагога и семьи можно назвать форму социологического опроса. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играют важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования необходимо детальное изучение семьи. Методика изучения семьи представляет собой инструмент ы, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Среди методов изучения семьи достаточно распространенные стали социологические методы: социологические опросы, анкетирование. Метод анкетирования- письменный опрос, позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается гибкостью, контактностью проведения, то есть сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы. Анкетирование изучения семьи ведется последовательно, системно; наметить изучение проблем в семье с учетом рекомендаций педагога, специалистов дошкольного учреждения. Не менее важной формой работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей является проведение родительских собраний. Родительское собрание- это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержание и методами воспитания детей в условиях детского сада. Главным его предназначением является согласование, координация и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственной и физически здоровой личности ребенка. Очень важно подойти к подготовке родительского собрания профессионально, а также с любовью, фантазией и желанием. Современные требования существенно разнообразят саму форму проведения родительских собраний. Оно может проходить в форме: - тематических дискуссий; - тренинга; - собрание- лекция с участием специалистов ДОУ; - " Круглого стола" . Встреча за" Круглым столом" расширяет воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Тема нашего" Круглого стола" : " Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям" . Ц ель- получить дополнительную информацию о самоотношении ребенка к себе и окружающим людям. Беседу- разговор начинает воспитатель. В бесед е- обсуждении принимает участи е психолог детского сада. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая свои пожелания, советы. Заканчивая такую встречу за круглым столом и педагог, и психолог, и родители приобретают дополнительную информацию как о самоотношении ребенка, так и его отношении к ок ружающим людям. Следующий шаг сближения с семьей- это получение информации о здоровьесбережении. Детский сад- основной источник информации о средствах здоровья ребенка. Оздоровительная система работы в дошкольном учреждении представляет собой определенный эталон здорового образа жизни, демонстрируемый семье, как наиболее оптимальный для воспитания здорового ребенка, педагог дошкольного учреждения является транслятором культуры здорового поведения. Родители ежедневно получают информацию о психофизическом состоянии ребенка в течение дня в детском саду. В дошкольном учреждении проводится много всевозможных эффективных мероприятий: занятия по физвоспитанию, гимнастика, прогулки, закаливающие процедуры, плавание в бассейне, фиточаи, кислородный коктейль. Оформляются папки" Советы доктора" , проводятся консультации для родителей, касающиеся здоровья детей: - режим дня- основа здоровья детей; - предупреждение детского бытового травматизма; - причины возникновения ОРЗ; - все начинается с зубной щетки; - профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей. Р одители видят и понимают готовность или неготовность ребенка к школе; очень важно иметь сформированные навыки. с пособности воспринимать и усваивать новый материал и быть готовым к обучению в школе. Следующим шагом на пути к сотрудничеству является привлечение семьи в группу, то есть" День открытых дверей" . Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, цель, необходимость проведения. Открытые просмотры очень многое дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, перенять у педагога приемы обучения и воспитательное воздействие. Организуя" Дни открытых дверей" педагог добивается следующих результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма сотрудничества дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях группы и взаимоотношениях со своими сверстниками. В свободной беседе с педагогом обсуждаются педагогические проблемы, повышается чувство ответственности за воспитание детей, складываются положительные, доброжелательные взаимоотношения детского сада и семьи. Следующий способ установления контакта с семьей- наглядная информация. Наглядно- информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она востребована, привлекает внимание родителей и несет положительный результат. Необходимо тщательно подобрать материал, который включает в себя: регламе нт образовательной деятельности, распорядок дня, зада чи образовательной деятельности, пр авила и советы для родителей. Зарекомендовали себя папки – передвижки с материалом: нормативные документы, права ребенка, спорт и здоровье, советы психолога, советы логопеда, д о ктор советует, консультации для родителей, р оль семьи в воспитании детей, г отовим будущего первоклассника. Э та форма несет положительный, эмоциональный настрой педагога и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Литература. ФГОС ДО. Программа" От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Евдокимова Е. С. , Додокина Н. В. , Кудрявцева Е. А. " Детский сад и семья" : методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. - М. Мозаика- Синтез 2007 г. . Зверева О. Л. " Общение педагога с родителями в ДОУ" . - М. Айрис- Пресс: Айрис- дидактика. 2007 Микляева Н. В. " Создание условий эффективного взаимодействия с семьей" . - М. Айрис- Пресс: Айрис- дидактика. 2006 Пастухова И. О. " Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи" . - М. ТЦ Сфера, 2007 Солодянкина О. В. " Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей" . - М. Аркти, 2005 Минкевич Л. В. " Родительские собрания в детском саду" . - Москва" Скрипторий 2003" 2012 Прохорова С. Ю. , Нигматулина Н. В. , Евстигнеева В. И. " Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду" . - Москва" Скрипторий 2003" 2012 Журналы" Дошкольное воспитание" : - Леонтьева А. , Лушпарь Т. " Родители являются первыми педагогами своих детей" . № 8 2001г. - Волосова Е. " Проблемы родителей" . № 8 2002г. - Белоногова Г. Н. , Хитрова Л. И. " Педагогические знания- родителям" . №1 2003г. - Далинина Т. С. " Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей" . №1 2005г. - Григорьева Н. Н. , Козлова Л. П. " Как мы работаем с родителями" . № 9 2006г.