Мастер-класс"Технология развития критического мышления".
Документы для скачивания
Технология развития критического мышления дошкольников 4953028511500 Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление- это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ребёнок, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в интерактивный процесс. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Первый этап – «вызов»- пробуждается интерес к теме. Второй этап – «осмысление»- осмысленная работа с текстом или информацией. Третий этап – «рефлексия»- размышления, формирование личностного отношения. Методические приёмы технологии развития критического мышления Развитие критического мышления эффективно достигается в игровой форме. Игра «Сказка». Я рассказываю сказку, ребёнок внимательно слушает, где будет неправда, говорит: «Так не бывает! » Игра «Сравнение». - Это листочек зелёный, как: - Огурец. - Так. Ещё! - Как лягушка, как травка. «Разыгрывание стишков». Рассматриваем иллюстрации и разыгрываем действия: «Ну- ка походим, так как ходит бычок». «И – дёт – бы – чок, ка – ча – ет – ся ». Игра «Чепуха». «Сел баран на пароход и поехал в огород»( К. И. Чуковский) . Игра «Что напутал художник? »( для детей старшего возраста) . Даю детям картинки, изображающие смешанные времена года. Ребёнок внимательно рассматривает их и «поправляет» нерадивого художника. Использование работе действий со знаками, схематическими изображениями предметов, географическими картами, моделями. «Моделирование». Замещаем один объект другим( реальный – условным) . Кружок зелёный – это крокодил, жёлтый кружочек – это солнышко. Разыгрывание с «заместителями» русской народной сказки «Колобок» Колобок- жёлтый, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – рыжая. К каждой «Главе» сказки делаем рисунок «символические изображения». Сказка «Три медведя». Медведи – бумажные полоски разной длины. Стулья – квадраты, кровати – прямоугольники. Домик – большой прямоугольник с «окном». Взрослый читает, а ребёнок – разыгрывает. Ребёнок может придумать свою сказку. Использование на занятиях приёма чтения сказок, рассказов, просмотр мультфильмов с остановками, это делает процесс изучения художественного текста не только увлекательным, но и развивает у детей умение практически мыслить, делать выводы. Что такое синквейн? Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорк а Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. ( «Синквейн» от французского слова «пять») . Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредствен ной образовательной деятельност и . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Правила составления синквейна Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова( обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь) . Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Проектная деятельность. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий- проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой- то проблемы. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ Классификация Типы По количеству индивидуальные; парные; групповые, фронтальные По содержанию моно проекты ( 1 образовательная область) Интегративные( 2 и более образовательных областей) По продолжительности краткосрочные( мини- проекты – несколько занятий, 1- 4 недели) ; среднесрочные( от 1 месяца) ; долгосрочные проекты( полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности Исследовательские- дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Творческие- дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления( совместная газета, видеофильм, праздник) . Ролево – игровые- с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы. Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком- то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико – ориентированные( прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д. ) Комбинированные( универсальные) - представления с использованием предварительно изготовленных изделий ( показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д. ) . Типы проектов в ДО ( по Л. В. Киселевой) Тип проекта Содержание Исследовательско- творческий Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов. Ролево- игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы Информационно- практико- ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни( лук на подоконнике) или используются в оформлении группы( выращивание цветов) . Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки. Системная паутинка по проекту. Познавательное развитие ведущая деятельность- познавательно- исследовательская, формы: Речевое развитие ведущая деятельность- коммуникативная, формы: Физическое развитие ведущая деятельность- д вигательная, формы: Социально- коммуникативное развитие ведущая деятельность- игровая, формы: Художественно- эстетическое развитие ведущая деятельность- продуктивная, формы: Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами формы: «Модель трёх вопросов». ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают План( тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства Метод «Мыслительных карт»( Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника Майндмэппинг( mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это- ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём- обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Последовательность действий п о составлению мыслительных карт 1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом( рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально. 2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий( каждая может иметь свой цвет) . Над каждой линией- ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова. 3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных. 4. От главных( радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт. 5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы( обвести) или другие геометрические фигуры. Образ" Семь мы" ( по Заир- Бек) Мы озабочены. . . ( формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание) . Мы понимаем. . . ( представляется осознанная проблема для решения и ориентиры- ценности) . Мы ожидаем. . . ( дается описание предполагаемых целей- результатов) . Мы предполагаем. . . ( представляются идеи, гипотезы) . Мы намереваемся. . . ( контекст действий, планируемых поэтапно) . Мы готовы. . . ( дается описание имеющихся ресурсов различного характера) . Мы обращаемся за поддержкой. . . ( представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта) . « Шест шляп мышления»( Эдвард де Боно) Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий