Картотека по теме «Народная игрушка»
Картотека по теме «Народная игрушка»
Богородская игрушка
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Традиционная богородская игрушка — это фигурки людей, животных и птиц, композиции из жизни русского крестьянина. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали именно из крестьянской жизни и народных сказок. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.
В Московской области, в г. Сергиев Посад, есть один из крупнейших мужских монастырей. В те далекие годы монастырские крестьяне из соседнего села Богородское начали вырезать из мягкой древесины растущих в округе лип фигурки людей и животных. Это были простые детские игрушки в виде мужика-крестьянина или кузнеца, а из животных – медведи, лисы и зайцы.
В XIX веке резьба местных умельцев по дереву стала очень популярна, фигурки хорошо раскупались и были известны даже за границей. Мастера делали игрушки двух видов:
- скульптурные – отдельные фигуры людей и зверей;
- подвижные – композиции из двух или больше фигурок, которые были так соединены, что могли вместе двигаться.
Самые популярные подвижные игрушки – это кузнецы, которые по очереди бьют молотами по наковальне, или мужик с медведем, перепиливающие бревно. У самых маленьких детей любимой игрушкой были курочки, стоящие по кругу и клюющие зерно.
Для работы мастера заготавливали подходящие стволы липы и сначала их сушили. Потом, распилив бревна на чурки, делали заготовки: два ловких удара колуном, и четыре заготовки можно брать в работу! Резчики использовали специальные ножи, особенные напильники, уникальные стамески, чтобы из куска дерева получить изящную фигурку русской барышни или удалого гусара.
Если сначала фигуры резали просто, без вырезания тонких деталей, не красили, то в более поздние годы мастерство росло, а сложность резьбы делала игрушки более привлекательными. Многие игрушки стали разукрашивать в яркие цвета и покрывать лаком.
В наше время богородская игрушка до сих пор популярна. Старинные сюжеты соседствуют с современными мотивами, среди которых в разное время были космонавты, шахтеры, резные портреты выдающихся людей. Ручная работа ценится очень высоко, а работают такие мастера часто по специальным заказам.
Филимоновская игрушка
Ой, свистулечка какая:
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку!
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
По преданию, деревню Филимоново в Тульской области назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах.
Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый. До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги.
Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки.
.
Матрёшка
Погляди скорее –
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром.
В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.
Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма от этого имени. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.
Игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.
Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.
Гжельская игрушка
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Гончарное дело стремительно развивалось.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
Дымковская игрушка
Молодцы и девицы,
Кони и зверушки —
Грусть-тоска развеется
Дымковской игрушкой!
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов. Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым.
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком. Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига приступают к раскрашиванию.
Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья и др.
В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок.
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области.
Каргопольская игрушка
Ах, игрушки Каргополья,
Как люблю смотреть на вас!
Развесёлое раздолье,
Ярких красок перепляс!
Вы как будто не из глины,
А из сказки созданы,
Из далёких лет былинных
Нам для радости даны.
Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках.
Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. Из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц.
Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская. Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня.
Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи.
В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали.