«Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Документы для скачивания
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ» Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Задачи: Провести анализ понятия « конфликт» Расширить представления педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога. Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть! В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями, которые зачастую выливаются в конфликт. Слово « конфликт» – означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому- то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов. Остановимся на конфликте между воспитателем и родителем. Воспитатель — родитель Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации: Соревнование( конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе – чувство вины, испорченные отношения. Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правд а- на другой стороне, отсутствие власти. Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается. Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. Избегание( уклонение) — уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен. Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны. Недостатки: временные и энергетические затраты. Нет гарантии успеха. В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения: Понимание другого – проявлять эмпатию к собеседнику; Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой- либо ситуацией. Поймите его, помогите ему. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут Первому сделать шаг к нормализации отношений. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других. 5. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта. Упражнение « Ассоциации». Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника. Кто хочет сказать из вас, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт? Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации. Анкета для родителей «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ» Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого – определить, насколько эффективно наше с Вами взаимодействие в воспитании ребенка. Для этого, пожалуйста, охарактеризуйте свое взаимодействие с воспитателем. При ответе на вопросы анкеты подчеркните тот вариант, с которым Вы полностью или в большей степени согласны. 1. Каковы Ваши отношения с педагогом? а) Доверительные, сотруднические; б) отстраненные; в) напряженные, конфликтные. 2. Кем для Вас является педагог в деле воспитания ребенка? а) Помощником; б) руководителем или наблюдателем; в) помехой в деле воспитания ребенка. 3. Какую позицию занимаете Вы по отношению к воспитателю? а) Помощника; б) наблюдателя; в) оппонента. 4. Какую эмоциональную окраску преимущественно имеет информация, сообщаемая педагогом о ребенке? а) Положительную; б) отрицательную; в) информация о ребенке не несет эмоциональной окраски. 5. Как, по Вашему мнению, организован уход за ребенком в детском саду? а) Хорошо; б) удовлетворительно; в) плохо. 6. Как, по Вашему мнению, организовано воспитание ребенка в детском саду? а) Хорошо; б) удовлетворительно; в) плохо. 7. Как часто педагог интересуется Вашей удовлетворенностью уходом за ребенком? а) Часто; б) иногда; в) никогда. 8. Как часто педагог интересуется Вашей удовлетворенностью воспитательно- образовательной работой? а) Часто; б) иногда; в) никогда. 9. Учитывает ли педагог Ваши интересы и пожелания, мнения и опыт семейного воспитания при организации педагогической работы с детьми? а) Учитывает всегда; б) иногда учитывает; в) не учитывает. 10. Учитывает ли педагог Ваши интересы и пожелания, мнения и опыт семейного воспитания при организации различных мероприятий с родителями? а) Учитывает всегда; б) иногда учитывает; в) не учитывает. 11. Получаете ли Вы в процессе общения с педагогом знания о способах воспитания ребенка? а) Получаю достаточно; б) получаю, но не достаточно; в) не получаю. 12. Насколько применимы в жизни получаемые от педагога знания о способах воспитания ребенка? а) Полностью применимы; б) частично, не всегда применимы; в) не применимы. 13. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительские собрания и другие коллективные мероприятия, проводимые педагогом? а) Всегда охотно; б) не всегда охотно; в) неохотно. « Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации” Спасибо за внимание.