a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПРОЕКТ "Профилактика дискалькулии у детей 5- 7 лет с ТНР"

Автор: Шмарева Нина Михайловна Опубликовано: 2023-07-06 20:05:55

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

"Профилактика дискалькулии у детей 5- 7 лет с ТНР"

 

 

Руководитель проекта:

 

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                            Шмарева Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

 

«Профилактика дискалькулии».

1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект

 

 

МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка

Группа № 27 компенсирующей направленности для  детей   5- 7 лет

 

1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители (члены регионального проектного офиса)

 

Руководитель проекта:                         Шмарева Н.М.

 

    

Исполнители:        Шарипкова Ж.Л.,   Шмарева Н.М.

 

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

октябрь 2021 – апрель 2022 гг.

 

1 этап – подготовительный

- Изучение  литературы по теме проекта;

- Разработка и составление плана работы;

- Подбор и изготовление дидактических пособий, иллюстраций по теме, литературных произведений.

 

2 этап — основной

-реализация проекта

-решение поставленных задач всех мероприятий проекта.

 

3 этап – заключительный

-подведение итогов проекта;

-отчет по проекту

-презентация проекта.

 

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основания для инициации проекта

Годовая задача МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка: Способствовать развитию элементарных математических представлений детей

дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности.

2.2. Актуальность

В современном динамично развивающемся мире низкая математическая грамотность представляет собой весьма значимую образовательную и социально-экономическую проблему. Исследователи признают, что недостаточный уровень математических представлений в детстве снижает качество жизни в будущем даже сильнее, чем
низкая грамотность. Люди, которые недостаточно овладели арифметическими навыками счета, имеют меньше шансов на достойный социоэкономический статус.
    Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету.

Современные нейропсихологические исследования позволяют Ю.Г. Демьянову, А.Н. Корневу, Р.И. Лалаевой установить взаимосвязь дискалькулии и недостаточности развития речевых и неречевых психических функций.

 Трудности с овладением счетными операциями вызваны наличием системных нарушений речи, недоразвитием фонематической, лексико-грамматической стороны речи. Это препятствует овладению математическими понятиями, формированию математического словаря, восприятию текста задачи, правильному написанию цифр и записи примеров. Дискалькулия часто встречается в сочетании с дислексией и дисграфией.

Профилактика дискалькулии – это предупреждение возможных нарушений в формировании счетной деятельности, в овладении лексико-грамматическим строем речи в рамках математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математических символов и др.
 Следует отметить, что процессы овладения математикой, чтением и письмом имеют в своей основе общие функциональные механизмы. В связи с этим профилактика дискалькулии одновременно  способствует и предупреждению нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Своевременная профилактика дискалькулии будет способствовать предупреждению школьной дезадаптации детей с ТНР.     

2.3. Цель

Профилактика  дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.

2.4. Задачи

-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;

-формирование понимания слов, обозначающих математические понятия, умения пользоваться математической терминологией;

-формирование пространственного восприятия;

- совершенствовать навык счетной деятельности;

-овладение лексико - грамматическим строем речи;

-развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие слухового, зрительного восприятия; 

- развитие восприятия количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности;

- развитие аналитико-синтетической деятельности;

- развитие ручной моторики.                                      

2.5. Содержание проекта

·Диагностика детей с нарушения­ми речи.

·Определение темы проекта.

·Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

·Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Исполь­зование компьютерных технологий, иллюстративного материала, художес­твенной литературы, различных видов фольклора. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.

· Пополнение развивающей предметно-пространственной среды 

· Практическая деятельность по спроектированной системе работы.

· Промежуточный и итоговый мониторинг результативности.

· Презентация реализованного проекта на уровне ДОУ.

2.6.Партнеры проекта

МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка

2.6. Результаты проекта

 

Продукты деятельности детей: 

Изготовление книжки  «Веселые цифры».

Продукты деятельности родителей: 

     Изготовление пособий  и игр на тему «Математика развивает речь».

     Продукты деятельности педагогов: 

Изготовление альбома  «Пальчиковые игры со счётом».

Изготовление каталога  «Физминутки со счётом, с заданиями на ориентирование в пространстве и времени».

Изготовление каталога и систематизация имеющегося дидактического по теме.

Изготовление новых игр. 

Подборка электронной методической литературы, презентаций, электронных игр по теме в копилку кабинета.

 Итоговое мероприятие: 

Развлечение  «В стране Числяндия»

2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности)

Предполагаемые результаты:

-  умеет понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями;

-умеет задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну и др.;

- умеет презентовать результаты практичес­кой деятельности в речевой форме за счёт сформировавшейся связной и комму­никативной функции речи;

-умеет грамотно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями;

- умеет  использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти и т.д.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожная карта проекта «Профилактика дискалькулии»

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1

1 этап – подготовительный

 

 

 

Изучение литературы по теме: дискалькулия.

Октябрь

учитель-логопед, педагог-психолог

 

Подбор игр и пособий

Октябрь

учитель-логопед, педагог-психолог

2

2 этап — основной

 

 

 

«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов).

ноябрь

учитель-логопед

 

«Пары по величине»

ноябрь

педагог-психолог

 

«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень)

ноябрь

учитель-логопед

 

«Запомни и нарисуй»

ноябрь

педагог-психолог

 

«Больше - меньше, фрукты»

ноябрь

учитель-логопед

 

«Послушай и назови лишнее слово»

ноябрь

педагог-психолог

 

«Больше - меньше, игрушки»

ноябрь

учитель-логопед

 

Найди и закрась цифру

ноябрь

педагог-психолог

 

«Да-нет» (линейный ряд)

декабрь

Учитель-логопед

 

«Палочками  Кюизенера»

Декабрь февраль, март

педагог-психолог

 

Беседа по сказке «Приключения колобка»

(Автор - Духовская Е.П)

декабрь

учитель-логопед

 

Игры и логические упражнения с цифрами

декабрь

педагог-психолог

 

«Кто больше?» (автом. Ш)

декабрь

учитель-логопед

 

«Раскрась числа разным цветом»

декабрь

педагог-психолог

 

«Кто выше?» (диффер. Ш-Ж)

декабрь

учитель-логопед

 

«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).

декабрь

педагог-психолог

 

«Найди по описанию»

январь

учитель-логопед

 

«Четвертый лишний»

январь

педагог-психолог

 

«Найди по адресу»

 

январь

Учитель-логопед

 

«Соответствие числа и количества»

январь

педагог-психолог

 

«Хозяйка однажды с базара пришла»

 

февраль

учитель-логопед

 

 «Раскраски по цифрам» 

 

февраль

педагог-психолог

 

«Перевертыши»

февраль

учитель-логопед

 

«Хлопай, как я»

февраль

педагог-психолог

 

«Назови, что где находится» (на картине, на схем, робота с предлогами).

февраль

учитель-логопед

 

«Выполни движения» (по рисунку – схеме).

февраль

      педагог-психолог

 

«Надо их пересчитать»

март

учитель-логопед

 

Цифровые лабиринты

март

педагог-психолог

 

«Сосчитай и найди нужную цифру»

март

учитель-логопед

 

Счет предметов, звуков, движений (зарисуй)

март

педагог-психолог

 

Пазл «Путешествие Соника»

март

учитель-логопед

 

«Определи кто и какой по счету в очереди»

март

педагог-психолог

 

Чтение сказки «О том, как круг и квадрат отправились в поход» (Автор - М.Ю. Стожарова)

март

учитель-логопед

 

«Назови пропущенное число среди названных чисел»

март

педагог-психолог

 

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

апрель

учитель-логопед

 

«Раскрась определенное число предметов».

апрель

педагог-психолог

 

 «Найди, что где находится» (робота с предлогами по схемам).

апрель

учитель-логопед

 

«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти).

апрель

педагог-психолог

 

«Веселые поварята»

апрель

учитель-логопед

 

Взаимодействие с родителями

 

 

 

Консультация: «Математика и речь»

ноябрь

учитель-логопед

 

Информационный стенд: Цвет, форма, величина.

январь

педагог-психолог

 

Буклет «Математика в кругу семьи»

апрель

учитель-логопед

 

3 этап – заключительный

 

 

 

 

Развлечение «В стране Числяндия»

апрель

педагог-психолог, учитель-логопед

 

Отчет-презентация проекта на педсовете ДОУ

апрель

учитель-логопед

 

 

Список литературы

  1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
  2. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
  3. Степкова О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб:  РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  4. http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya

 

Использованы дидактические игры Натальи Коняхиной и Екатерины Хомяковой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: