a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа "Школьное лесничество"

Автор: Казак Анна Александровна Опубликовано: 2023-07-06 16:40:56

Пояснительная записка

 

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа клуб «Школьное лесничество»  составлена согласно закону РФ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования  Письму Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Рабочая программа дополнительного образования в 6-7 классах по ФГОС Клуб “Школьное лесничество ” составлена на основе авторской программы Шпотовой Т.В. о природе и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей  школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Актуальность программы  Клуб «Школьное лесничество» обусловлена тем, что в настоящее время возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду и техногенное давление на биосферу - важнейшие проблемы современности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Воспитание бережного отношения к природе – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа клуб «Школьное лесничество» предназначена для 6-7 классов :  6 класс- 34 ч, 7 класс- 34 ч класс. (1 занятие в неделю). Преподавание основано на получении обучающимися  знаний и навыков в области экологии.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

 

Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

 

Задачи программы клуб «Школьное лесничество»:

  1. 1. Формирование у школьников знания основ о природе;
  2. Научить использовать полученные знания бережного отношения к природе;
  3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
  4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
  5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение обучающихся  в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

                                 Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся обучающими. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

К концу изучения программы обучающие научатся:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

                                Содержание программы для 6 класса

«Прикосновение к прекрасному»

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки- несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел – “Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.

 

Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теор.

практ.

1

В гостях у природы

5

3

2

2

Пернатые наши друзья

9

6

3

3

О грибах и не только

4

3

1

4

Жизнь на водоемах

5

3

2

5

Удивительный мир насекомых

3

2

1

6

Явления природы

3

1

2

7

Мы юные садоводы

4

1

3

 

Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Теорет.

Практ.

Экскурс.

Виды деятельности

 

В гостях у природы

5

3

1

1

 

1

Что такое “экология”?

1

 

 

 

Знакомство с понятием «Экология»

2

Ель – кормилица. Лесной час

1

 

 

 

Интересные факты о ели

3

Почемучкины книжки

1

 

 

 

Чтение книг о природе, обсуждение прочитанного

4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

 

 

 

Изготовление поделок из природного материала

5

Игра «Джунгли зовут!»

1

 

 

 

игра

 

Пернатые – наши друзья

9

6

2

1

 

6.

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

 

 

 

Сообщение, прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликаций, лепка фигурок из пластилина

7.

Горлица – лесной голубок

1

 

 

 

8.

Филин – самый крупный из наших сов

1

 

 

 

9.

Кукушка – хитрая птица

1

 

 

 

10.

Лесной доктор – большой пестрый дятел.

1

 

 

 

11.

Клесту не страшен холод

1

 

 

 

12.

Разновидности птиц.

1

 

 

 

 

13.

КВН “Птицы наши друзья”

1

 

 

 

КВН

14.

Экологическая акция “Берегите птиц!” Экскурсия в природу

1

 

 

 

Экскурсия, наблюдение за жизнью птиц

 

О грибах и не только

4

3

1

 

 

15.

Съедобные и несъедобные грибы

1

 

 

 

Лепка грибов из пластилина, рисование гриба вместе с деревом;

Составление альбома-справочника

16.

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

 

 

 

17.

Грибная угадай-ка

1

 

 

 

18.

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах.

1

 

 

 

 

Жизнь на водоемах

5

3

2

 

 

19.

Рыбы. Рыбий язык

1

 

 

 

Просмотр видеофильма, изготовление оригами

20.

Аквариумные рыбки

1

 

 

 

21.

Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

 

 

 

22.

Чья это хатка? Видеофильм

1

 

 

 

23.

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

 

 

 

 

Удивительный мир насекомых

3

2

1

 

 

24.

Бабочки, занесенные в Красную книгу Хабаровского края

1

 

 

 

Рассматривание коллекций насекомых, изготовление аппликации

25.

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

 

 

 

26.

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

 

 

 

 

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3

1

2

 

 

27.

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

 

 

 

Правила поведения при грозе

28.

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. работа

1

 

 

 

29

Экскурсия на реку Бира

1

 

 

 

 

Мы юные садоводы

5

1

3

 

 

30

Мы исследуем почву. Исслед. работа

1

 

 

 

Опыты по определению состава почвы, изготовление аппликации «Обитатели почвы»

31

Искусство составления букетов.

1

 

 

 

32.

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

 

 

 

33.

Экскурсия на пришкольный участок

1

 

 

 

34

Итоговое занятие. Экологическая игра

         

 

Итого:

34

20

14

 

 

                          

                                 Содержание программы для 7 класса

                                 “В чудный мир лесных открытий…”

Нет правды без любви к природе. 
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский

1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)

Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.

Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Экскурсия по территории школы. “Разноцветная ярмарка.

Практическая деятельность: проведение инструктажа.

Творческая работа: сочинение “Осень.. . Очей очарованья”.

2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.

Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.

Экологическая экскурсия в лес.

Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.

Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).

Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).

3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)

Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.

Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А. В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.

Экскурсия в лесхоз. Встреча с рабочими.

Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.

4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?

Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.

Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?

5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”. (4 часа)

Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.

Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации работ детей на страницах газет.

Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс). Литературно-творческие работы на страницах газеты «Школьный вестник». Участие в конкурсах на экологические темы.

Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.

6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)

“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы. Заказники Хабаровского края. Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения. Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга Хабаровского края.

Экскурсия в лесхоз.

“У нас в гостях …” (встреча с работниками лесхоза)

7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)

Родники наши.
Животный мир. Наши луга и просторы. Реки и речушки Бикинского района. Дары природы: грибы, ягоды, орех.
Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог. Очистка реки. Посадка деревьев (весной).
Проведение праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”

8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)

Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных обучающимися.
Экскурсия в лес. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.

9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)

Наш дом - планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность

Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.

Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.

Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).

10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”. (2 часа)

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств.
Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле.
Практическое занятие: сбор подписей против загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.

11 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)

Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”…

Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.

Экскурсия: культпоходы на лыжах, пешком.

Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Летний отдых.

Заключительное занятие. “Жить - чтобы жить”(обобщение и анализ работы)

Учебный план


п/п

Наименование раздела.

Всего часов

В том числе занятия

Теор.

Практ.

1.

Я - юный исследователь и следопыт

3

1

2

2.

Лес - верный друг человека

4

1

3

3.

Страницы биографии дерева

2

1

1

4.

Лесные пожары

2

1

1

5.

Наш край - край лесов и лесных богатств

4

1

3

6.

Достучаться до каждого сердца

5

1

4

7.

Тихий уголок детства

5

1

4

8.

Зелёная чайхана матери- природы

1

 

1

9.

Земля - наш общий дом

4

1

3

10.

Экологические катастрофы - беда нашей природы

2

1

1

11.

В здоровом теле - здоровый дух

3

1

1

 

Итого

34

10

24

 

Тематическое планирование занятий (34 часа)

п/п

Раздел. Тема занятия.

Кол. часов

Из них

Виды деятельности

Теорет.

Прак.

Экскур.

 

 

 

 

 

 

 

 

Я - юный исследователь и следопыт

3

1

1

1

 

1.

Экологические связи в живой природе

 

1

 

 

Рассматривание экологических связей в живой природе на примере дубового леса «Дуб и все вокруг него». Знакомство с правилами исследовательской работы

2.

Экскурсия в осенний лес «Разноцветная ярмарка»

 

 

 

1

Наблюдение осенних изменений в природе, сбор природного материала для поделок

3.

Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”.

 

 

1

 

Написание сочинения

 

Лес - верный друг человека

4

1

2

1

 

4.

Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты

 

1

 

 

Работа с атласом-определителем

5.

Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.

 

 

 

1

экскурсия

6.

Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”.

 

 1

 

 

Просмотр видеофильма «Тайны деревьев» Сбор и исследование шишек

7.

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса»

 

 

1

 

Изготовление поделок из природного материала

 

Страницы биографии дерева

2

1

 

1

 

8.

Сколько лет дереву? Исследовательская работа

 

1

 

 

Разглядывание коры дерева с помощью лупы, исследование спила дерева, изготовление  плаката «Обещание деревьям»

9.

Изготовление  плаката «Обещание деревьям»

 

 

 

1

 

Лесные пожары

1

1

 

 

 

10.

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем.

 

1

 

 

Правила поведения при пожаре, составление памятки «Как вести себя в лесу»

 

Наш край – край лесов и лесных богатств

4

1

2

1

 

11.

Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.

 

1

 

 

Работа с атласом-определителем, пр. р. по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

12 .

Деревья – главные растения леса.

 

 

 

1

Виртуальная экскурсия: «Дом-музей И.И.Шишкина в городе Елабуга»

13.

Растительный и животный мир леса

 

 

1

 

Изготовление аппликации, рисование на тему «Растительный и животный мир леса

14.

КВН: «Знаем ли мы свой лес?»

 

 

1

 

 

 

Достучаться до каждого сердца.

5

1

3

1

 

15.

Чудо природы - заповедники

 

1

 

 

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны

16.

Деловая игра «Достучаться до каждого сердца»

 

 

1

 

игра

17

Красная книга Хабаровского края

 

 

1

 

Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение

18.

Реки и речушки Бикинского района

 

 

 

1

Экскурсия на берег реки Бира

19.

Если хочешь жить долго - посади дерево. Встреча с работниками лесхоза

 

 

1

 

Посадка дерева или кустарника

 

Тихий уголок детства

5

1

3

1

 

20.

Наш край на карте России. Бикинский район, местонахождение на карте Хабаровского края. Конкурс чтецов о природе «Вот моя деревня, вот мой дом родной!»

 

1

 

 

Чтение стихотворений о природе местных авторов

21.

Наше экологическое богатство – лес (наблюдение за экосистемой окружающей среды)

 

 

 

1

Экскурсия в лес

22.

Конкурс рисунков «Любимый уголок родного города». Фотоконкурс «Достопримечательности с.Лермонтовка»

 

 

1

 

Рисование рисунков

23.

Проведение “Дня птиц”. Конкурс скворечников

 

 

1

 

Участие в акции, развешивание скворечников

24.

Творческая работа - сочинение “Вижу чудное приволье”.

 

 

1

 

Написание сочинения

 

Зелёная чайная матери- природы

1

 

 

   

25.

Лекарственные растения нашей местности

 

 

 

Работа с атласом-определителем, сбор лекарственных трав;
запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав

 

Земля - наш общий дом

4

1

3

 

 

26.

Хартия Земли - спасение нашей планеты

 

1

 

 

 

27.

Наш дом - планета Земля.

 1

 

 

 

 

28.

Сочинение на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”

       

Написание сочинения

29.

Фотоконкурс “Остановись, мгновение! Ты прекрасна!”

 

 

1

 

Фотоснимки родного края

 

Экологические катастрофы - беда нашей природы

2

 

1

1

 

30.

Использование природных богатств.

 

 

 

1

 

31.

Экологические проблемы планеты.

 

 

1

 

Мы – против загрязнения (сбор подписей)

 

В здоровом теле - здоровый дух.

3

1

1

1

 

32.

Полезные и вредные привычки.

 

1

 

 

Просмотр видеоматериала “Витамины от слова “вита”; составление меню рационального питания

33.

Правила здорового образа жизни.

 

 1

 

 

Составление режима дня, комплекса утренней гимнастики,

34.

Подвижные игры на свежем воздухе

 

 

1

 

Подвижные игры

 

Итого

34

9

16

9

 

 

 


Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

 

 

Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для обучающихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
  5. Детские развивающие и познавательные журналы.
  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.

Литература

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
  3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.

 



Оставить комментарий: