2023г. Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности"
Документы для скачивания
Нравственно – патриотическое воспитание детей посредством музыкально – образовательной деятельности. Анализ программ.
«Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева)
Уважаемые коллеги!
Слайд 1 Продолжая тему нравственно – патриотического воспитания детей посредством музыкально – образовательной деятельности, представляю вашему вниманию обзор и анализ программы «Ладушки» под редакцией Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевны Новоскольцевой. А также, познакомлю вас с этапами реализации программы «Ладушки» в нашем дошкольном учреждении по данной теме.
Слайд 2 Особенностью программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. В ней органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность детей, музыка и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий, а также прослеживается тесная связь с художественным словом.
Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски.
Благодаря тому, что Программе характерны гибкость, открытость, информационная оснащенность, она органично дополняет любую образовательную программу, которая реализуется в дошкольном учреждении, как составляющая часть творческого, эстетического, умственного развития детей.
Слайд 3 Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи программы «Ладушки»:
- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
- приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- развивать коммуникативные способности;
- научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
(Клик) Прошу обратить внимание на задачу №3.
Слайд 4 Эта задача в настоящее время стала наиболее актуальной в связи с принятием Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации 2022 г.
Во введении к программе говорится, что она направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в «национально-культурных традициях РФ, знающих историю и культуру своей Родины». Согласно новой программе, основными функциями дошкольного образования являются «воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации», приобщение детей к «духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа».
Слайд 5 Работа по программе «Ладушки» в нашем ДОУ осуществляется по следующими направлениями:
- Культурно-историческое, которое включает в себя занятия фольклорного цикла и знакомит детей с культурным наследием России.
- Образ Родины и семейные ценности, в котором большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордость за её достижения, уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, а также включает в себя ознакомление с понятием малой Родины, историей родного города.
- Героико-патриотическое, которое нацелено на воспитание уважения и чувства благодарности к Защитникам Отечества, гордости за их победы и свершения.
- Толерантность. Это направление посвящено дружбе, миролюбию; знакомству с культурой других народов.
Слайд 6 1.Культурно-историческое
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
В программе «Ладушки» широко используются все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.
(Клик) В младших группах дети знакомятся с простейшими формами фольклора (потешки, колыбельные, попевки): «Во садочке», «Кумaрище», хороводы: «А я по лугу», «Я на камушке сижу»; игровые танцы: «Черный баран», «Есть у зайки огород».
В средней группе ребенку предоставляется возможность познакомиться с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием (балалайка, трещотка, ложки и др.) и сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые).
Детям старшего возраста доступны более сложные образцы народного искусства: хороводы «Со вьюном я хожу», «Плетень», «Девка посуху ходила».
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Для полноценного погружения в атмосферу фольклора используются видео-презентации с русскими музыкальными инструментами, их историей, тембром, демонстрацией способов игры на них.
Слайды 7-11 Итогом проделанной работы становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха».
Таким образом, в процессе приобщения к музыкальному наследию своего народа, у детей появляется интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Слайд 12 2. Образ Родины и семейные ценности.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям и, прежде всего, (Клик) воспитание любви и уважения к матери. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В репертуаре программы «Ладушки» много музыкальных произведений, которые воспитывают любовь к маме, семье.
(Клик) Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Авторы программы рекомендуют для этого возраста песни, выражающие безусловную любовь к маме и ставшие уже классикой для детей нашей страны: «Пирожки», музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской ; "Маме в день 8 марта", музыка Е.Теличеевой, слова М. Ивенсен ; «Маме песенку пою», музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко
(Клик) Для старших дошкольников предлагаются песни, которые вызывают более сложные чувства: чувство гордости за свою маму ( «Мамина песенка», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского); чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ ( «Наша мама», музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской); чувство нежной радости, ласкового спокойствия («Хорошо рядом с мамой», музыка А. Филиппенко, слова Г. Ношиной).
(Клик) В программе «Ладушки» допускается использование дополнительного песенного репертуара, что позволяет включать музыкальные произведения о маме наших композиторов-современников: Л. Олиферовой, С. и Ек. Жедезновых, Т. Морозовой, З. Роот и др.
Слайд 13 С большим удовольствием дети исполняют такие песни на традиционном празднике 8 Марта, а также на мероприятиях, посвященных Дню матери, Дню семьи, любви и верности.
Слайд 14 Постоянно расширяясь, любовь к близкому, родному окружению переходит в любовь к родной природе, к малой родине, а в более старшем дошкольном возрасте к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. (Клик) Этому способствует разучивание известных песен, как: «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой; «Родина», муз. Е. Д. Османовой, сл. В. Е. Степанова; «Родине спасибо», муз. Н.Н. Найденовой, сл. Т. В. Попатенко; «Дружной, радостной семьёй», сл. и муз. Г. А. Григорьева; «Наш край», муз. и сл. А. Н. Ермолова; «Родина моя» муз. Е. А. Тиличеевой сл. И. Г. Шибицкой; «Деревца» и «Открытая Россия», муз. Е. А. Тиличеевой, сл. А. Г. Кузнецовой и др., посвящённые теме патриотизма.
Разучивание и исполнение песен патриотической направленности формирует у дошкольников патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству.
(Клик) Широко представлен в программе такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Русская музыкальная классика – это достояние России. Слушая произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию.
Классические произведения используются не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.
Слайд 15 Итоговое мероприятие – День России.
Слайд 16 В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект. Это знакомство с малой Родиной.
Одной из форм знакомства с этой темой становятся виртуальные экскурсии по городу, которые помогают создать атмосферу путешествия. Дети исполняют песни о родном крае, читают стихи о городе, узнают о знаменитых людях, которые жили и работали здесь ( Б. Заходер, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Пастернак и др.) Подробно узнают о человеке, чье имя носит наш город, академике С.П. Королёве.
Слайд 17 Работа над этой темой связана с подготовкой к празднованию Дня космонавтики.
Слайд 18 3. Героико-патриотическое.
Особое значение имеет тема защитников Отечества. В этой теме на музыкальных занятиях формируется представление о героическом прошлом русского народа, происходит знакомство с защитниками земли русской; воспитывается гордость за своих предков, уважение и чувство благодарности к Защитникам Отечества.
(Клик) Песни военной тематики легко запоминаются и дороги ребятам. Любят дети такие песни, как: «Будем моряками», музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;
«Рано утром солнышко разбудит дом» сл. и муз. Т. Кулиновой ; «У меня матроска, шапка у меня» муз. М. Протасова, сл. О. Саара.
Дети с удовольствием исполняют такие танцы как, «Казачок», «Яблочко», «Морячка», «Катюша», «Кадриль», «Бескозырка».
Слайд 19 Кульминацией проделанной работы являются мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества.
Слайд 20 Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. Никого не оставляют равнодушными исполнение песен «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Прадедушка" муз. А. Ермолова, сл. М. Загота.
Дети с удовольствием слушают фрагменты музыкальных произведений: Д.Д. Шостаковича «Ленинградская симфония» (тема нашествия), В. Лебедева-Кумача, А. Александрова «Священная война».
Слайд 21 Очень привлекательны для детей старшего дошкольного возраста танцевальные композиции на музыку и песни военной тематики: «Тучи в голубом» муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова и П. Синявского, «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова и другие.
Песни на долгое время остаются в памяти ребёнка и способствуют формированию его сознания как гражданина и патриота.
Уже несколько лет подряд формой проведения мероприятия, посвященного Дню Победы стал «Марш-парад дошколят». Проводится данное мероприятие в группах по возрастам. Это команды детей, которые соревнуются между собой в исполнении песен, танцев, стихов и красочными рассказами о своих прабабушках и прадедушках – ветеранах ВОВ.
Слайд 22 4.Толерантность.
Главный закон государства – Конституция России начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…», потому что в России проживают представители многих национальностей, все мы – единый народ. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
Одним из главных средств формирования толерантности у ребёнка считает приобщение его к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашей страны и за её пределами.
К сожалению, в репертуаре программы «Ладушки» представлен музыкальный материал только зарубежных народов, но возможность использования дополнительного материала позволила включить в музыкальную деятельность песни, танцы, игры народов нашей страны. Практическая возможность прикоснуться к музыке и культуре разных народов вызывает у дошкольников неподдельный интерес, яркие эмоциональные впечатления, расширяет кругозор, а главное – формирует толерантную гражданскую позицию.
Полученные навыки и знания дети смогли продемонстрировать на мероприятии, посвященном Дню народного единства.
Безусловно, работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей посредством музыкально – образовательной деятельности интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать и тематически расширять в соответствии с Примерным перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО, рекомендованном новой Федеральной образовательной программой дошкольного образования