Проект "Огород на окне"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Ласточка» Познавательно- исследовательский проект Срок реализации: февраль- май 2023 года Мыски 2023 Разработчики проекта воспитатели: Светлана Александровна Канина, Олеся Александровна Мансурова. Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе. Содержание Паспорт проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 Проблема- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Актуальность. Системная паутинка про екта «Огород на окне»- - - - - - - - - 4 Цели и задачи проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5 Обеспечение проектной деятельности- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8 Этапы проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9 Мероприятия по реализации проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11 Результаты реализации проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13 Приложение №1- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14 Приложение №2- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15 Приложение №3- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16 Приложение №4- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 19 Приложение №5- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 24 Приложение №6- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30 Приложение №7- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37 Приложение № 8- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40 Список литературы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 42 Девиз проекта: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица. Вид проекта: познавательно- исследовательский Продолжительность проекта: средне- срочный Направление деятельности проекта: познавательное развитие детей дошкольного возраста путем исследовательской деятельности Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы" Кнопочки" , воспитатели, родители. Гипотеза. В условиях группы можно вырастить урожай на окне. Проблемная ситуация. Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, недостаточно практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами. Актуальность проекта. Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно- исследовательской деятельности недостаточно развит. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей второй младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята. В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые( родители) из- за своей загруженности, незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок- дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно- исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Цель: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях, создание условий для обобщения и расширения знаний дошкольников о процессе выращивания культурных растений. Задачи: - Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы; - Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы; - Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям. - С делать совместный проект воспитателей, детей и родителей. Образовательные области: познавательная, социа льно- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическое развитие. Задачи по образовательным областям: Познавательное развитие: 1. р асш ирить знания детей о культурных растениях; 2. п родолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных ра стений ( лук, помидор, огурец, капуста и т. д. ) ; 3. ф ормировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями; растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами; 4. о бобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; 5. р азвивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам; 6. о богащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. Социально- коммуникативное развитие: 1. п родолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях; 2. р азвивать чувство ответственности за благополучное состояние растений ( полив, взрыхление, прополка сорняков) ; 3. в оспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; 4. р азвивать познавательные и творческие способности; 5. ф ормировать положительное взаимоотношения ребенка с взрослыми и со сверстниками; 6. р азвивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества; 7. в оспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым. Речевое развитие: 1. р азвивать речь как средство общения; 2. обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 3. с тимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. 4. пополнять словарный запас детей словами по теме: семена, почва, рассада, п одкормка, всходы, росток, побег и т. д. Художественно- эстетическое развитие: 1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. Предварительная работа: - с оставление перспективного плана. - п одбор методической литературы по теме; - п одбор художественной литературы для чтения детям; - п одбор дидактического и наглядного материал а ( дидактические альбомы по теме для рассматривания, иллюстрации, дидактические картины, мультфильмы, мультимедийные презентации, песни) ; - составление картотек стихов, загадок; - подборка дидактических и подвижных игр; - и зготовление дидактических игр; - подбор культур для высадки; - подбор необходимого для обустройства огорода( контейнеры, грунт, семена, лейки, лопатки, таблички для саженцев, игрушки и бросовый материал для оформления огорода) ; - привлечение родителей к подбору всего необходимого для обустройства огорода, а также к высадке овощных и цветочных культур. Формы реализации проекта: 1. З анятия( бесед ы, чтени е художественной литературы занятия по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации) ; 2. Н аблюдение за всходами и стадиями роста растений; экспериментальная деятельность( проращивание семян, зависимость темпа роста от разных факто ров: свет, полив, тепло) и т. д. 3. В едение альбома наблюдений за ростом растений; 4. Р азучивание стихов и песен о б овощах, огороде; 5. О тгадывание загадок; 6. Н аблюдения на прогулке; 7. П альчиковая гимнастика, физминутки; 8. Р ассматривание иллюстраций; 9. Раскрашивание картинок 10. Д идактические и гры; 11. П одвижные игры; 12. П росмотр мультфильмов, видеороликов, презентаций; 13. О формление огорода на подоконнике. Продукт проектной деятельности – оформление огорода на подоконнике, лэп бук" Овощи" , фотоальбом" Во саду ли, в огороде" Ожидаемые результаты: Ожидается, что по результатам реализации проекта: - Дети получат представления о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают; - Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия; - Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям; - Все участники проекта( дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов. Обеспечение проектной деятельности: Материально- технические 1. компьютер 2. принтер 3. ламинатор 4. бумага 5. семена овощных культур 8. земля 10. лейки 11. домик 12. панно- декорация" Огород на окне" 13. газонная трава( имитация) Кадровые 1. дети 2. родители 3. педагоги II младшей группы Информационные 1. интернет- ресурсы 2. детская художественная литература 3. дидактические игры по теме проекта 3. методическая литература Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Составление плана совместной работы с детьми родителями по теме проекта: Воспитатель: разработка методических материал ов; п одбор наглядных и дидактических материалов для занятий, бесед, игр; составление картотек стихов, загадок; подбор дидактических и подвижных игр; подбор культур для высадки; подбор необходимого для обустройства огорода( контейнеры, грунт, семена, лейки, лопатки, таблички для саженцев, игрушки и бросовый материал для оформления огорода) . Сотрудничество с родителями: привлечение родителей к подбору всего необходимого для обустройства огорода. 2. Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне »; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; •рассматривание и сравнение семян( помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, чеснок, фасоль, баклажан, редис) ; • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: • подготовка почвы; • отбор хороших семян от плохих; •знакомство с моделью трудового процесса; •высадка семян, наблюдение и уход за всходами. • установка дежурства по уходу; •наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; •знакомство с моделью строения растения; • р ассматривание иллюстраций и дидактических картин; •дидактические игры: «Большой- маленький», «Вершки и корешки», «Что растет на огороде», «Чья семечка? », «Теневое лото «Огород», разрезные картинки, математические паззлы; п росмотр мультфильм ов и мультимедийных презентаций по теме; • отгадывание загадок; • з анятие по рисованию; • з анятие по аппликации; • з анятие по лепке; • раскрашивание раскрасок по теме. Мероприятия по работе с родителями: • привлечение родителей к высадке овощных и цветочных культур. 3. Заключительный этап: Совместными усилиями воспитателя, детей и родителей в группе будет создан огорода на подоконнике. Деятельность педагога: - Итоговая беседа с дет ьми( анализ проделанной работы) ; - Презентация проекта; - Представление опыта; Деятельность детей: - Участие в итого вой беседе о проделанной работе; Распространение опыта: - Ознакомление педа гогов МБДОУ с проектом. - Оформление лэпбука, фотоотчёт для родителей, создание фотоальбома" Посадили огород- посмотрите что растёт! " Мероприятия по реализации проекта 1. Беседы: - «Что такое огород и что на нём растёт? »- «Что такое «Огород на окне? »- «Какие растения можно вырастить на подоконнике? »- «Семена». 2. Опытно- экспериментальная деятельность: - «Строение растений». - «Рост и развитие растений». - «Вода и росток». - «Солнце и росток». - «Проращиван ие семян». - Наблюдения «Что растет на огороде? » 3. Практическая деятельность: - Отбор и посев семян, - Полив, уход и наблюдения за овощными культурами. 4. Экологические занятия по темам: - «Семена». - «Первые всходы». - «Мир овощей». 5. Игровая деятельность: - Дидактические игры: «Чуде сный мешочек», «Узнай на вкус и запах? », «Что растет на огороде? », «Посчитай, сколько? », «На что похожи овощи? », «Какого цвета овощи? », - Словесные игры с движениями: Игра «Вершки- корешки », игра «Большой — маленький», игра «Назови как можно больше признаков», игра «Узнай, о чем я говорю», игра «Назови ласково», - Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи». - Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике, - Рассматривание различных семян. 6. Художественно- творческая деятельность детей: - Рисование «Овощи ». - Лепка «Морковь», " Огурец" , " Лук" . 7. Речевое развитие: - Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»; - Загадывание загадок; - Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде»; - Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 8. Оформление лэпбука: «Овощи» 9. Работа с родителями: - Беседа «Помощь ребенка на огороде», - Анкетирование родителей, - Привлечение родителей к сбору материалов. Полученный результат проекта и его эффективность При реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты: - В группе был создан «Огород на окне», - Дети получили представления о том, что растения живые, их надо сажать, выращивать, поливать. Эффективность реализации проекта: В ходе реализации проекта у детей сформировалось представление об овощных культурах. Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений, увидели многообразие посевного материала, более бережнее стали относиться к растительному миру. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей путем привлечения родителей к совместной деятельности. П риложение № 1 Анкета экологического воспитания Что такое экология? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Выращиваете ли вы рассаду дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Привлекаете ли к посадке детей? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Есть ли у вас комнатные растения? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Привлекаете ли вы детей к уходу за ними? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Вы посадили дерево? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Мастерили кормушки для птиц? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Читаете вы ребенку книги о природе? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Смотрит ли ваш ребенок фильмы, мультфильмы о природе? _ _ _ _ _ _ _ _ _ Часто ли вы гуляете в лесу? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Есть ли у вас дача, огород? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Знает ли ваш ребенок названия деревьев, ягод, цветов, грибов? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рассказываете ли вы ребенку о пользе растений, ягод, насекомых, деревьев, птиц? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рассказываете ли вы вашему ребенку о вреде растений, ягод, грибов, насекомых? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Есть ли у вас предложения по поводу работы воспитателя в этом направлении? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приложение № 2 Стихи, пословицы и поговорки, загадки об овощах Пословицы и поговорки обо всех овощах Всякому овощу свое время. Овощи хороши во щи. Не вырастишь овощей- не сваришь и щей. Пословицы и поговорки о капусте Капуста не пуста, сама летит во уста. Без капусты щи не густы. В одном кармане пусто, в другом капуста. Пословицы и поговорки о луке Голо, голо, а луковка во щи есть. Лук с чесноком- родные братья. Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук. Пословицы и поговорки о чесноке Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Сердце с перцем, душа с чесноком( т. е. злой человек) . Мать его- лук, отец- чеснок, а сам вырос розовым вареньем. ( турецкая пословица) Пословицы и поговорки о свекле Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет. Красна свекла, хоть и в черной земле растет. Без свеклы борща не ищи. Свекла- красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится. Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас. Пословицы и поговорки о моркови Огуречик в кадке, а морковь – на грядке. Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту. В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть. Решена задача, да морковный вкус. Будешь на полатях лежать, моркови не видать. Приложение № 3 Дидактические игры «Чудесный мешочек» Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения. Необходимый инвентарь для игр 1. Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей( чтобы увеличить интерес к происходящему) , а для более старших детей – из темной. 2. Предметы. Они должны соответствовать определенной теме( овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы. Описание игры: Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные: - описать попавшийся предмет( цвет, размер, вкус, материал) или животное( что оно делает, где живет) ; - рассказать, из какой сказки этот предмет или герой; - описать его так, чтобы другие дети отгадали его; - назвать слова на данную букву; - составить пример, где ответ будет данное число. Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой. «Узнай на вкус и запах» Дидактическая задача: - Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей; - Активизировать речь детей; - Развивать память, сосредоточенность, выдержку. Игровые правила. Не глядя на овощ ( завязать глаза) , определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ, терпеливо жда ть, когда будет дан овощ для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают. Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность по пробовать другой овощ. Найти целый овощ на столе. Ход игры. На столе на подносе лежат овощи, знакомые детям: горох, лук, тыква. На др угом подносе эти овощи разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки ( либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфет ку один кусочек овоща и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща. Затем находит овощ столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру. Игра заканчивается перечисление м принесенных овощей, определением вкуса каждого из них. «Что растёт в огороде? » Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. Используется метод беседы. Материал. Карточки с изображением овощей, семян овощей: помидор, огурец, тыква, капуста, перец, кабачок, садово- огородного инвентаря, природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям. - Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь? - Какие не любишь, почему? - Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему? - Выложи карточки в следующем порядке: семена тыквы, лука, гороха. - Хочешь ли ты сам вырастить овощи? - Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки. Какой водой и как нужно поливать овощи? - Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины ( подкормку) ? Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними? «На что похожи овощи? » В игре могут принимать участие 4 ребенка. Каждый игрок выбирает себе цветную карточку- поле. Игрок берет геометрические фигуры и накладывает их на те овощи, которые по форме напоминают данную геометрическую фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле. Значимость игры. Игра «На что похожи овощи? » помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с геометрическими фигурами. «Какого цвета овощи? » В игре могут принимать участие 3- 5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную карточку- поле с овощами и накладывает на них круги, которые соответствуют цвету данного овоща. Выигрывает тот, кто первым и верно закроет игровыми карточками все игровое поле. Значимость игры. Игра «Какого цвета овощи? » помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с цветовыми кругами, развивает цветовое восприятие. Словесные игр ы с движениями Игра «Вершки- корешки» Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз. Игра «Назови как можно больше признаков» Цель: согласование существительных с прилагательными Морковь( какая? ) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая; Помидор( какой? ) — красный, сочный, аппетитный, круглый; Огурец( какой? ) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный. Игра «Назови ласково» Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? » Показывает картинку( огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи( репа- репка, морковь- морковочка) . Приложение №4 Конспект ОД для детей второй младшей группы «В огород мы пойдем, урожай соберем» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие: Формировать представление детей об овощах, ( название, где растет) закрепить представление о фруктах, умение классифицировать овощи и фрукты. Упражнять в счете, закрепить представления о цвете и форме. Социально- коммуникативное развитие: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками, договариваться. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Речевое развитие: Активизировать словарный запас детей, упражнять в умении составлять описательный рассказ по предмету, формировать умение образовывать числительные, развивать диалогическую речь Физическое развитие: Активизировать двигательную активность детей, формировать чувство ритма, умение выполнять движения синхронно. Материал и оборудование: Корзиночка; овощи и фрукты- игрушки заместители( капуста, морковь, лук, свекла, картофель, банан, яблоко, виноград, груша) ; аудио картотека; ноутбук; игра- презентация, нарезанные ломтики овощей ( моркови, лука и капусты) ; блюдце. Цель: - Формирование умения различать по внешнему виду овощи и фрукты. Задачи: - Формировать умение включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним ( обводить руками части предмета, гладить их и др. ) ; - Развивать внимание и память в игре «Чего не стало? »; - Формировать умение отвечать на вопросы; - Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение показом овощей. Планируемые результаты: - Различает некоторые овощи. - Общается в диалоге с взрослым. - Слушает доступные по содержанию стихотворения, сказки, рассказы. - Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Приёмы работы: Художественное слово, вопросы, рассматривание предметов, поощрение, игровые упражнения, включение движения рук по предмету, пальчиковая гимнастика. Ход занятия: Рассматривание овощей. Воспитатель приносит овощи в корзинке и читает стихотворение. Воспитатель: В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. А. Прокофьев Ребята, какое время года? ( ответы детей- весна) . - Правильно, весна! Пора сажать огород, мы с вами уже посадили наш о город. А что мы с вами посадили( ответы детей- огурец, помидор, капусту, лук. . . и т. д. ) - Посмотрите, что я вам принесла с огорода. Воспитатель берёт из корзины по одному овощу, показывает его ребятам, организует рассматривание овощей, обращая внимание на цвет, форму и особенности каждого овощи ( у свеклы хвостик, у лука- шелуха- одёжка, у капусты- много листьев, включая движения рук по предмету в процессе знакомства с ним ( обводит руками, гладит и др. ) . Все действия детей взрослый сопровождает словами. Можно угостить детей нарезанными морковью, луком и капустой, отметив при этом, что морковка сладкая, а лук горький. Стук в дверь. Воспитатель: - Ребятки, сегодня к нам пришел гость. А вот кто этот гость, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте загадку: Длинные ушки, Серое брюшко, Прыгает ловко, Любит морковку. ( Заяц) Воспитатель: - Молодцы- это зайчик . Зайчик: - Здравствуйте, ребята. Я- серенький зайчик, пришёл из леса, проголод ался и зашёл к вам подкрепиться. Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что любят кушать зайчики? ( Ответы детей) . - Правильно, и морковку и капуст у, и кабачок. Как все это можно назвать одним словом? ( ответы детей) Это можно назвать одним словом овощи. А где же, растут овощи? ( Овощи растут в огороде, на грядках) . - З а йчик, а мы тоже посадили огород Воспитатель: - Ребята давайте покажем зайчику наш огород. Воспитатель: Угадайте, что это за овощ. Хрустящая и сладкая, Выросла на грядке, В землице носик, Наружу хвостик. ( Морковка) Зайчик: - Смотрите ребята, сколько морковки выросло на вашей гря дке. А какого цвета морковка? ( ответы детей) . Давайте дружно посчитаем. Раз, два, три скорей морковку собери. Воспитатель: - Молодцы ребята. ( пересыпает морковку зайчику в корзинку) . В о спитатель: - Смотрите, вот еще одна грядка. Отгадайте, что здесь растет? На грядке заплетается, Растет, растет- старается, Хрустящий молодец, Зеленый. . . ( Огурец) Зайчик: - Смотрите ребята, какие огурцы выросли на грядке. ( Рассматривание и составление описательного рассказа) - Что это? ( Это огурец) Какой он формы? ( Огурец овальной формы) Какого цвета? ( Огурец зеленого цвета, а хвостик желтого) Какой на вкус? ( На вкус огурец хрустящий) Какой на ощупь? ( Огурец твердый, жесткий, шершавый, колючий) . А сколько огурцов на грядке? Носит он по сто одёжек, Правда, нет на них застёжек. Если будешь их снимать, Слёзы станешь проливать. Лечит от семи недуг Этот горький лекарь ( лук) Что это? ( Это лук) Какой он формы? ( Лук круглый формы) Какого цвета? ( Лук жёлтого цвета) Какой на вкус? ( На вкус лук горький, хрустящий) Какой на ощупь? ( Лук твердый, жесткий, одежда шелуха) сколько лука? Я картошка круглая, Красивая и смуглая! Чтобы не состариться, Пойду в кастрюлю париться Что это? ( Это картошка) Какой она формы? ( Картошка круглая, овальная круглой формы) Какого цвета? ( Коричневого цвета) . А сколько картошки? Голова- на ножке, Зелены одёжки. Сколько их – не сосчитать! Может, десять, может, пять! Нарастают густо! Что это? ( капуста) Что это? ( Капуста) Какой она формы? ( Круглая) Какого цвета? ( Зелёная) . Сколько капусты выросло на грядке Зайчик: - Ребята, а я зн аю веселую зарядку про огурчик. Давайте немного разомнемся. Физ. минутка Огуречик, огуречик, ( ручки в стороны) Ну совсем как человечек, ( ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу) Он на грядочке растет ( присели на корточки) Выше к солнышку ползет ( медленно поднимаются вверх) Вот и бабочки слетелись ( бег на месте, взмахи руками) На огурчики уселись ( приседание) ( Воспитатель вносит большую корзину с овощами и фруктами) Воспитатель: - Ребята, пока вы играли, я решила вам помочь и собрала весь урожай, а когда возвращалась, встретила ежика, он как раз возвращался из сада, где собирал фрукты. Ребята, представляете, ежик передал для вас угощения. У меня оставалось немного места в корзине, вот туда я фрукты и положила. Теперь нам с вами нужно разобрать овощи в корзину к зайчику, а фрукты в нашу корзину. ( Проводится игра «Овощи и фрукты») . Мальчики кладут овощи в одну корзинку, а девочки в другую. Воспитатель: - Зайчик давай поиграем с тобой в игру" Чего не стало? " Игра «Чего не стало? » На столе разложены овощи. Дети и зайчик запоминают, какие овощи лежат на столе, и закрывают глаза. Воспитатель убирает один овощ, зайчик и дети открывают глаза, зайчик называет чего не стало, не справляется с заданием и дети помогают зайчику чего не стало. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель: - Посмотрите внимательно и запомните, какие овощи лежат на столе. Давайте их ещё раз назовём. На столе лежат картошка, морковка, лук, капуста, свекла. Все овощи запомнили? ( Ответы детей) Вы закроете глаза, я спрячу один овощ. Когда вы откроете, назовёте, какой овощ я убрала со стола. Закрывайте глаза. Зайчик: - Молодцы ребята, славно поиграли, и урожай с огорода собрали. Давайте немного отдохнем. Ну тогда ставайте, весёлый" зайкин" танец начинайте Спасибо вам ребята! А мне пора в лес, лесные друзья давно уже меня заждались. До свидания! Воспитатель: - Молодцы ребята, давайте угостим зайчика морковкой. ( Зайчик уходит с морковкой. ) Воспитатель: - До свидания зайчик! Спасибо, что приходил к нам в гости. Приложение № 5 Продуктивная деятельность детей Знакомство с семенами Посадка огурца Посадка помидора Посадка лука Посадка капусты Посадка перца Приложение № 6 Наш огород Лепим, рисуем, клеем Приложение № 7 Лэпбук « Овощи » Лэпбук- тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк а с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Приложение № 8 Драматизация сказки « Репка» В рамках реализации экологического проекта « Огород на окне» дети познакомились с особенностями выращивания культурного растения- репка и закрепили знания об овощных культурах посредством драматизации сказки « Репка» Список литературы: 1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005. 2. Комарова Н. Г. , Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006. 3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006. 5. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. ( Библиотека воспитателя) 6. Горькова Л. Г. , Кочергина А. В. , Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. - ( Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем) 7. Интернет- ресурсы.