a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сетевое взаимодействие как показатель качества знаний

Автор: Казак Анна Александровна Опубликовано: 2023-06-26 01:59:30

 (из опыта работы)

Презентация выступления https://disk.yandex.ru/i/DsQtcgIu4Qxqsw

Динамика развития современной системы образования такова, что школа уже не может успешно функционировать на основе «натурального хозяйства», будучи закрытой, как средневековый замок. Образовательное учреждение должно быть открыто для новых ресурсных и информационных вливаний и, в свою очередь, быть готовым стать ресурсным центром.

Сетевая форма реализации программ дает возможность объединить ресурсы для более качественного результата и предоставления максимальных возможностей школьникам.

Мы воспитываем необычное поколение детей, которые родились, когда Интернет уже существовал. Сетевое пространство для них существует не как отдельная реальность, которую можно наблюдать со стороны, а как неотъемлемая часть повседневной жизни. Это говорит о том, что глобальная сеть определяет новые форматы жизни и новые социальные условия становления цифрового поколения.

Как показывает практика, большинство школьников не представляет, каковы возможности интернета в решении учебных задач. Данную ситуацию наглядно проиллюстрировал переход на дистанционное обучение во время пандемии короновирусной инфекции.

 

Сетевое взаимодействие в образовании:

- это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс;

- это способ деятельности по совместному использованию ресурсов;

- это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.

 

Теоретическое осмысление использования сетевого взаимодействия позволило обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно: единые идеи, цель и задачи; существование структуры; отсутствие единоначалия; открытость в системе и самой системы. А значит, на первый план выходят такие характеристики, как:

пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети);

информация (содержание этих связей);

время (логика развития сетевых отношений)

и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).

Привлекательным для нас становится понимание образовательной сети как совокупности субъектов образовательной деятельности.  Это не только обмен опытом, расширение возможностей. Идёт процесс диалога, а также процесс отражения  опыта друг друга, который мы рассматриваем   в качестве индикатора, он позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, усиливающими качество  образования.

Формы и методы сетевого взаимодействия (на слайд).

  • Реализация образовательной программы с привлечением учреждений сети.
  • Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов.
  • Сетевое образовательное событие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: занятия, акции, экскурсии, практики, стажировки и т.д.

 

Что может дать сетевое взаимодействие школе? Пожалуй, никто не сможет ответить на этот вопрос лучше руководителя школы, в которой уже накоплен достаточный опыт в этой области, где педагоги отработали схему поиска партнеров и научились объединять ресурсы  школы с ресурсами партнеров.

Нами накоплен комплекс организационно-управленческих механизмов:

Заключены Договора с учредителем,  муниципальное задание;

Договора о сотрудничестве с учебными заведениями края.

Разработаны Планы, проекты, структура;

Проведен анализ спектра запросов партнеров и школы;

Организация методического и психологического сопровождения.

Материально-техническая база в школе на достаточно хорошем уровне.

Педагоги

Начальная ступень сетевой коммуникации между педагогами давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, межрайонные конференции и много другое.

В современных реалиях актуальна и востребована такая форма сетевого взаимодействия как организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие для нас  имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОО доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, виртуальных выставок, дистанционных слетов научных обществ, сетевых проектов Методических недель, Методических объединений, по работе с молодыми и малоопытными педагогами; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевые сообщества учителей – это форма организации профессиональной деятельности в сети. Это огромное поле для самореализации каждого. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Это возможность жить не только в рамках предмета. Обогащаться от коллег отобранным самостоятельно опытом.

 

Уроки

Немецкий язык

С  целью формирования интереса и повышения мотивации обучающихся к изучению второго иностранного языка (немецкого) сотрудничаем с преподавателем и студентами  кафедры романо-германской филологии   ТОГУ.  Светлана Геннадьевна преподает немецкий язык в 6 и 7 классах. Второй год сотрудничает с  Кристианом Хайнсом.

(урок немецкого языка на тему «Традиционные салаты»,

https://disk.yandex.ru/i/zKHb5Yv7GhA5NQ

 8 минут 19 сек.)

В период с 2020 года проведено 4 телемоста с носителями английского  языка, в частности  с нутрициологом Ивой Дорич из Хорватии на английском языке, информационная экскурсия в ТОГУ. 

Результаты ОГЭ по английскому языку 4,5 балла.

 

Сетевые образовательные проекты для обучающихся

 (Рыжакова)

В поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство.

В ноябре текущего года обучающиеся 10 класса под руководством Рыжаковой  Елены Александровны приняли участие в краевом конкурсе программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленностей».

Эффективная организация работы над  сетевым проектом была  основана на выполнении метапредметных  заданий. Елена Александровна выполняла роль координатора, наставника, тьютора, помогая участникам  продвигаться в проекте, обеспечивая развитие у обучающихся компетентностей, которые способны помочь им научиться вновь и вновь «находить себя» в будущих изменяющихся условиях, сегодня принципиально не предсказуемых.

В процессе работы над сетевым проектом обучающиеся   обменивались информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактировали документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевой образовательный продукт. Развитие получили как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как:

  • успешно работать с другими;
  • принимать обдуманные решения;
  • брать на себя инициативу;
  • решать комплексные проблемы;
  • управлять собой;
  • эффективно общаться.

(sms детей о работе над проектом)

Результат – 2 место.

Краевой конкурс Точек роста «Школа магии»

 

В ноябре-декабре мы приняли участие в краевом конкурсе Центров «Точка роста». Все материалы   находятся в открытом доступе и пользоваться ими могут даже те, кто не принимал участия в сетевом проекте. Также материалы данного проекта могут быть использованы учителями, родителями и обучающимися.

Командная работа помогла участникам устанавливать деловые связи с другими людьми, распределять работу, нести ответственность за свою работу, помогать товарищам.

(интерактивный плакат https://disk.yandex.ru/i/YmJrvWgyta6L8g )

 

Дополнительное образование выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности и полноты.

Благодаря организации единого сетевого образовательного пространства развитие общего образования стало возможным за счет потенциала    дополнительного образования. Ценность которого состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в общем образовании.  В ходе реализации дополнительной программы «Педагогический коллайдер» мы проводим онлайн-встречи, диспуты с нашими выпускниками, ныне студентами Хабаровского педагогического колледжа. На сегодняшний день трое выпускниц 11 класса планируют поступать в педагогический колледж.

Вашему вниманию будет представлено занятие, тема которого «Современный ученик должен учиться, чтобы достичь цели ?! ..» в коучинговом формате. С одной стороны школьники, которым предстоит сдавать экзамены и поступать, с другой стороны уже студенты.

(занятие с ХПК в рамках реализации программы

Педагогический коллайдер

 https://disk.yandex.ru/i/x_9wAUJIca9-gA

 8 минут 48 сек)

После проведения встречи на вопрос «Что во  время встречи вызвало затруднения?» дети ответили: «Думать над вопросами».

Кроме этого школа,  спортивные центры,  секции, учебные заведения  выступают как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Двое учениц 10 класса в 2021-2022 учебном году прошли обучение в заочной школе медиков на базе КЦО.

IT-куб

С 2021 года в школе  реализуется программа дополнительного образования инновационного направления в сетевой форме. Были заключены договора с технопарком «Кванториум»  г.Комосмольска-на Амуре, ЦДО «IT-куб»,  КНАТУ. Специалисты Центра «IT-куб» г.Хабаровска  с января 2021 года  занимаются с ребятами по программе «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности» на платформе  «ZOOM», в настоящее время по скайпу, либо предоставляя запись практикума. Занятия в «IT-куб»  ориентированы в первую очередь, на ребят, которые решили посвятить себя техническим профессиям, – программиста, IT-специалиста, инженера, авиаконструктора, судостроителя и тому подобное. В рамках цифровой лаборатории ребята разработали мини-проекты «Компьютерная грамотность дошкольника», «Изготовление комплекта шахмат», «Выявление несанкционированных свалок на территории с. Лермонтовка с помощью квадракоптера Syma X8PRO»,   которые направлены   на решение конкретных гуманитарных  и социальных проблем школы и села  при помощи технических  изобретений с использованием оборудования  Центра « Точка роста».

(фото с проектов, сертификаты)

(видео Литвиненко, занятие по ИКТ,

https://disk.yandex.ru/i/uK62YtAVfZTs-w

 7 минут 14 сек)

             Сотрудничая с IT-кубом, Елена Александровна и обучающиеся   выделили для себя три основных преимущества:

1.Возможность готовиться к занятиям: дети имеют круглосуточный доступ к ресурсам ИОС. Домашние задания выполняют в режимах on-line или off-line с введением результата в режиме on-line.  Обучающиеся  и преподаватели получают возможность их анализа, обсуждения и сравнения с эталонными решениями.

  1. Аудиторные занятия. Кардинально меняется роль преподавателя: он перестаёт быть основным
    источником информации и становится организатором групповой или самостоятельной учебной деятельности учащихся, стимулируя и направляя её в нужное русло. Характер его общения с учащимися переходит от монолога к диалогу.
  2. Автоматизированный учёт действий.

Стержнем проекта является ИОС предпрофильного и профильного обучения- для этого предусмотрена избыточность ресурсов и инструментов ИОС.

Показатели эффективности реализации программы:

- ГИА-9

- поступление на программистов.

За  счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.

 

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании. Хабибуллин Артем, инвалид, обучается на дому. Внеурочная деятельность дает просто неограниченные возможности.

В ходе занятия ученику необходимо было создать циклический алгоритм для движения робота, переслать учителю, который запускал программу движения робота со своего компьютера.

Для программирования использована программа MinsdormEV3.

Общение организовано   посредством видеосвязи Телеграм-канала.

(видео занятие с Хабибуллиным – программирование робота,

https://disk.yandex.ru/i/lwTFVUSj4LTkIg

4 минуты 38 сек)

Обучающиеся с ОВЗ, инвалиды принимают результативное участие в конкурсах Абилимпикс, Олимп возможностей, по робототехнике.

Учи.ру

Образовательные платформы – одна из ниш в онлайн – образовании. Это большой диапазон самых разных проектов. Эти интернет-проекты позволяют создают виртуальное образовательное пространство учреждений, и делают его доступным для всех интернет-пользователей. Использование интерактивной образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» повышает эффективность учебной деятельности и формирует положительную учебную мотивацию на уроках в начальной школе, 5-6 классах по русскому языку и математике. Обучающиеся проводят достаточно много времени за компьютером, так пусть они проводят это время с пользой. Успех укрепляет веру школьника, да и любого человека в собственные возможности и силы. У него возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать ещё большие трудности.

(результаты – грамоты за Учи.ру)

 

Ожидаемые результаты

 

  • Освоение ООП;
  • Динамика продвижения каждого ребенка в освоении ООП.
  • Имидж и  рейтинг  школы,   социальная  успешность  выпускников.
  • Степень удовлетворенности образовательным процессом всех участников образовательного процесса.
  • Статус образовательного учреждения.
  • Качество образования школьников
  • Рост достижений всех участников инновационного процесса в конкурсах, проектах, соревнованиях, олимпиадах, в том числе дистанционных.

Социальные эффекты (на уровне школы):

  • Увеличение доступности образования (качество реализации ООП).
  • Повышение профессиональной компетентности педагогического и административного персонала - участников сетевого взаимодействия.
  • Включение в образовательный процесс различных форм сетевого взаимодействия как одного из элементов образования и развития социальной компетентности школьников.
  • Обеспечение преемственности между уровнями образования.
  • Средний тестовый балл на ЕГЭ по физике, по биологии выше районного, по физике выше краевого.
  • Расширение возможности получения качественного образования детьми различных категорий (ОВЗ, дети-инвалиды и др.).
  • Реализация индивидуализации образования через построение индивидуальной образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ.
  • Расширение сотрудничества, социального партнерства.
  • Включенность общественности   в   сетевые   мероприятия   с целью формирования положительного имиджа школы.

Критерии  оценки организации сетевого взаимодействия:

  • Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия образовательных программ, технологий, преподавательского состава, инфраструктуры, внешних связей, партнеров, опыта работы.
  • Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия направлений, публикаций, статей, научных лабораторий.
  • Наличие созданных электронных ресурсов.
  1. Наличие педагогов, участвующих в реализации совместных образовательных программ.
  • Количество проведенных занятий, уроков, мастер-классов, олимпиад, конкурсов, конференций, проектов в сетевой форме.

 

Проблемы

Конечно же, как и в любом деле, без трудностей не обойтись.

Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою.

Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем.

Еще одна проблема – недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Эту проблему мы стараемся решить с помощью методической поддержки педагогов в области ИКТ, повышении квалификации.

 

Заключение

 

Подводя итог, хочу сказать, что, несмотря на трудности, сетевые проекты сейчас являются одной из передовых форм работы с обучающимися, педагогического сообщества. Они позволяют развивать умения ученика 21 века, помогают формировать УУД через систему заданий, направленных на создание коллективного продукта, дают возможность нашим ученикам почувствовать свою самостоятельность, состоятельность. Уверенность в своих силах.

Стараемся вовлечь в развитие сетевого взаимодействия всех участников образовательных отношений. Продолжим сотрудничество с партнерами,  так как на практике убедились в целесообразности и пользе сетевого взаимодействия, способствующего достижению нового качества образования.

Стараемся оперативно откликаться на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества: готовы к инновационной, исследовательской и творческой деятельности с детьми и с теми, кто в этом нуждается.

Спасибо за внимание! Успехов в вашей профессиональной деятельности!

С наступающим Новым годом!

 

 

 

Оставить комментарий: