a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ДОУ

Автор: Титова Юлия Александровна Опубликовано: 2023-06-15 09:06:50

Документы для скачивания

Консультация для педагогов. Особенности работы с  детьми  с ОВЗ в ДОУ. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)  - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группы дошкольников с ОВЗ не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата; дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением слуха( глухие, слабослышащие) ; дети с нарушением зрения( слепые, слабовидящие) ; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.  Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально- экономического развития Российской Федерации.  В дошкольном учреждении инклюзивное воспитание детей с ОВЗ реализуется в условиях обычной группы, среди сверстников. Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем педагогам, которые взаимодействуют с ребенком с ОВЗ. С ледующие положения коррекционной работы: включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу; при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития; создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к без оценочного принятия ребенка, пониманию его ситуации; корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Обследованием детей ОВЗ занимаются специалисты( педагог- психолог, логопед, дефектолог) а воспитатель знакомится с полученными ими данными.  План изучения ребенка включает такие мероприятия,  как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством педагога- психолога, учителя- логопеда в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные образовательные программы на каждого ребенка с ОВЗ. На основе рекомендаций специалистов воспитатель: проводит занятия по образовательным областям.  Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно- гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций специалистов ( педагога- психолога, учителя- логопеда) ; применяет здоровье- сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует  родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.   Вновь прибывшим детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация- это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство( не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др. ) . В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно- развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития,  как: - физическое здоровье ( помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию) ; познавательные качества ( развивает навыки самостоятельного изучения мира) ; социально- коммуникативные навыки ( облегчает социализацию) ; художественно- эстетическое  ( ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами) . Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования( сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики) . Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.         У многих детей с ОВЗ в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам( заострять внимание на деталях) , быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие излишней двигательной активности детей.   Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой, с песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, развитию познавательной деятельности.          Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:   1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 2) для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям.   3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.   4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.   5) предоставлять ребенку возможность выбора. 6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.           Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно- белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Необходимо также организовать активную работу с родителями.   Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.     Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.   Можно рассматривать следующие формы работы: Консультирование  – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей   – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары- практикумы   – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников,   где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.         

Оставить комментарий: