a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР"

Автор: Власюк Вера Николаевна Опубликовано: 2023-05-23 21:43:42

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Консультация для педагогов «Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с О НР» П одготовила: Власюк Вера Николаевна, у читель- логопед Речь человека – это непрерывный поток звуков, который не является сплошным. С фонетической точки зрения его можно разделить на определенные единицы. Фонемы редко произносятся изолировано, они, обычно, встречаются последовательно. Фонематические последовательности делятся на более мелкие единицы – слоги. Слоги являются минимальными единицами звучащей речи: говорящий человек произносимые слова делит не на отдельные звуки речи, а на слоги. Существует четыре вида слогов: открытый – это слог, который заканчивается гласным звуком, закрытый – это слог, который заканчивается согласным звуком, прикрытый – это слог, который начинается с согласного звука и неприкрытый – это слог, который начинается с гласного звука. Слоговая структура слов характеризуется следующими параметрами: количество слогов в слове, порядок слогов в слове, сохранение структуры отдельного слога: количество и порядок звуков в слоге. Дети учатся подразделять слова на слоги бессознательно, и деление на слоги основано на четком проговаривании слогов в слове[ 2] . Как правило, после трех лет слоговая структура слова, в основном, сформирована, но иногда нарушения слоговой структуры слова сохраняются и неуклонно появляются в речи ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое нарушение речи входит в структуру дефекта общего недоразвития речи. В сочетании с нарушением звукового произношения( физиологические расстройства) , с нарушением звуковой полноты слов, нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для других. Ее основная развивающая функция, коммуникативная, нарушена. Общее недоразвитие речи – это отсутствие или грубое недоразвитие всех структурных компонентов речи как системы: фонетики, лексики и грамматики. Но при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. Дети проходят через много этапов усвоения речи, пока они учатся общаться. Что нормально в речи ребенка одного возраст может быть признаком проблемы у ребенка старшего возраста. Речевые нарушения характеризуются сложностью в продуцировании правильных образцов речи. Расстройство речи может иметь негативные социальные последствия, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Из- за нарушения речи ребенок может быть объектом издевательств. Запугивание может привести к снижению самооценки. Кроме того, наличие расстройства речи может привести к тому, что некоторые дети, а в будущем и взрослые люди, будут иметь страх перед публичными выступлениями. Эксперты говорят, что речевые расстройства можно определить практически с первых дней жизни ребенка. В первую очередь это указывает на монотонный слабый крик малыша. Если ребенок испытывает эти проблемы, то у него могут быть нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их возникновения и установить точный диагноз, следует обратиться к таким специалистам: отоларинголог( проверка слуха ребенка) ; невролог( определить, является ли у ребенка органическое поражение центральной нервной системы, в том числе речевых центров коры головного мозга) ; детский психолог, логопед или терапевт( для определения состояния невербального интеллекта) ; учитель- логопед( для окончательного диагноза) . Нарушение структуры слова является ключевым симптомом общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слоговой композиции слова позволяет усомниться в этом[ 3] . Формирование слоговой структуры слова связано с ассимиляцией лексико- грамматической стороны речевого и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением[ 1] . При искажении структуры отдельного слога, отмечаются отсутствие стечений согласных звуков, добавление гласных звуков в слог, а также элизии( сокращения согласных звуков при стечении) , парафазии( замены одного слога другим слогом) , персеверации( циклические повторения слогов) , антиципации( взаимозамены предыдущих звуков последующими звуками) , контаминации( сливания и смешивание слов) [ 4] . Классификацию слоговой структуры слов, которая идентифицирует 14 типов слоговой структуры слова в соответствии с возрастающей степенью сложности, предложила А. К. Маркова. Усложнение слоговой структуры слова заключается в увеличении числа и использовании различных типов слогов. Отсутствие сформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет характеристику в соответствии с уровнем развития речи. Дошкольники не могут усвоить и правильно воспроизводить слоговую структуру слов. Такие нарушения имеют место быть при ОНР( I) , кода слова представляют собой аморфные слова- корни. Неговорящим детям, как правило, нет необходимости подражать словам взрослых. При наличии имитационной деятельности речь представляет собой слоговые комплексы, включающие в свой состав два или три звука с нарушенной артикуляцией. При ОНР( II) усвоение и правильное воспроизведение слоговой структуры слов получается более успешно. Дошкольники правильно произносят основу слова, но с элементами фонетической недостаточности. Звуко- слоговой состав односложных, двусложных слов из открытых слогов без стечения согласных воспроизводится правильно однако, в некоторых случаях, дети не могут повторять слова с двумя слогами, хотя некоторые звуки, составляющие эти слова, изолированно произносятся правильно. Выраженные трудности возникают у детей при воспроизведении слоговой структуры слов со стечением согласных. Четырехсложные слова, слова с пятью слогами и более сложной слоговой структурой произносятся детьми настолько искаженно, что становится невозможным определить его лексический смысл. На третьем уровне речевого развития расширяется объем используемых слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, включая правильное произношение гласных и наиболее простых согласных звуков. В большинстве случаев воспроизводится слоговая структура 2- 3- 4 сложных слов. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов с слиянием согласных, а также малознакомых и незнакомых слов. На четвертом уровне речевого развития характерная особенность нарушения структуры слога заключается в том, что, понимая смысл слова, ребенок не сохраняет его фонематический образ в памяти. И в результате есть искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии и в редких случаях – опускание слогов. Таким образом, стойкие искажения слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста свидетельствуют об общем недоразвитии речи. В логопедической практике выделяют следующие основные нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, перестановки звуков и слогов, персеверации, элизии, парафазии и др. Литература Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М. :  ТЦ Сфера, 2006. Логопедия. Основы теории и практики/ Н. С. Жукова, Е. М.   Мастюкова, Т. Б. Филичива. М. : Эксмо, 2016. Ткаченко Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М. : Книголюб, 2008. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5- 7 лет. М. : Гном Пресс, 2006. https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ logopediya/ 2021/ 03/ 11/ spetsifika- narusheniy- slogovoy- struktury- slov- u- detey- doshkolnogo

Оставить комментарий: