a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Перспективный план работы мини-музея «Чудо росписи» на 2022-2023 учебный год

Автор: Емельянова Ирина Петровна Опубликовано: 2023-05-27 13:34:05

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ни жневартовска детский сад № 29 «Ё лочка» Перспективный план работы мини- музея «Чудо росписи» на 2022- 2023 учебный год Составители: Гатиятуллина Зиля Разгатовна Емельянова Ирина П етровна г. Нижневартовск Содержание 1. Актуальность, цель, задачи и принципы работы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 2. План работы в мини- музе и «Чудо росписи»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 3. Беседа во второй младшей группе «Народные промыслы. Хохлома»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 4. Беседа с детьми младшей группы «В гостях у гжельских мастеров»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 7 5. Беседа с детьми средней группы «Золотая хохлома»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9 6. Беседа с детьми средней группы «Гжель»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11 7. Беседа с детьми старшей группы «История хохломы»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12 8. Беседа для детей старшей группы «Гжельские узоры»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14 9. Беседа с детьми подготовительной группы «Золотая Хохлома»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16 10. Беседа с детьми подготовительной группы «Гжель»- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 19 Актуальность «Музейная педагогика»  сегодня – это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду. Особенностью создания мини- музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини- музей- результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом.   Под мини- музеем « Чудо росписи » понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности. Народное  декоративно- прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях,  народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.   В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».  Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно- перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными. Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предмет ы,  сделанные  руками  детей и их родителей, воспитателей. Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини- беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер- класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудиоматериалов,  просмотр  мини- презентаций. В обычном музее ребенок- лишь пассивный созерцатель, а здесь он- соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини- музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. Цель  создания мини- музея – развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно- прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини- музея «Чудо роспись». Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Для достижения данной цели решаются следующие  задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини- музея, а именно: - продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи; - учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки; - учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры; - продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; - развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; - формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности. - знакомить с спецификой создания декоративных цветов( оттенков) . Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих  принципов:   «позитивный центризм»( усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста) ; непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.   При создании мини- музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы.  Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ. Таким образом, мини- музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Работа по созданию мини- музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослы х. ПЛАН РАБОТЫ В МИНИ- МУЗЕ Е «ЧУДО РОСПИСИ»( ноя брь- 2022) Предполагается посещение музея и работа в нем каждой группой два раза в месяц. Внизу представлены примерные беседы на каждую группу. Беседа во второй младшей группе «Народные промыслы. Хохлома» Цель: П риобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству. Побуждать детей узнавать игрушки и видеть их красоту. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Мишутка. Он на ярмарке купил ложечку. А ложка не простая, ложка «золотая»! Роспись Хохломская Словно колдовская В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша Хохлома! Воспитатель: Посмотрите вместе с Мишуткой какие тут есть предметы, сделанные русскими мастерами. Мы их сейчас с вами рассмотрим. ( Дети подходят к столу, на котором хохломские ложки, стаканчики, чаши, вазы. Воспитатель достает предметы. ) - Что вы здесь видите?  ( Ответы детей. ) - Вам нравятся эти предметы? ( Ответы детей. ) - А из чего сделана эта ложечка, которую принес Мишутка? Воспитатель: Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, покрыта лаком. Резные ложки и ковши Ты разгляди- ка, не спеши. Там травка вьется, и цветы Удивительной красы. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Воспитатель: Ребятки, а вот Мишутка спрашивает: - В какие цвета разукрашены эти изделия? ( Ответы детей. ) - Правильно, главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Хохломские  художники любят рисовать на поверхности своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Вы не знаете, ребята, Отчего и почему Очень часто называют Золотою Хохлому? Разве золотом покрыты? В ней деревья и дома, Может всюду там сияют Золотые купола? Деревянная, резная, Расписная Хохлома! Удивительной посудой Вот чем славится она! Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток! Раз увидишь – не забудешь, И хотел бы, да не мог! Беседа с детьми младшей группы «В гостях у гжельских мастеров» Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи. Выставка гжельской посуды в мини- музее. Дети называют знакомые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей. Воспитатель: Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом. Есть в Подмосковье такое местечко – Белая роща, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель. Гжель всем нравится своим синим ц ветом, как неб о- синее- синее. Вот и надумали мастера перенести эту синеву на белый фарфор. Все эти изделия сделали гжельские мастера. Полюбуйтесь на предметы. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза. Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными. Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. И вот по белому фону из- под руки художника появляются волшебные узоры, сине- голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие. По краю всех изделий располагают кайму. ( Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры) . - Чем украшена посуда? ( Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей) . - Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров? - Какие узоры были самые необычные? ( Дети отвечают, рассуждают) . Беседа с детьми средней групп ы « Золотая хохлома» Цель: Познакомить детей с хохломской роспись ю. Воспитатель привлекает внимание детей колокольчиком. Что я вижу? Что за диво? Сколько радости вокруг! Правда, дети тут красиво? Аж захватывает дух! Воспитатель: посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими нарядными узорами, которые отливают золотом. Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты, Чтоб вести нас в мир России, мир приданий и добра, Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди мастера! А хотите узнать, ребята, от куда взялась вся эта красота, кто ее придумал? Воспитатель: все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород за рекой Волгой находится село в веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, березы и ольхи, затем покрывали слоем глины и пропитывали льняным маслом и олифой, потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком, и тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок, после этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи, под воздействие жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и от туда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Воспитатель предлагает детям послушать частушки: Хохлома да хохлома Разукрашу все дома, А потом всю улицу Петуха да курицу Бабка деда до обеда Заставляла рисовать Ведь в красивую посуду Щи приятней наливать Я вчера такое видел Не расскажешь никому Сидит заяц на березе И рисует хохлому Надою я молока И налью котенку Разрисую хохломой Милую Буренку( Дети рассматривают изделия из хохломы) Воспитатель: какие цвета использовал художник? ( Ответы детей) Воспитатель: да. Есть красный, черный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие основные элементы хохломской росписи существуют? ( осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки, ягодки) А как выдумаете, от куда художники берут эти элементы? ( из природы) Глядя на эту посуду, какое настроение она у вас вызывает? ( радостное, веселое, светлое) Б еседа с детьми средней группы « Гжель » Воспитатель. Сегодня я вам расскажу об одном удивительном народном промысле — о гжели. Кто знает, что это такое? Почти угадали. Давным- давно под Москвой, в городе Гжели жили- были смелые и умелые, веселые и добрые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше людей порадовать, да свой край прославить. Думали — и придумали. Нашли они глину чудесную, белую- белую, и стали лепить из нее посуду разную, да та кую, какой свет не видывал. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее «нежно- голубое чудо». А вы видели такую посуду? Вот и стали из знаменитой гжельской глины делать различные гончарные изделия и игрушки: квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Было это в XVI веке. ( Предлагает детям рассмотреть иллюстрации. ) Постепенно гжель заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке до стигла настоящего расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия( Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы) . Однако гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоящего времени. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Я тоже так думаю. Если люди делали что- то от чистого серд ца, желая принести радость другим, то их дело пропасть без следа и погибнуть просто не может. Присмотритесь к этим изделиям внимательнее — какие они светлые, забавные и радостные! Сколько они добра несут! Дети рассматривают гжельскую посуду. И в наше время гжель изготавливается вручную: формуется на гончарном круге или в гипсовых формах. Потом изделия обжигаются в горнах при температуре 12 ООО градусов. Затем наносится узор. Каждый мастер работает в своей не повторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях. Поэтому настоящая гжель стоит дорого. Воспитатель предлагает детям присмотреться к гжели и подумать, что в ней еще особенного и как можно ее узнать среди других народных промыслов. Дети высказываются. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато- синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Такие сценки можно было не только рисовать на самоваре или тарелке, но и составлять из отдельных настольных фигурок. ( Показывает гжельские скульптуры. ) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фи гурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на темы русских народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а также детские игрушки( кони, петухи, собаки, кошки и т. п. ) . Дети рассматривают игрушки. Педагог предлагает им придумать с ними сказку «про жадную девочку», кото рая пошла в лес собирать землянику и встретила других персонажей, сделанных из гжели( лисицу, медвежонка, зайчонка, белочку и др. ) . Как они просили поделиться ягодами, а она отказалась. И — обязательно — как была за это наказана и исправилась. Беседа с детьми старшей группы « История хохломы» Цель: Познакомить детей с видом народного промысла - хохломой. Задачи: Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи,   исследовать из  каких материалов сделаны. Развивать интерес к изучению народных промыслов Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев Воспитатель:   Раньше давным- давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? ( предположения детей) Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека  к другому. Есть традиции, которые возникли давным- давно и сохранились до наших дней. Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая  она яркая, нарядная. Это хохлома.   Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное  АХ!   А как же все начиналось?   Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы. Рассказывают, жил в давние  времена в нижегородских лесах чудо- мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы  дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез… В окрестностях города Нижний Новгород,  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев( липы, берёзы, ольхи) . Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … Дети хором:  Хохлома. В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто. Алгоритм изготовления хохломских изделий: Вытачивание изделий на станке. Покрывают тонким слоем глины. Протирают наждачной бумагой. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей( олифят) . Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск.  Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава( показать детям) Другой традиционный узор получил название «Кудрины»( от слова Кудри»- вьющиеся волосы) . - Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? «Травка»- черно- красная трава по золотистому фону- считается классической для хохломского художника. А какие узоры использовал художник?  ( В узорах есть разные ягоды, листья( чаще всего тройные, декоративные цветы. )   А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения   Жар птиц, рыбок.   Игра «Положи слово в шкатулочку» Вопрос: Посуда какая? ( красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) . Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? ( радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята, Какие цвета для узоров выбираю мастера? ( золотой, черный, красный) Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? ( веточки, цветочки, кустики) . Дети рассматривают узоры на посуде. Беседа для детей старшей группы «Гжельские узоры» Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи. Рассказ воспитателя Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом. Есть в Подмосковье такое местечко – Белая роща, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель. Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь – на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжель с кие мастера – большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза. Изделия делают скульпторы, художники, мастера. Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. ( Показать первичные изделия на фотографиях) . Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными. Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. ( Показать фотографии с мастерицами цеха) . И вот по белому фону из- под руки художника появляются волшебные узоры, сине- голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие. По краю всех изделий располагают кайму. ( Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры) . - Чем украшена посуда? ( Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей) . Синие гроздья на синих рябинах, Синие зори и синие птицы – С этой красою ничто не сравнится…- Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров? - Какие узоры были самые необычные? ( Дети отвечают, рассуждают) . После экскурсии в мини- музей в группе организовывается выставка рисунков посуды с с гжельской росписью. Беседа с детьми подготовительной группы «Золотая Хохлома» Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди- ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые. Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно- прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо- мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар- птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? ( В узорах есть разные ягоды, листья( чаще всего тройные) , декоративные цветы. ) а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками( «как осока на ветру») . Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. И чего здесь только нету: Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда: Братина_ русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах( «на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды. Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах. Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости. Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. ( Показ изделий сопровождается чтение стихов) . Вот Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка. Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко. Наши ложки хохломские – Самый лучший сувенир. С позолотой – не простые Прогремели на весь мир. А вот утица по реченьке плывёт, Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. А вот поднос. В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы, Шелковые всплески Золотой листвы. Братина солнечна весьма, На нём цветы и земляника. Семёновская Хохлома Вся золотисто – краснолика. Сейчас давайте придумаем разнообразные( слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова( «яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар- птица горит». ) Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА! Дополнительные вопросы к детям во время беседы: Откуда пришло название «хохломская роспись»? Из какого материала делали посуду в Хохломе? Какие цвета и оттенки используют художники? Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их. О чем напоминает вам роспись? Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной? Беседа с детьми подготовительной группы «Гжель» Цель: Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла. «Кто же нам ее принес? И что в ней? » Предполагаемые ответы детей: «Мастера художники» «Откроем посылку? »- открывают посылку «Посмотрите здесь много разных интересных предметов» «Как вы думаете, что это за предметы? » Предполагаемые ответы детей: «Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т. д. » «Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»- достает из посылки конверт с письмом и показывает детям. «В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду» «Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»( Веселые мастера умельцы) «В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку? » Воспитатель: «Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами» Воспитатель: «Когда, я была маленькая, как вы, м не бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать? »- рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций. «Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали- думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую- белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек. » Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков. «Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. » На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров. «Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка- норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива- то его как роза! »- показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц. «Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками! » Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров «Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора! »» « У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска … А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам? » А закончить хочу такими строчками: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь, Известно всем в народе ее названье – Гжель! Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашу легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное, достойно восхищения! » Рассматривание разной посуды. «Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник? ( «Цветком и каймой из точек») «Где расположен цветок? »( «В середине, на одной стороне посуды») «Из каких элементов состоит цветок? »( «Серединка и лепестки») «На что похожи лепестки цветка? »( «На капельку») «Капелька- один из любимых элементов мастеров Гжели Розы, листья, птицы, Увидев нас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре Синяя капель. Это называется Просто роспись Гжель » П. Синявский- «Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята? »- «А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия? »- «Какие изделия делают мастера из белой глины? »- «А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера? » Далее в группе детям предлагается нарисовать предметы посуды и раскрасить гжельскими узорами.

Оставить комментарий: