a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию" Растим патриотов"

Автор: Королева Людмила Анатольевна Опубликовано: 2023-05-30 21:56:26

Документы для скачивания

- 513853- 64781100 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад «Солнышко» О. Н. Смирнова. . 2021 год Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Растим патриотов» Возраст детей: 5- 7 лет Срок реализации: 2 года Разработали: воспитатель Волкова Л. А. воспитатель Королева Л. А. п. Кардымово 2021 год «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Содержание Раздел Основные характеристики программы Пояснительная записка 3 Цель и задачи 4 Содержание программы 5 Планируемые результаты 7 Раздел Организационно- педагогические условия Календарный учебный график 7 Условия реализации программы 10 Формы аттестации 11 Оценочные материалы 11 Методические материалы 14 Список литературы 18 Приложение Пояснительная записка. Программа «Растим патриотов» социально – педагогической направленности предназначена для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Программа разработана в соответствии: Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в РФ». Концепции развития дополнительного образования детей( Распоряжение Правительства РФ от 4. 10. 2014г. №1726- р) с ФГОС ДО. Письмо Министерства образования науки России от 11. 12. 2006г. №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа «Растим патриотов» построена н а позициях гуманно личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно- патриотических ценностей и представлений. Нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры( знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства) . Критерий формирования содержания программы- его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень использу емого наглядного и информационного материала, Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно- субъектного взаимодействия педагогов и детей, свободной самостоятельной деятельности. Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов пат риотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника( эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др. ) . При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности( игровой, словесной, продуктивной и др. ) . В рамках программы предусмотрены р азличные проекты для всех участников образовательных отношений. Актуальность: О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэт ому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отк лик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайше е окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Родной город. Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Новизна: данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы воспитателей по воспитанию патриотизма у детей дошкольного во зраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения. Срок освоения программы- 2 года, объем 72 часа, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30- 35 минут. Формы обучения: очная, очно- заочная. Занятия проводятся в соответствии с индивидуальным учебным планом. Цель и задачи программы Цель: Воспитать юного патриота посредством ознакомления с историей малой родины и Отечества. С формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи: Сформировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Сформировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным поселком Способствовать развитию художественного вкуса и любви к литературным произведениям, развивать творческие способности. Закреплять основы экологической культуры и бережное отношение ко всему живому. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям. Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к труду взрослых. Педагогические принципы программы Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Содержание программы Реализация Программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и актив ности, доступности, прочности, наглядности. Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13. Программа рассчитана на 2 года, составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: старший дошкольный возраст: 5- 6 лет( старшая группа) , 6- 7 лет( подготовительная к школе группа) . Количество занятий- 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей- 25- 30 минут, 30- 35. Количество детей в группе 21человек. Учебный план состоит из 72 занятий. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам: раздел «Вместе дружная семья»( семья, детский сад) . раздел «Вот эта улица, вот этот дом»( поселок, город) . раздел «Как жили наши предки». раздел «Наша великая Родина». раздел «Вместе дружная семья». Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось ис пытать. Цель: воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Познакомить детей с историей детского сада. раздел «Вот эта улица, вот этот дом». Основной задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края. Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах родной земли: растительном и животном мире; полезных ископаемых. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках. раздел «Как жили наши предки». Цель: дать элементарные представления об истории, традициях, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях. Задачи: Формировать представление об исторических корнях родного края. Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости родного края. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества. раздел «Наша великая Родина». Цель: дать представление дошкольникам о нашей великой Родине: о народах, живущих в Российской Федерации ее культуре, достопримечательностях и героическом прошлом. Задачи: Формировать представление о культуре, традициях, героическом прошлом нашей Родины. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей Родине. Планируемые результаты Создание благоприятных условий для реализации расширения представлений у детей: о себе, о семье, о «малой Родине», о природе родного края, о России, о планете Земля. Ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, семье о природном и социальном мире, в к отором он живет; знаком с произведениями искусства и техники. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину, страну, ее достижения, имеет представления о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Активное участие воспитанников в создании реализации проектов на тему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. II Организационно – педагогические условия Календарный пл ан Старшая группа( 5–6 лет) Сроки Мероприятия Ответственный Сентябрь Беседа с детьми о летнем отдыхе – Беседа: Страна большая, город ее часть! «Край, в котором мы живем» Экскурсия по экологической тропе( растительный мир родного края) Воспитатели Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно- ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края»- Рассматривание карты России Воспитатели Ноябрь Беседа «Чем славится г. Смоленск»( на основе наглядного материала) . Экскурсия на пекарню «Поиграем в экономику»( что из чего сделано? ) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете», посвященная Дню матери. Воспитатели Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. – Природоохраняемая акция «Не рубите елочку»- Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» Воспитатели Январь Чтение рассказа «Кто хозяин? »( В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба Кардымовского района История возникновения п. Кардымово. Проект( д/ и) «Вкусная и полезная пища». Воспитатели Февраль Защитники земли Русской( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) . Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества. Воспитатели Март Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близ лежащим улицам п. Кардымово Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности. Смоленского края». Экскурсия в Центральную районную библиотеку Воспитатели Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город и страну». Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по г. Смоленск». «Кем работают наши родители». Воспитатели Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город? » Воспитатели Июнь- «Украсим детский сад»( озеленение территории детского сада) . «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. Воспитатели Июль Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с животными родного края, занесенными в Красную книгу. Воспитатели Август- Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Воспитатели Составление с детьми Красной книги родного края. «Символика города, поселка, страны». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город. Подготовительная группа( 6–7 лет) Сроки Мероприятия Ответственный Сентябрь Конкурс рисунков «Памятники нашего поселка» Родные просторы( знакомство с местоположением на карте) . «Край, в котором мы живем». Проект «Гениологическое древо». Воспитатели Октябрь «Как можно стать юным экологом». Посещение библиотеки «Как все начиналось? » Оформление подборки из домашних фотоальбомов Экскурсия по близлежащим улицам. Воспитатели Ноябрь Проект( комплексное занятие) «Символика Кардымовского района»( изобразительная и музыкальная деятельность) . «Кладовая родного края( полезные ископаемые округа) . Праздничное мероприятие, посвященное Дню матери. Воспитатели Декабрь Беседа «Важные даты родного края» Экскурсия по поселку Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу березку». Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». Воспитатели Январь Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в Центральную районную библиотеку. Сбор информации об участниках войны – жителях нашего поселка. Воспитатели Февраль Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой». Оформление альбома «История детского сада в фотографиях». Операция «Радость» изготовление подарков и вручение папам Праздник – День Защитника Отечества. Воспитатели Март Праздник «Наши мамы». «Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый»( климатические особенности) . Рассказ педагога о Героях – земляках. Воспитатели Апрель «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. Проект( рисование) «Язык орнаментов». Беседа «Архитектура родного города». Воспитатели Май Экскурсия к «Стене памяти», посвященной ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Смоленской области. Викторина «Конкурс знатоков родного города». «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства. Воспитатели Июнь День взаимопомощи «Зеленая улица»( озеленение территории детского сада) . Беседа «Красная книга родного края» Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по поселку». Игра – фестиваль «Загадки Лешего». Воспитатели Июль- Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». Воспитатели Август Государственная символика, символика города, Смоленской области( День флага) . Спортивный праздник Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. Подготовка к празднику 1 сентября Воспитатели Условия реализации программы Материально- техническое сопровождение Дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО; методическая литература; Репродукции картин; художественная литература; альбомы и фотографии с видами родного города, страны; карты Смоленской области, России; символы города и государства( герб, флаг, гимн) ; аудиозаписи гимна России, музыки и песен композиторов Смоленской области; снимки достопримечательностей поселка, города, области, страны; фотографии известных людей поселка, города, области, страны; иллюстрации и изделия народных промыслов; картины с изображением родных пейзажей. Информационное обеспечение: Аудио; Видео; Фото; Интернет источники. Кадровое обеспечение: Воспитатели: Волкова Л. А. Королева Л. А. Формы аттестации отслеживание и фиксация образовательных результатов, аналитическая справка, аналитический материал, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, сертификат. предъявление и демонстрация образовательных результатов, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта. Оценочные материалы Цель: Определить уровень развития интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников патриотических чувств Задачи:   Определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.   Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Методы: Игровые тестовые задания Беседы Анкетирование Наблюдение Эксперимент Анализ продуктов деятельности Целевые ориентиры нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста: Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет перви чные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самом у себе. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства. Дети должны знать: 5–6 лет. Знать свой дом ашний адрес, название поселка, области. Иметь представление о символике поселка, области. Знать название близлежащих улиц. Иметь представление о жизни и быте народа. Узнавать на фотографиях достопримечательности Смоленской области, уметь рассказывать о них. Знать профессии своих родителей. Знать правила поведения в природе. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. Различать некоторые рода войск. 6–7 лет. Краткие сведения об истории родного края. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг Кардымовского района, города Смоленска. Иметь представление о Президенте, Правительстве Р оссии; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города. Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. Результат оценки критерий и мониторинг оформляется в таблицах. Мониторинг нравственно- патриотического воспитания дошкольников. ( Марцинковская Т. Д. ) Ф. и. ребенка 1. Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей 2. Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России 3. История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта 4. Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природноклиматические зоны( тундра, лес) , Виды ландшафта( горы, равнина) 5. Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких людях Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других Высокий уровень- Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает( по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о чл енах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень- Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес, флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города( делает это по сле пояснений взрослого) . Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень- Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знани я о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с инт ересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Методические материалы Для реализации программы используются разнообразные методы работы с детьми дошкольного возраста: словесный, наглядный, игровой, метод проектов, поощрение, упражнение, мотивация. Организация образовательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная Формы организации учебного процесса по реализации программы Реализация программы предполагает осуществление специально орган изованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным поселком, городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий- путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, об обитателях водоемов и т. д. Большая роль в реализации програм мы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно- ролевые, театрализова нные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном крае, о животных, расте ниях; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества. Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобра зительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно- обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню поселка, города, Дню Победы. Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных знаний на занятиях о культуре и предметах народно- п рикладного творчества. Можно организовать работу кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия. Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются педагогические технологии. Метод проектов актуален и оч ень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. «Кейс- технология» это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. Эта технология отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования, способству ет реализации комплексного подхода, развитию качеств личности ребёнка. Технология Квест, используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных навыков дошкольников. При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры. До конца реализовать программу не возможно без взаимодействия вос питателя с родителями воспитанников. Для этого используем разнообразные формы и методы работы с родителями: Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач: Выявить интересы и предпочтения родителей; Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей; Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей; Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары- практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентност и родителей в вопросах по патриотическому воспитанию ребенка дошкольного возраста. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информаци666666и и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с содержанием, материалами, наглядностью, которые используются на занятиях, а также узнать о формах и методах патриотического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, к ультуре и быте. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей. Создание предметно- развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении мини- музеев в группе, в разработке проектов по темам, игровых макетов, предложенным воспитателями групп, в подготовке атрибутов к творческим играм, костюмов. Дети по- особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители. Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, План взаимодействия воспитателя с родителями Задачи Способы реализации Ответственные Сроки Выявление запросов родителей по организации работы с детьми Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников Воспитатели Сентябрь, Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников Воспитатели Октябрь, Выпуск газеты для родителей «Мир детства» Воспитатели 1 раз в квартал Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме Воспитатели 1 раз в квартал Консультативная помощь родителям воспитанников Воспитатели в течение года Установление дружеских отношений между всеми участниками образовательного процесса Оформление стенда «Мы здесь живём»( фотографии района) Воспитатели Октябрь Оформление стенда «Моё Кардымово» Воспитатели Ноябрь Праздничный концерт, посвящённый Дню матери воспитатели, музыкальный руководитель Ноябрь Спортивный праздник «Мама и мы- спортивны и дружны» воспитатели Ноябрь Экскурсия в музей Воспитатели Ноябрь Конкурс «Символ года» Воспитатели Декабрь Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» Воспитатели Декабрь Проект «Города Смоленской области»( подготовительные группы) Воспитатели Январь Совместные с родителями мероприятия непосредственно организованной образовательной деятельности «Защитники Отечества» воспитатели Февраль Спортивное развлечение «Вместе с папой» Воспитатели Февраль Проект «Народный костюм»( подготовительные группы) Методист, воспитатели Февраль Проект «Защитники Отечества»( подготовительные группы) воспитатели Февраль Семейные посиделки «Вместе с мамой» Воспитатели Март Утренники, посвящённые 8 марта Воспитатели Март Экскурсия в природу Воспитатели Апрель Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы Воспитатели Май Праздничный концерт, посвящённый Дню Победы Музыкальный руководитель Май Список литературы Агапова И. А. , Давыдова М. А. , «Беседы о великих соотечественниках», 2005. Алешина Н. В. , «Мое Отечество Россия», Серия Детский сад, - 2010. Алешина Н. В. , «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»( младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) 2005. Алешина Н. В. , «Патриотическое воспитание дошк ольников» 2005. Андреева Н. Ф. , «Планирование работы по патриотическому воспитанию», 2005. Данилина Г. Н. , «Дошкольнику- об истории и культуре России», 2003. Евтушенко С. , Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. / / Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118- 121. Зеленова Н. Г. , Осипова Л. Е «Мы живем в России»( средняя, старшая, подготовительная к школе группа) , 2008. Зеленова Н. Г. , «Мы живем в России», Скрипторий- 2013 Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада/ / Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31- 36. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников/ / Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3- 10. Кондрыкинская Л. А. , «Дошкольникам о защитниках Отечества», 2005 Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», Сфера – 2013. Князева О. Л, Маханева Д. М. , Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт- Петербург, 1997. Липнягова Н. Н. , Лусихина Т. В. , «Люби и знай родной край», 2007. Логинова Л. В. «Что может герб нам рассказать? », Издательство Скрипторий, 2009. Логинова Л. В. , Рыжова Н. А. , «Мини- музей в детском саду», 2008 Логинова Л. В. , «Что может герб нам рассказать», 2008. Маханева М. Д. , «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников», Издательство Сфера, 2010. Мирилова Т. Л. , «Путешествие по истории Отечества», 2010. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка- Пресс, 2003. - 200 с. Ривина Е. К. , Государственная символика России. Беседы в начальной школе, Издательство: Сфера, 2006. Рыжова Н. А. , «Наш дом – природа», М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с Соболева И. , Любить малую родину. / / Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52- 54. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Анкета для родителей «Патриотическое воспитание». Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? 4 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей- педагоги или родители? Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? П осещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города? Если нет, то почему?

Оставить комментарий: