Проект "Уйти, чтобы остаться"
Образовательный проект
«Уйти, чтобы остаться»
(«2018 год — год гражданской активности и волонтёрства»)
«Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,...»
А.Дементьев
Пенсия. Кто-то воспринимает ее как значимый возрастной рубеж, по достижении которого можно перейти на содержание государства (размер этого содержания - другая тема), а кому-то совсем не улыбается числить себя в статусе пенсионера и хочется работать, работать и работать.
Есть ли для такого пенсионера от образования жизнь после пенсии? Где может быть востребован его жизненный опыт? Кому нужны его знания и нужны ли вообще?
Как показала практика, для педагогов-пенсионеров в значительной степени важно получать признание своего труда в педагогическом коллективе, даже находясь на заслуженном отдыхе, т. е. система статусной мотивации более действенна для них чем материальные стимулы.
Цель проекта: создание условий для вовлечения неработающих педагогов-пенсионеров в методическую работу школы для совершенствования интеллектуального ресурса педагогов.
Задачи:
- Использовать опыт педагогов-стажистов в работе педагогического коллектива.
- Показать значимость каждого педагога-стажиста для школы.
- Обобщить опыт на районном уровне.
В рамках Проектного управления методической работы с кадрами в МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения организована группа педагогов-стажистов: 5 человек из числа неработающих пенсионеров (один из них Отличник народного просвещения, все пятеро имеют первую и высшую КК), один — работающий пенсионер - Отличник народного просвещения, заслуженный учитель.
Им присвоен статус школьных волонтёров-стажистов, так как стаж работы составляет от 42 до 61 года. Таких педагогов можно с уверенностью назвать «хранилища традиций».
Школе нужны молодые специалисты. К сожалению, не на все вопросы молодому и малоопытному педагогу можно найти ответ в книге или интернете. Как бы хорошо или отлично будущий педагог не учился в ВУЗе, его нельзя рассматривать как состоявшегося специалиста. Только на практике происходит его становление, овладение педагогическим мастерством. В этом как раз могут оказать помощь школьные волонтёры-стажисты, педагоги с огромным педагогическим опытом. В некоторых случаях помощь нужна и состоявшимся педагогам.
Работа волонтерской группы осуществляется по следующим направлениям:
- подготовка к ГИА;
- работа с обучающимися с ОВЗ;
- конкурсное движение (воспитательная работа);
- работа с одаренными (подготовка к олимпиадам разного уровня);
- диссеминация опыта (открытые уроки, мероприятия, выступления на семинарах, педсоветах);
- профессиональные конкурсы;
- классное руководство.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетенции молодого педагога новой формации;
- развитие у молодых специалистов необходимых навыков и умений ведения инновационной педагогической деятельности, соответствующей требованиям ФГОС;
- всестороннее развитие имеющихся у педагогов знаний в области предметной специализации и методики преподавания, подготовки к ГИА, конкурсам, олимпиадам;
- Крепкий и высокопрофессиональный педагогический коллектив.
- Успешная реализация ФГОС в вопросах преемственности.
«Дорожная карта»
реализации проекта «Уйти, чтобы остаться»
на 2017-2019 гг
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный волонтер-стажист (специализация) |
1 |
Торжественная встреча и представление группы волонтёров-стажистов коллективу |
Август |
Заместитель директора по ВР школы (действующий) |
2 |
Согласование и корректировка плана работы группы на новый учебный год |
Август |
Заместитель директора по УВР школы (действующий) |
3 |
«Час общения «Расскажи о себе» |
Август |
Волонтеры-стажисты |
4 |
Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя» |
Сентябрь |
Волонтеры-стажисты |
5 |
Консультация «Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы в свете современных требований ФГОС» |
По запросу |
Волонтеры-стажисты |
6 |
Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников» |
Октябрь |
Волонтёр-стажист (старшая вожатая, классный руководитель) |
7 |
Мастер-классы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» |
По плану предметных ШМО |
Волонтеры-стажисты |
8 |
Посещение уроков молодых специалистов, самоанализ урока |
В течение года |
Волонтёр-стажист (учитель-методист) |
9 |
Семинар-практикум «Сравнение традиционных и развивающих подходов к обучению» |
Ноябрь |
Волонтеры-стажисты |
10 |
Круглый стол «Стили педагогического общения». |
Декабрь |
Волонтеры-стажисты |
11 |
Организация подготовки обучающихся к олимпиадам |
Сентябрь-декабрь |
Волонтёры-стажисты (учитель математики, учитель русского языка и литературы) |
12 |
Подготовка к научно-практической конференции школьников |
Декабрь, январь |
Волонтёр-стажист (учитель географии) |
13 |
Роль жюри в конкурсном движении школы |
В течение года |
Волонтеры-стажисты |
14 |
Подготовка к ГИА |
В течение года |
Учителя-предметники из числа стажистов |
15 |
Организация работы с обучающимися с ОВЗ |
По запросу классных руководителей |
Волонтёр-стажист (учитель начальных классов, учитель-дефектолог) |
16 |
Круглый стол «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС» |
Апрель |
Волонтеры-стажисты |
17 |
Практикум «Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода». |
Март |
Волонтеры-стажисты |
18 |
Оказание помощи в роли «Жюри»: конкурсы, смотры-конкурсы художественной самодеятельности, соревнования |
По плану предметных недель в школе |
Волонтеры-стажисты
|
19 |
Методическая консультация «Подготовка обучающихся к олимпиадам разного уровня» |
Сентябрь |
Волонтёры-стажисты (учитель русского языка, литературы, географии, биологии, математики) |
20 |
Отчет группы волонтёров-стажистов о проделанной работе и достигнутых результатов |
Май |
Волонтёр-стажист (учитель-методист) |
21 |
Обобщение опыта работы волонтёров-стажистов на районном уровне, освещение в периодической печати |
Июль-сентябрь |
Заместитель директора по УВР школы (действующий) |
Организация работы в режиме «педагогической интернатуры» предоставляет следующие возможности:
- Волонтёру-стажисту — горизонтальный профессиональный рост и активный образ жизни.
- Педагогам школы со стажем — знания и навыки, необходимые для собственного профессионального развития.
- Молодым специалистам и малоопытным педагогам адаптация к работе в школе, возможность избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию с коллегами, детьми, родителями (законными представителями), формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность;
Анализ работы показал, что уже на сегодняшний день данный опыт является удачным и может быть предложен к внедрению в школах.