Программа Летней полевой практики
Программа
летней полевой практики
по экологии
«ЭКОС»
Руководитель:
учитель Химии
Казак Анна Александровна
с. Лермонтовка -2022 г.
Пояснительная записка
«Вместо путешествий в далекие страны,
на что так жадно кидаются многие,
приляг к лужице, изучи подробно существа —
растения и животных, ее населяющих,
в постепенном развитии и взаимно непрестанно
перекрещивающихся отношениях организации
и образа жизни, и ты для науки сделаешь
несравненно более, нежели многие путешественники…»
К.Ф. Рулье
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе компонента федерального государственного стандарта, полностью соответствует содержанию школьной рабочей программы по биологии, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, и предназначена для расширения биологического кругозора обучающихся на примере изучения организмов своего края. Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем. При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней. [2]
Цель: актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов живой природы в естественных условиях, углубление биологических и экологических знаний обучающихся, расширение представлений о понятии «живая природа», развитие навыков наблюдения за природой, стимулирование познавательной активности обучающихся, формирование активной исследовательской позиции.
Задачи:
- Формирование учебных умений практического и исследовательского характера;
- Формирование у школьников отношения к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности;
- Формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
- Познакомить с биоразнообразием организмов, населяющих планету
- Обучить основным методам, применяемым в исследовательской полевой деятельности;
- Заложить основы навыков работы с научной литературой и другими источниками информации;
- Научить пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
- Научить идентифицировать биологические объекты, используя определители, атласы и другую биологическую литературу;
9.Сформировать навыки методичности и аккуратности в проведении опытов и наблюдений;
- Сформировать навыки самостоятельных наблюдений в природе; • сформировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках: литературе, интернете и т. д
- Способствовать формированию активной жизненной позиции, в том числе и в сфере экологических проблем
Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.
Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.
Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования - «натуралистический» подход и методы «полевой экологии».
Биологическая систематика - предмет очень обширный и охватить его наиболее полно в сроки, отведенные школьной программой в течение учебного года, невозможно.
Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем. При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней. Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой и фауной), закономерностями сложения биоценозов, с биологией и экологией отдельных видов. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания, определения растений и животных. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и фауны. Особенное внимание уделяется редким и исчезающим видам. Обучающиеся развивают навыки работы с определителем непосредственно в природе, описания и зарисовывания растений и животных на месте обитания, не нанося им ущерба. Летняя практика способствует развитию у школьников наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к предмету «Биология», обеспечивает более эффективное его усвоение. Индивидуальную работу школьники выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Летняя полевая практика рассчитана на10 дней , по 4 часа в день (всего 40 ч). Для работы в период практики привлекаются учащиеся 5-7х классов.
На изучение ботаники отведено 20 часов, на изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных – 20 часов. По итогам практики обучающиеся предоставляют отчёт по указанной форме.
Число учащихся.
Число учащихся, одновременно проходящих курс обучения, зависит от «физических» возможностей места проведения практикумов. С точки зрения оптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группах по 8-12 человек на одного преподавателя.
Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т. е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.
Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы -рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах. Основной упор на экскурсиях делается на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.
Самостоятельная исследовательская предполагает углубленное изучение природы путем проведения детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.
Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.
При выполнении самостоятельных исследовательских работ учащиеся могут пользоваться методическими пособиями, которые являются неотъемлемой составной частью программы (книги 2-5) и позволяют, в общих чертах, вести исследования самостоятельно. Функция преподавателей на этом этапе ограничивается консультациями и общим «курированием» процесса работы.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
- место биологии и экологии в системе естественных наук;
- основные экологические проблемы урбанистической среды;
- основные группы животных и растений, обитающих на планете, а так же группы животных и растений, связанных с человеком и особенности их экологии;
- особо охраняемые территории и режимы их эксплуатирования;
- основные методы, применяемые в исследовательской полевой деятельности;
- принципы работы с научной литературой и другими источниками информации;
- основные музеи города биологической ориентации.
Уметь:
- вести записи наблюдений в полевом дневнике;
- пользоваться определителями и атласами растений и животных.
- собирать, фиксировать, этикетировать полевой материал;
- выполнять первичную обработку материала;
- пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
- планировать наблюдение, несложное экологическое исследование; описать и анализировать свои наблюдения;
Обладать навыками: обработки, систематизации и хранения материала; • сбора морфометрических данных;
- подбора научной литературы, поиска и подбора информации в Интернете; • выполнения учебной проектной или исследовательской работы (под контролем педагога);
- создания презентаций.
Обучающиеся будут иметь представление о связи живых организмов и их взаимосвязанного существования в природе; научатся более бережному и ответственному отношению к родной природе, уважительному отношению к чужому мнению, умению слышать оппонента, приобретут навыки умения работать в коллективе, будут обладать активной природоохранной позицией.
Формы подведения итогов.
Формой подведения итогов реализации программы является публичная защита итоговой работы (учебного исследования или проекта). Лучшие работы рекомендуются к участию в конкурсах и конференциях учебно-исследовательских и проектных работ окружного, городского и более высокого уровня. Результат освоения программы также фиксируется во время участия обучающихся в различных олимпиадах, турнирах, учебно- исследовательских конференциях и практических мероприятиях.
Методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся преимущественно с использованием словесных методов, подкрепленных наглядным материалом, фото- и видеорядом. Практическая часть программы предусматривает работу с натуральными объектами (гербарии, коллекции и т.д.), картами, лабораторными приборами и инструментами (микроскоп, весы, штангенциркуль, лабораторная посуда и т.д.).
Материально-техническое обеспечение программы:
- наличие учебного помещения со столами и стульями, доской и техническим оборудованием для демонстрации наглядного материала, видео- и аудиоматериалов;
- наличие технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор);
- наличие наглядных и дидактических материалов (таблицы, схемы, карты, учебные коллекции и другие материалы);
- наличие лабораторных средств обеспечения исследовательской деятельности (микроскопы, бинокли, аптечные весы, штангенциркуль, лабораторные инструменты, и т. п.);
- наличие интернета для осуществления подборки литературы по темам выполняемых исследований.
Дидактическое обеспечение программы:
На занятиях используется раздаточный материал: коллекции мхов и лишайников, моллюсков, членистоногих, насекомых, гербарии, перья птиц и т. д Используются мультимедийные пособия по организации полевой практики и мультимедийные определители в количестве 12 штук. При работе с микроскопами используются как стандартные наборы микропрепаратов, так и изготовленные преподавателями или непосредственно обучающимися к конкретному занятию.
Риски, связанные с выполнением программы:
- Не всегда имеется необходимое оборудование, поэтому часть мероприятий проводится в условиях лаборатории.
- Ограничение в пользовании транспортом.
- Могут измениться погодные условия.
- Оплату производят родители, поэтому работа проводится с одноразовым питанием, что сокращает полезное время.
Общая структура программы.
Полевая практика по ботанике
Цель: способствовать расширению знаний обучающихся
по дисциплине «Ботаника» и изучение флоры и растительности калужского края.
Задачи:
- получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;
- укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и значении растений в жизни человека;
- овладение методикой сбора гербарного материала;
- составление морфологического и систематического гербария;
- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.
Основу летней практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых обучающиеся знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.
Полевая практика по зоологии.
Цель: способствовать расширению знаний о фауне калужского края.
Задачи:
- ознакомление с фауной своего края. У обучающихся должно формироваться наиболее полное представление о фауне наземных беспозвоночных и позвоночных района практики (о видовом составе, распространении, численности, характере пребывания, жизни, биологических особенностях и о той роли, которую играют в сообществе виды местной фауны.) Эта задача включает в себя развитие навыков определения животных в полевых условиях;
- знакомство обучающихся с зоологическими методиками, используемыми при проведении полевых исследований;
- выявление взаимоотношений животных организмов и окружающей среды;
- формирование у обучающихся природоохранного сознания, этического отношения и любви к живой природе.
В программе полевой практики важное место занимает знакомство с беспозвоночными, играющими ключевую роль в природных экосистемах, имеющими большое практическое значение (опылители, почвообразователи, промысловые виды, вредители сельского и лесного хозяйства, паразиты домашних животных и человека, переносчики заболеваний). Особое внимание следует уделить организмам, которые могут быть индикаторами состояния окружающей среды и ее антропогенной трансформации. На практике обучающиеся продолжают знакомиться с принципами охраны природы и участвуют в мероприятиях по сохранению отдельных групп изучаемых живых организмов.
Полевая практика по зоологии позвоночных предполагает знакомство с типичными представителями наземной фауны калужского края. У зоологии позвоночных есть одна важная особенность. Мы, человеческие существа, сами являемся позвоночными животными. Наше тело, наши органы чувств, мозг, многие элементы поведения обладают строением и особенностями типичными и для всех остальных млекопитающих. Еще Чарльз Дарвин обратил внимание на единое происхождение эмоциональной системы и множества черт поведения у человека и животных. По образному выражению Киплинга, вполне корректному с точки зрения биологической систематики, “мы с ними одной крови”. Изучая позвоночных животных, мы во многом изучаем и понимаем глубже самих себя.
Формы отчётности школьников
- Альбом с зарисовками видов растений (не менее 5 видов), определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии растений.
- Рисунки и морфологическое описание видов беспозвоночных животных (не менее 2 видов).
- Морфологическое описание и особенности экологии типичных видов позвоночных животных (не менее двух представителей каждого из изученных классов).
- Сообщение о позвоночных животных (на примере одного вида) по предложенному плану.
- Представление оформленного проекта и подготовленное реферативное сообщение.
Руководство и контроль за выполнением программы профильного объединения
Общий контроль за выполнением программы осуществляют начальник лагеря, администрация школы.
Непосредственное руководство работой профильного объединения осуществляет Гордиенко Людмила Викторовна – учитель биологии МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения.
Руководители смены и руководитель программы несут полную ответственность за жизнь и безопасность участников в период проведения смены, обеспечивают учебно-воспитательный процесс, выполнение режима и плана работы объединения.
План работы объединения
день |
Вид деятельности |
Задачи |
1 |
Составление учебного гербария
|
1. Ознакомить с оборудованием и техникой работы с ним; 2. Выработать правила выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтирования и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений. 3. Ознакомить с техникой объемной сушки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников. 4. Отработать процедуру определения растений по определителям.
|
2 |
Изучение флоры своей местности |
1. Ознакомить с общей схемой организации работы. 2. Выбрать и разработать маршрут обследования местности. 3. Составить список видов растений произрастающих на указанной местности. 4. Развить навыки по определению растений, сбора растений для гербария. 5. Формировать умения по составлению отчёта.
|
3 |
Морфологическое описание цветкового растения
|
1. Ознакомиться с планом описания цветкового растения, который поможет «структурировать» сведения об изучаемом растении; 2. Изучить устройство и правила работы с определителем растений, а также приводятся общие сведения по внешнему строению (морфологии) цветкового растения, необходимые для диагностики видов.
|
4 |
Картографирование лесных фитоценозов. |
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
5 |
Особенности видового состава и биотопического распределения дневных бабочек окрестностей школы. |
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
6 |
Изучение динамики роста дерева по годичным кольцам |
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
7 |
Изучение суточной активности комаров. |
Задачи: 1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
8 |
Оценка густоты тропиночной сети на объектах рекреации в окрестностях школы.
|
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
9 |
Распределение и численность певчих птиц в различных типах местообитаний. |
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
10
|
1.Изучить методику наблюдений.
Изучение лесных беспозвоночных. |
1. Изучение методики исследования. 2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами. 3. Проведение исследования. 4. Оформление отчёта.
|
Смета расходы программы
профильного объединения «Летняя экологическая практика»
№ |
Наименование |
Цена |
Количество |
Сумма |
1 |
Питание |
100 р |
1 000 *10 |
10 000 р |
2 |
Канцтовары |
50 р |
50*10 |
500 р |
3 |
Средства гигиены для уборки помещения, мытья посуды, туалетные принадлежности, бутилированная вода, бумажные полотенца |
50 р |
50*10 |
500 р |
4 |
Поступившие средства |
11 000 р |
Источник поступлений |
Родительская плата |
Литература
|
1. Как организовать полевой экологический практикум ? Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема». 2. Карнюхина Г.М. «Рабочая программа полевой практики по биологии», учитель биологии МБОУ СОШ №1 имени Героя России М.Г. Ефремова, г. Таруса ( электронный ресурс) 3. Экологические исследования школьников в природе. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема». 4. ЭкоГид: путеводитель по экосистемам. Компьютерные иллюстрированные определители. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема».
|
Занятие № 1: Составление учебного гербария
Цель: ознакомить учащихся с правилами сбора гербариев травянистых растений.
Задачи:
- Ознакомить с оборудованием и техникой работы с ним;
- Выработать правила выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтирования и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений.
- Ознакомить с техникой объемной сушки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников.
- Отработать процедуру определения растений по определителям
Ход занятия:
- Организационный момент.
- План проведения занятия.
1)Зачем собирают гербарий?
Необходимость сбора гербариев возникает при:
- составлении флоры (списка видов) какой-либо территории;
- для выявления ареалов (областей произрастания) видов;
- для выяснения экологической и биотопической приуроченности видов;
- для изучения каких-либо особенностей видов, например, географической или
экологической изменчивости;
- при описании новых видов;
- в учебных и демонстрационных целях.
Перед выходом на ботаническую экскурсию с группой - подробно объясните учащимся цель работы и объекты сбора, чтобы учащиеся не собирали только красивые растения.
2) Оборудование для сбора гербария
Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование: 1) гербарная сетка с веревкой; 2) гербарная папка; 3) копалка; 4) бумага для закладки (на "рубашки"); 5) бумага для этикеток; 6) нож; 7) фильтровальная бумага; 8) вата.
Что нужно взять на ботаническую экскурсию: 1) Гербарная папка с рубашками; 2) копалка; 3) нож; 4) листочки бумаги для черновых этикеток; 5) карандаш; 6) полевой дневник; 7) план местности; 8) компас.
3) Как выбирать растения для гербаризации
- Растения должны быть здоровыми, целыми и "средними" во всех отношениях
(если, конечно не ставится целью изучение повреждений или морфологической изменчивости).
- Собирают обычно экземпляры цветущие (или спороносящие). Если растение двудомно (разнополо), то собирают экземпляры и мужские, и женские.
- Если у одного и того же вида в разном возрасте, или в разных местах растения
наблюдаются побеги различного вида (например, удлиненные и укороченные) или листья по разному выглядят - все их надо собрать в гербарий.
- Кроме того, многие группы растений требуют сбора в различных состояниях, так как их определяют по разным признакам.
4) Основные правила закладки растений
Сразу после того, как растение собрано, его надо заложить в папку, так как под-вядшие листья расправлять значительно труднее.
Подземные части тщательно очищаются от земли.
Затем растению придается та форма, которую Вы хотите видеть в готовом гербарии. Главный принцип расположения на листе бумаги - чтобы растение выглядело по возможности наиболее естественно, но с учетом эстетики.
Очень важное правило: в каждый лист с растениями необходимо вложить рабочую этикетку.
На этикетке следует указать дату сбора, географическое положение, в каком биотопе рос данный вид. В некоторых случаях указываются и другие данные, например, для мхов и лишайников, растущих на коре, - породу дерева, для паразитов, типа заразихи, - название растения-хозяина.
На память полагаться нельзя! Растения в гербарии, не имеющие сопроводительных данных, бессмысленны, а выкидывать уже засушенные экземпляры по причине отсутствия этих данных - непростительный грех для ботаника.
5) Сушка растений
По прибытии домой растения из гербарной папки перекладываются в гербарную сетку, по возможности сразу же. Укладываются они в тех же рубашках, в которые были заложены на экскурсии.
6)Монтирование гербария
Готовые растения, высушенные и определенные, монтируются на листе плотной бумаги (типа чертежной, 1/4 листа ватмана, формат А-3), размером примерно 30 х 45 см.
В правом нижнем углу листа приклеивается этикетка. На этикетке указываются:
точное латинское название (рода и вида);
местообитание - лес, луг, болото (какие, достаточно подробно), микрорельеф, высота местности над уровнем моря, положение относительно русла реки (пойма, терраса и т.д.), тип почвы (если возможно);
местонахождение (географический пункт) - республика, область (край), район, ближайший населенный пункт, если есть река - положение относительно нее;
дата сбора;
Ф.И.О. собравшего растение;
7) Хранение гербария
Готовый гербарий складывается в пачки по 15 - 20 листов, причем укладывать их лучше корнями в разные стороны, чтобы пачка была одинаковой толщины и листы гербария не перегибались.
Пачки удобно хранить в картонных папках.
Гербарий хранится в шкафах в сухом помещении, регулярно проветриваемом. Шкафы должны плотно закрываться.
8) Определение растений
Растения в гербарии должны быть определены. Для определения растений существует специальная литература: определители флор регионов, определители различных групп растений.
Определять лучше свежие растения.
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Тема № 2: Изучение флоры своей местности
Цель: ознакомить с методикой ход работы по составлению флоры своей местности.
Задачи:
- Ознакомить с общей схемой организации работы.
- Выбрать и разработать маршрут обследования местности.
- Составить список видов растений произрастающих на указанной местности.
- Развить навыки по определению растений, сбора растений для гербария.
- Формировать умения по составлению отчёта.
Ход занятия:
- Организационный момент.
2.Ход выполнения полевой работы
Техника выполнения полевой части работы достаточна проста - местность необходимо наилучшим образом обследовать и попытаться обнаружить все виды произрастающих на данной территории растений. В реальности, посетить все укромные уголки местности, конечно же, невозможно, поэтому при проведении подобного исследования придерживаются следующей техники.
Прежде всего, еще до начала полевой работы тщательно изучают карту местности и определяют границы района исследования. Обычно, при выполнении данной работы группой учащихся в 10-15 человек и н аличии одного или двух дней, площадь обследуемой территории составляет 1-3 км2 (при условии, что местность более или менее знакома исследователям или их руководителям и на нее имеется карта).
На всём протяжении экскурсии каждая из групп регистрирует все виды встречаемых растений. Те растения, в названии которых исследователи уверены, - просто записываются в полевой дневник, а образцы незнакомых - собираются.
Каждое вновь встречаемое растение следует сопровождать записью в полевом дневнике, независимо от того, отбирается оно в гербарий, фотографируется или про сто заносится в список.
В дневнике следует записывать: вначале как обычно - общие сведения о месте (административное и местное положение района сбора), дате и погодных условиях дня. Затем следует список растений, где для каждого из них указываются: название - научное (если растение определено на месте), условное или номер (если определение откладывается на потом), тип местообитания (название растительного сообщества) и фенологическое состояние растения. Последняя запись делается условными обозначениями в соответствии с общепризнанными стандартами:
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Тема № 3: Морфологическое описание цветкового растения
Цель данного занятия -научить школьников определять и правильно описывать растения, а также познакомить их более глубоко (по сравнению с первоначальным ознакомлением с морфологией растений, со строением растений.
Задачи:
- Ознакомиться с планом описания цветкового растения, который поможет «структурировать» сведения об изучаемом растении;
- Изучить устройство и правила работы с определителем растений, а также приводятся общие сведения по внешнему строению (морфологии) цветкового растения, необходимые для диагностики видов.
Ход занятия:
- 1. Организационный момент.
2.Морфология цветкового растения.
Одной из отличительных особенностей высших растений можно считать расчленение их тела на органы.
Все органы растения условно подразделяются на две группы: органы, служащие для поддержания индивидуальной жизни, называются вегетативными, органы, обеспечивающие сохранение вида в потомстве - генеративными.
План описания цветкового растения
Название растения (русское и латинское).
Общие сведения о растении - деревянистое, травянистое, однолетнее, двулетнее, высота, опушение и другие особенности поверхности.
Корень - форма, степень ветвистости, толщина, видоизменения (если есть).
Корневище - направление роста, степень ветвистости, длина, толщина.
Клубни, луковицы - величина, форма, цвет.
Стебель - степень ветвистости, направление ветвей, направление роста, поперечное сечение, степень развития междоузлий, олиственность.
Лист - прилистники, их форма, наличие раструба; отдельно по высотным группам листьев: листорасположение, прикрепление, форма пластинки, основания, верхушки, края, расчленение, видоизменения.
Цветорасположение - тип соцветия, форма и длина цветоножки, наличие и форма кроющего листа и прицветников.
Цветок - полный или нет, симметрия.
Цветоложе - форма.
Околоцветник - простой: венчиковидный или чашечковидный, срастание, число листочков, форма и цвет листочков; двойной: чашечка - срастание, число, форма и цвет чашелистиков или зубцов, остаётся ли при плоде.
Андроцей - срастание, число тычинок, длина и форма тычиночной нити, форма пыльника и способ его прикрепления.
Гинецей - число пестиков.
Завязь - положение.
Столбик и рыльце - число, форма.
Плод - тип, консистенция околоплодника.
Семя -величина, форма, цвет, опушение.
Рисунок растения, цветка и его частей.
Название семейства, рода и вида.
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Занятие № 6 Изучение суточной активности комаров.
Цель исследования: Изучение суточной активности комаров в зависимости от типов местообитаний и погодных условий (при наличии достаточного количества детей, заинтересовавшихся этой темой, параллельно можно провести исследование эффективности действия различных антикомариных средств).
Задачи:
- Изучение методики исследования.
- Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
- Проведение исследования.
- Оформление отчёта.
Ход работы:
- Организационный момент.
- Выполнение работы.
1) Указания по выполнению работы: определяется несколько точек проведения исследования в различных биотопах в зависимости от конкретных условий (на берегу водоема, на открытых участках, в лесу и т.д.). Один раз в час одновременно учетчики в выбранных точках в течение 10 минут подсчитывают комаров, севших на обнаженное предплечье руки. Каждый учетчик заполняет отдельный бланк. Если лагерь стационарный, то подобные учеты в выбранных биотопах можно организовывать один раз в пять дней, накапливая материал за 2-3 смены. При обработке собранных данных определяются пики суточной активности комаров, а также различия в их биотопическом распределении. При параллельном исследовании результативности репеллентов делаются выводы о наиболее действенном средстве с максимальной продолжительностью защиты.
Ожидаемые результаты: информация о минимумах и максимумах суточной активности комаров в различных биотопах, зависимость суточной активности от погодных условий как основа для разработки защитных мер для человека и сельскохозяйственных животных.
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Занятие № 8 Распределение и численность певчих птиц в различных типах местообитаний
Цель исследования: установление видового состава и численности певчих птиц в разных местообитаниях.
Задачи:
- Изучение методики исследования.
- Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
- Проведение исследования.
- Оформление отчёта.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Выполнение работы.
1) Указания по выполнению работы: Общепринятая и наиболее распространенная методика таких исследований – маршрутный учет птиц по голосам и визуально. На подготовительном этапе выделяются типы местообитаний в исследуемом районе, и определяется, в каких будут заложены учетные маршруты. Охват разных местообитаний может меняться в зависимости от конкретных задач исследования. Если, например, ставится задача охарактеризовать орнитофауну определенного района, то надо стремиться к полному охвату типов местообитаний. Соотношение площадей разных местообитаний в исследуемом районе должно, по возможности, быть равным соотношению длин маршрутов в этих местообитаниях. Если же ставится задача исследовать влияние конкретного фактора на птиц, то выбираются несколько модельных участков одного типа местообитаний с разной степенью влияния данного фактора (рубки, рекреационные нагрузки, шум и т.п.). До начала работ также необходимо научиться хорошо различать голоса птиц, живущих в вашей местности и определять птиц в природе по внешнему виду. Участок маршрута, планируемый на день, должен составлять не более 1-3 км. Время учета – период максимальной голосовой активности большинства видов птиц. Показатели численности в разных местообитаниях сравниваются, формулируются выводы.
Ожидаемые результаты: получение данных, характеризующих видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний.
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Занятие № 9 Оценка густоты тропиночной сети на объектах рекреации в окрестностях школы.
Зачем нужны эти исследования?
Неорганизованный отдых на привлекательных рекреационных объектах ведет к их быстрой деградации и утрате значительной части природоохранной ценности. Предлагаемая экспресс-оценка позволит выявить места с максимальным уровнем вытаптывания и разработать систему мер по оптимизации тропиночной сети, учитывающей как интересы рекреантов, так и охраны природы.
Цель исследования: получение данных, характеризующих густоту тропиночной сети на конкретном объекте рекреации.
Задачи:
- Изучение методики исследования.
- Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
- Проведение исследования.
- Оформление отчёта.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Выполнение работы.
Методика проведения исследования: Для достижения поставленной цели широко используется визуально-оценочный метод исследования густоты тропиночной сети в лесу или на берегу водоема. Необходима карта или картосхема изучаемого участка. Наблюдатель, стоя на тропинке, визуально определяет, сколько еще тропинок попадает в поле его зрения и оценивает его по следующей шкале:
Количество тропинок |
Густота сети |
Бальная оценка |
0 |
Очень слабая |
1 |
1 |
Слабая |
2 |
2-3 |
Средняя |
3 |
4-5 |
Значительная |
4 |
Более 5 |
Очень высокая |
5 |
Затем наблюдатель перемещается на выбранное расстояние (100-200 м) и повторяет цикл визуальной оценки густоты тропиночной сети. По итогам наблюдений составляется схема густоты тропинок на конкретном маршруте. Для контроля можно повторить цикл оценки с другим наблюдателем и (или) по смежному или поперечному маршруту. Полученные, подтвержденные или откорректированные оценки в баллах наносятся на схему исследуемой территории.
Ожидаемые результаты: данные, характеризующие густоту тропиночной сети на конкретном объекте рекреации как основа для разработки рекомендаций по оптимизации рекреационной нагрузки.
Рефлексия:
- Что ты сегодня нового узнал для себя?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Что у тебя не получилось?
- Какие открытия удивили тебя?
Рабочая программа разработана на основе компонента федерального государственного стандарта, полностью соответствует содержанию школьной рабочей программы по биологии, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, и предназначена для расширения биологического кругозора обучающихся на примере изучения организмов своего края. Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем. При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней. [2]
Цель: актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов живой природы в естественных условиях, углубление биологических и экологических знаний обучающихся, расширение представлений о понятии «живая природа», развитие навыков наблюдения за природой, стимулирование познавательной активности обучающихся, формирование активной исследовательской позиции.
Задачи:
- Формирование учебных умений практического и исследовательского характера;
- Формирование у школьников отношения к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности;
- Формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
- Познакомить с биоразнообразием организмов, населяющих планету
- Обучить основным методам, применяемым в исследовательской полевой деятельности;
- Заложить основы навыков работы с научной литературой и другими источниками информации;
- Научить пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
- Научить идентифицировать биологические объекты, используя определители, атласы и другую биологическую литературу;
9.Сформировать навыки методичности и аккуратности в проведении опытов и наблюдений;
- Сформировать навыки самостоятельных наблюдений в природе; • сформировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках: литературе, интернете и т. д
- Способствовать формированию активной жизненной позиции, в том числе и в сфере экологических проблем
Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.
Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.
Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем. При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней. Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой и фауной), закономерностями сложения биоценозов, с биологией и экологией отдельных видов. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания, определения растений и животных. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и фауны. Особенное внимание уделяется редким и исчезающим видам. Обучающиеся развивают навыки работы с определителем непосредственно в природе, описания и зарисовывания растений и животных на месте обитания, не нанося им ущерба. Летняя практика способствует развитию у школьников наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к предмету «Биология», обеспечивает более эффективное его усвоение. Индивидуальную работу школьники выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Летняя полевая практика рассчитана на10 дней , по 4 часа в день (всего 40 ч). Для работы в период практики привлекаются учащиеся 5-7х классов.