Рекомендации для воспитателей по использованию ИКТ технологий в образовательном процессе
Использование ИКТ в детском саду – это актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога ДОУ без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Средствами ИКТ являются: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски.
В образовательном процессе с дошкольниками используют: фотографии, видеоролики, видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов) презентации, детские развивающие компьютерные игры.
Использование ИКТ на занятиях.
Использование видеороликов позволяет сделать образовательный процесс информационно более емким, зрелищным и комфортным. Реализация образовательной программы в таком ключе проходит гораздо эффективнее, ведь применение видеоматериала целесообразно в каждой из образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Применение видеороликов в этой области наиболее результативно, поскольку позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. На занятиях по окружающему миру имеют место быть видеоматериалы на экологическую тематику. На занятиях по математике успешно применяются видеоролики, позволяющее легко и быстро освоить цвет, форму, величину и т д.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
В данной области целесообразно применение видеороликов социального характера, предполагающие соблюдение общепринятых норм и правил поведения. Именно в этом случае видеоролики помогут педагогу достичь намеченных результатов. Смена ярких картинок и одновременное прослушивание правил поведения в той или иной ситуации дают максимально положительный результат. Так, можно создать и применить в работе видеоролики по следующим темам:«Безопасность на дороге», «Осторожно, новогодние хлопушки» и др.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи – один из самых сложных разделов образования, однако при помощи видеоматериалов достаточно просто, например, добиться правильной артикуляции отдельных звуков. Важно лишь применить фантазию!
Образовательная область «Физическое развитие»
Не секрет, что долгое нахождение в статичном положении губительно сказывается на организме ребенка. Именно поэтому целесообразно применение небольших видеороликов в качестве динамической паузы, зрительной или дыхательной гимнастики.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Знакомство с искусством предполагает наличие зрительных образов. И как нельзя лучше подходят для этой цели обучающие видеоролики. Для демонстрации детям подойдут следующие материалы:
Одной из форм художественно – эстетического развития является и слушание музыкальных произведений. Процесс слушания у детей имеет свои особенности. Малыши еще не могут усилием воли заставить себя слушать долгое незнакомое произведение. Чтобы этот процесс стал более эффективным, необходимо сделать его интересным, необычным, эмоционально насыщенным. В этом помогают видеоролики. Смена картинок, наложенных на музыку, успешно справляется с этой задачей. Плюс ко всему данный метод можно применять для «рисования музыки».
Подводя итоги, хочется отметить, что реализации основной образовательной программы при помощи видеоматериалов позволяет построить воспитательно - образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий.
Таким образом, в условиях ДОУ не только возможно, но и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Используя ИКТ, в своей работе, педагог должен помнить, что оно позволяет выполнять определенную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, но не в коем случае, НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью ребёнка!