a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа дополнительного образования "Путешествие в страну лексики"

Автор: Шевцова Наталья Васильевна Опубликовано: 2023-06-01 18:12:24

Документы для скачивания

Пояснительная записка к рабочей программе «Путешествие в страну лексики » Статус документа Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы МА ОУ ОШ № 25. Важнейшими нормативными документами служат: 1. Закон РФ «Об Образовании» ст. 32. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 3. ООП МА ОУ ОШ № 25. 4. Устав МА ОУ ОШ № 25. Актуальность программы Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку- различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой- глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки- учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.   Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность учащихся, и творческие инициативы. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.   Цель и задачи программы Цель курса – обо гащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобре тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще ния в учебной деятельности и повседневной жизни. Задачи курса: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Особенности программы «Путешествие в страну лексики »  Курс состоит из трёх частей: 1) « Планета слов », или Такие разные слова. 2) «Выразительные слова ». 3) «Слова с секретом». В первой части происходит знакомство ребят с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов и пословиц. Углубляются и расширяются знания и пред ставления о лингвистических словарях, формируются навыки работы с ними. Выполняются коллективно и индивидуально творческие работы, проекты и презентации. Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. В третьей части ребята углубляют представления о лексических выразительных средствах языка. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа( индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Основные методы и технологии технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; информационные образовательные технологии; технология проектного обучения. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять( называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять план, таблицу, схему) ; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно- следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологическ ой и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться: Раздел « Планета слов », или Такие разные слова. •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей( толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др. ) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы и синонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа( толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др. ) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Разделы «Выразительные слова », « Слова с секретом ». •  соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка; •  извлекать необходимую информацию из различных словарей и справочников и использовать полученную информацию в различных видах деятельности; • группироват ь слова по тематическим группам; • выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя различные лексические средства. -  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально- делового стилей речи; - выразительно читать поэтические и прозаические тексты; - создавать творческую работу( сочинение, мультимедийную презентацию) по алгоритму её выполнения при консультативной помощи учителя. Содержание программы «Путешествие в страну лексики» 5 класс «Планета слов», или Такие разные слова( 17 часов) Тема 1. О словарях энциклопедических и лингвистических. ( 1ч. ) Знакомство с терминами «лексикология» и «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Проект: «Знакомьтесь: его Величество- Словарь! » Тема 2. Многозначность и омонимия слов. ( 1ч. ) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов»( на основе исследования художественных, научных и публицистических текстов) . Тема 3. Знакомьтесь: новые слова. ( 1ч. ) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Анализ стихотворений В. Маяковского, С. Есенина, выявление в них роли и специфики неологизмов. Проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта( или писателя) , который дружит с неологизмами». Тема 4. Слова уходящи е. ( 1ч. ) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов и историзмов. Работа над пониманием и умение м правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды архаизмов. Тема 5. Где живёт история слова? ( 1ч. ) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Проект «Я расскажу вам о слове…». Тема 6. Об одном и том же разными словами. ( 1ч. ) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Проект Составление тематических словариков синонимов( «В зимнем лесу», «Летний дождь») . Практическая работа « Какого слова не хватает? » или «Какое слово лишнее? »- редактирование текстов школьных сочинений. Тема 7. Слова – антиподы. ( 1ч. ) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Проект Составление тематических с ловариков антонимов( «Наречия пространства», «Черты характера ») . Тема 8. Его Величество – Фразеологизм. ( 2ч. ) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Тема 9. Слова – иностранцы. ( 1ч. ) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Проект «Переводчик»: найди замену заимствованному слову в исконно русских словах». Тема 10. «Он весь свободы торжество». ( 1ч. ) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Тема 11. Мы говорим его стихами. ( 1ч. ) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тем а 12. Паронимы, или « ошибкоопасные » слова. ( 2ч. ) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Тема 13. Самый грамотный словарь( 3 ч. ) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Проект «Составление тематических мультимедийных и картинных словариков с использованием слов из орфографического словаря»( «Предметы быта», «Цветовая лексика», «Спорт» и т. д. ) . Выразительные слова( 5 часов) . Тема 14. Эпитеты – «одежда слов». В. А. Солоухин. ( 1ч. ) . Познакомить учащихся с понятием «эпитет» и показать функции эпитетов в речи. Практическая работа: написание сочинения – рассуждения по цитате В. А. Солоухина. Тема 15. " Метафора – это приложение к одной ве щи имени, принадлежащего другой" . Аристотель. ( 1ч. ) . Познакомить учащихся с понятием «метафора» и показать её роль в речи. Практическая работа: написание сочинения – рассуждения по цитате Аристотеля. Тема 16. Олицетворение. ( 1ч. ) . Познакомить учащихся с понятием «олицетворение» и показать их роль в речи. Практическая работа: написание сочинения – рассуждения о важности олицетворения. Тема 17. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».   И. Г. Милославский. Познакомить учащихся с понятием «словесный повтор» и показать его роль в речи. Практическая работа: анализ художественных текстов с целью выявления в них словесных повторов. Тема 18. Сравнение. ( 1ч. ) . Познакомить учащихся с понятием «сравнение» и показать функцию сравнения в речи. Практическая работа: написание сочинения – рассуждения о важности сравнения в речи. «Слова с секретом»( 12 часов) Тема 19. Научная этимология. ( 1ч. ) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем. Тема 20. Тайна имен, отчеств и фамилий. ( 2 ч. ) Зна комство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Знакомство с историей русских и мен, с первыми русскими именами на примере произведений А. С. Пушкина. Проекты «Первые русские имена», «Значение древнерусских имён». Тема 21. Времена года. ( 1ч. ) Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала. Тема 22. Предметы быта. ( 1ч. ) Выяснить, что означают наз вания некоторых предметов быта. Практическая работа: создание тематического картинного словаря. Тема 23. Мир профессий. ( 1ч. ) Выяснить, что означают наз вания некоторых профессий. Практическая работа: создание тематического картинного словаря. Тема 24. «Спортивные слова». ( 1ч. ) Выяснить, что означают названия отдельных видов спорта. Практическая работа: создание тематического картинного словаря. Тема 25. Наш гардероб. ( 1ч. ) Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала. Тема 26. О братьях наших меньших( о птицах и зверях) . ( 2ч. ) Выяснить, откуда пр ишли названия некоторых животных и птиц. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала. Тема 27. «Добрые» слова. ( 1ч. ) Выяснить, что обозначают слова «милосердие», «сострадание», «сопереживание», «доброта» и т. д. Тема 2 8. «Праздник слова». Итоговое занятие. ( 1 ч. ) Выступления учащихся – защита проектов. Тематическое планирование курса « Путешествие в страну лексики » № Тема урока Формируемые Основные вид ы учебной деятельности учащихся Вид контроля П онятия Универсальные учебные действия «Планета слов», или Такие разные слова – 17 часов 1 О словарях энци клопедических и лингвистических Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова и способы его объяснения. Основные виды словарей, их назначение, структура, содержание словарных статей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - выд еление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Овладеть основными понятиям и лексикологии. Объяснять лексическое значение слов. Опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать письменные монологические высказывания( тексты- описания) в соответствии с коммуникативной установкой. У стный опрос 2 Многозначность и омонимия слов. Многозначные слова. Слова- омонимы. Я зыковой анализ текста 3 Знакомьтесь: новые слова. Лексиче ское значение слова. Неологизмы. Я зыковой анализ текста 4 Слова уходящие. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы. Самостоятель ная работа 5 Где живёт история слова? Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. У стный опрос 6 Об одном и том же разными словами. Слова- синонимы. Самостоятель ная работа 7 Слова – антиподы. Слова- антонимы Самостоятель ная работа 8 9 Его Величество – Фразеологизм. Фразеологический оборот. Я зыковой анализ текста 10 Слова – иностранцы. Слова иноязычного происхождения. Словарь иностранных слов. Я зыковой анализ текста 11 «О н весь свободы торжество». Литературный язык. Живая народная речь. У стный опрос 12 Мы говорим его стихами. Крылатые выражения. Афоризмы. У стный опрос 13 14 Паронимы, или « ошибкоопа- сные » слова. Паронимы. Самостоятель ная работа 15 16 17 Самый грамотный словарь. Орфографический словарь Я зыковой анализ текста « Выразительные слова »- 5 часов 18 Эпитеты – «одежда слов». В. А. Солоухин. Эпитет как средство выразительности языка. Познавательные: строить речевое высказывание; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, анализировать и обобщ ать, доказывать, делать выводы. Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения, использовать речевые средства в со ответствие с ситуацией общения. Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции. Овладеть понятиями: средство выразительности, эпитет, метафора, олицетворение и др. Использовать в собственной речи средства выразительности языка. Создавать письменные монологические высказывания( тексты- описания, тексты- рассуждения) в соответствии с коммуникативной установкой. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Я зыковой анализ текста. Самостоятель ная работа. 19" Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой" . Аристотель. Метафора как средство выразительности языка. Я зыковой анализ текста. Самостоятель ная работа. 20 Олицетворение Олицетворение как средство выразительности языка. Я зыковой анализ текста. Самостоятель ная работа. 21 «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».  И. Г. Милославский. Словесный повтор как средство выразительности языка. Я зыковой анализ текста. Самостоятель ная работа. 22 Сравнение. Сравнение как средство выразительности языка. Я зыковой анализ текста. Самостоятель ная работа. III. «Слова с секретом»- 12 часов 23 Научная этимология. Этимология. Этимологический словарь. Познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Овладеть основными понятиями ономастики. Объяснять историю появления нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы.   Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Объяснять различие ЛЗ и ГЗ слова; толковать ЛЗ разными способами. Группировать слова по тематическим группам. Проводить лексический и этимологический анализ слова. Извлекать необходимую информацию из этимологического словаря. У стный опрос. 24 25 Тайна имен, отчеств и фамилий. Ономастика. История по явления имен, отчеств, фамилий, названий месяцев, предметов одежды и быта, птиц и зверей, профессий, видов спорта, толкование слов, обозначающих черты характера. П рактическое занятие. 26 Времена года. П рактическое занятие. 27 Предметы быта. П рактическое занятие. Самостоятель ная работа. 28 Мир профессий. П рактическое занятие. Самостоятель ная работа. 29 «Спортивные слова». П рактическое занятие. Самостоятель ная работа. 30 Наш гардероб. П рактическое занятие. С амостоятельная работа. 31 32 О братьях наших меньших( о птицах и зверях) . П рактическое занятие. П рактическое занятие. С амостоятельная работа. 33 «Добрые» слова. 34 «Праздник слова». Итоговое занятие. ( 1ч. ) Познавательные: построение речевого высказывания. Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения знаний, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Защита проектов. Устное выступление. Итого 34 часа СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Асмолов А. Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М. : Просвещение, 2009. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М. : русский язык, 1986. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001( CD) . Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М. : Просвещение, 1987. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005. Введенская Л. А. , Саакян Р. Я. Наш родной язык. – М. : Просвещение, 1971. Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М. : Знание, 1987. Граник Г. Г. , Бондаренко С. М. , Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М. : Просвещение, 1991. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М. : Русский язык, 1981. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1980. Иванова В. А. , Панов Г. А. , Потиха З. А. , Сергеев Ф. П. Занимательно о русском языке. – Л. : Просвещение, 1990. Иванова В. А. , Панов Г. А. , Потиха З. А. , Сергеев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне- Волжское книжное издательство, 1966. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990. Лапатухин М. С. , Скорлуповская Е. В. , Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1981. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. . 1987. Люстрова З. Н. , Скворцов Л. И. , Дерягин В. Я. Друзьям русского языка. – М. : Знание, 1982. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. – М. : Школа- пресс, 1993. Огольцев В. М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб. : Просвещение, 1992. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. , 2000. Успенский Л. В. Культура речи. – М. : Знание, 1976. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб. : Издательский дом «Литература», 2005.

Оставить комментарий: