Дидактическая игра «Изучаем вселенную» или «Космическое путешествие»
Цель игры: развитие познавательных интересов детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Образовательные задачи:
«Познавательное развитие»
Сформировать представление о строении Солнечной системы, о значении освоения космоса для современного человечества: в космосе находятся сотни искусственных спутников, которые выполняют самую разную работу –
изучают звезды и планеты; изучают нашу планету – находят в земле залежи нефти, газа, руды; разносят по всей земле телеграммы, телефонные разговоры, передачи телевидения; помогают предсказывать погоду; подают сигналы, если судно терпит бедствие и еще много нужных и полезных вещей делают спутники. Дать знания о подвиге Ю.А. Гагарина и других героях космоса, о значении достижений России в освоении космоса.
Продолжать учить ориентироваться на ограниченном пространстве, располагать предметы (ракеты) и их изображения в указанном направлении: влево, вправо, вверх, вниз. Совершенствовать навыки количественного счета.
«Речевое развитие»
Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей (названия планет, их характеристика, назначение искусственных спутников земли, цель освоения космоса и др.). Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение составлять рассказы, на заданную тему и, из личного опыта (информация о планетах, искусственных спутниках Земли, космонавтах - из интернета, телевизионных передач и др.) Отражать в речи пространственное расположение предметов, и их изображения (ракета летит влево, вправо, вверх, вниз); ракета опустилась на планету Марс и т.п. В ходе игр развивать формы свободного общения с взрослыми и детьми
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать формы свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. На основе расширения знаний о стране, ее достижениях в области космоса, развивать социальный и эмоциональный интеллект, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать эстетическое восприятие и эстетическое отношение к окружающему.
«Физическая культура»
Создавать условия для двигательной активности детей (создание игрового поля из крупных элементов, вызывает необходимость двигаться по всему пространству вокруг этого поля)
игра "Космос -" - сделана своими руками, это одна многофункциональная игра, она двухстронняя, одна поверхность - пазлы космос, а с другой стороны - стрелки с ракетами.
Игровой материал:
Пазлы (36 штук, размер 15*20), с двухсторонним изображением, т.е. 2 игровых поля:
1 сторона - карта планет Солнечной системы, дидактическая игра «Опиши и найди планету», 2 сторона – игровое поле, дидактическая игра «Запусти ракету», игрушка ракета - 1 шт., фишки - 54 шт.
Приложение – альбом «Покорители космоса» с изображением советских и Российских космонавтов.
Дидактическая игра «Изучаем вселенную»
Первое игровое поле состоит из отдельных фрагментов (36 штук), сложив которые, дети создают изображение карты планет Солнечной системы + игрушка ракета.
Ход игры:
1 уровень сложности:
Дети создают карту планет Солнечной системы из отдельных фрагментов. Участники игры могут продемонстрировать свои знания о планетах и искусственных спутниках Земли. Количество участников может меняться от одного ребенка до 36 детей.
2 уровень сложности:
Ведущий (на первом этапе – педагог, далее - ребенок) дает характеристику планете, игрок определяет планету, о которой идет речь и опускает на нее ракету. Игроки могут меняться ролями.
Дидактическая игра «Космическое путешествие»
Второе игровое поле состоит:
- карточки со стрелками – 18 штук: 6 штук красного цвета, 6 штук желтого цвета, 6 штук зеленого цвета. Из них 9 штук – имеют 1 полоску, 9 штук 2 полоски.
- карточки с ракетами - 18 штук: 6 штук красного цвета, 6 штук желтого цвета, 6 штук зеленого цвета. Из них 9 штук – имеют 1 иллюминатор, 9 штук 2 иллюминатора.
Ход игры:
1 уровень сложности:
Участники игры распределяют между собой последовательность участия: игроки, у которых пазлы с изображение стрелки, дают задание игрокам, у которых пазлы с ракетами; в ходе игры игроки могут меняться ролями. Первый кладет стрелку, указывающую направление ракеты и говорит «Отправь ракету туда, куда указывает стрелка»; второй игрок подбирает и выкладывает ракету в соответствии с направлением и характеристикой стрелки (направление вверх или вниз, влево, вправо; количество полосок стрелки соответствует количеству иллюминаторов на ракете). Выполненное действие, ребенок сопровождает комментариями, например: «Ракета зеленого цвета, с двумя иллюминаторами летит влево» или «Ракета красного цвета с одним иллюминатором летит вверх» и т.п. (18 стрелок
разного направления, 18 ракет). Когда игровое поле заполнено, даётся задание: «Посчитайте, сколько ракет летит вправо, влево, вверх, вниз»
Количество участников может быть от 2 до 36, может быть команда со стрелками и команда с ракетами.
2 уровень сложности:
«Выполни задание без ошибки»: если участники игры выполняют задание верно - набирают очки (фишки) - 1или 2 фишки (количество фишек зависит от количества иллюминаторов на ракете). Если участник игры ошибся, поступает сигнал «ракета заблудилась», отдает 1 фишку. Когда игровое поле заполнено, участники игры, подсчитывают, сколько ракет летит вправо, влево, вверх, вниз, подсчитывают очки.
Оптимальное количество участников от 2 до 6 игроков.