ПРОЕКТ "Профилактика дискалькулии у детей 5- 7 лет с ТНР"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 города Кузнецка
ПРОЕКТ
"Профилактика дискалькулии у детей 5- 7 лет с ТНР"
Руководитель проекта:
Учитель-логопед
Шмарева Н. М.
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА |
||
1.1. Наименование проекта |
«Профилактика дискалькулии». |
|
1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект
|
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Группа № 27 компенсирующей направленности для детей 5- 7 лет |
|
1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители (члены регионального проектного офиса) |
Руководитель проекта: Шмарева Н.М.
Исполнители: Шарипкова Ж.Л., Шмарева Н.М.
|
|
1.4. Сроки и этапы реализации проекта |
октябрь 2021 – апрель 2022 гг.
1 этап – подготовительный - Изучение литературы по теме проекта; - Разработка и составление плана работы; - Подбор и изготовление дидактических пособий, иллюстраций по теме, литературных произведений.
2 этап — основной -реализация проекта -решение поставленных задач всех мероприятий проекта.
3 этап – заключительный -подведение итогов проекта; -отчет по проекту -презентация проекта.
|
|
Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА |
||
2.1. Основания для инициации проекта |
Годовая задача МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка: Способствовать развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности. |
|
2.2. Актуальность |
В современном динамично развивающемся мире низкая математическая грамотность представляет собой весьма значимую образовательную и социально-экономическую проблему. Исследователи признают, что недостаточный уровень математических представлений в детстве снижает качество жизни в будущем даже сильнее, чем Современные нейропсихологические исследования позволяют Ю.Г. Демьянову, А.Н. Корневу, Р.И. Лалаевой установить взаимосвязь дискалькулии и недостаточности развития речевых и неречевых психических функций. Трудности с овладением счетными операциями вызваны наличием системных нарушений речи, недоразвитием фонематической, лексико-грамматической стороны речи. Это препятствует овладению математическими понятиями, формированию математического словаря, восприятию текста задачи, правильному написанию цифр и записи примеров. Дискалькулия часто встречается в сочетании с дислексией и дисграфией. Профилактика дискалькулии – это предупреждение возможных нарушений в формировании счетной деятельности, в овладении лексико-грамматическим строем речи в рамках математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математических символов и др. Своевременная профилактика дискалькулии будет способствовать предупреждению школьной дезадаптации детей с ТНР. |
|
2.3. Цель |
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. |
|
2.4. Задачи |
-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; -формирование понимания слов, обозначающих математические понятия, умения пользоваться математической терминологией; -формирование пространственного восприятия; - совершенствовать навык счетной деятельности; -овладение лексико - грамматическим строем речи; -развитие зрительной и слуховой памяти; - развитие слухового, зрительного восприятия; - развитие восприятия количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; - развитие аналитико-синтетической деятельности; - развитие ручной моторики. |
|
2.5. Содержание проекта |
·Диагностика детей с нарушениями речи. ·Определение темы проекта. ·Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. ·Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, иллюстративного материала, художественной литературы, различных видов фольклора. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала. · Пополнение развивающей предметно-пространственной среды · Практическая деятельность по спроектированной системе работы. · Промежуточный и итоговый мониторинг результативности. · Презентация реализованного проекта на уровне ДОУ. |
|
2.6.Партнеры проекта |
МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка |
|
2.6. Результаты проекта
|
Продукты деятельности детей: Изготовление книжки «Веселые цифры». Продукты деятельности родителей: Изготовление пособий и игр на тему «Математика развивает речь». Продукты деятельности педагогов: Изготовление альбома «Пальчиковые игры со счётом». Изготовление каталога «Физминутки со счётом, с заданиями на ориентирование в пространстве и времени». Изготовление каталога и систематизация имеющегося дидактического по теме. Изготовление новых игр. Подборка электронной методической литературы, презентаций, электронных игр по теме в копилку кабинета. Итоговое мероприятие: Развлечение «В стране Числяндия» |
|
2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности) |
Предполагаемые результаты: - умеет понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями; -умеет задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну и др.; - умеет презентовать результаты практической деятельности в речевой форме за счёт сформировавшейся связной и коммуникативной функции речи; -умеет грамотно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями; - умеет использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти и т.д. |
|
Дорожная карта проекта «Профилактика дискалькулии»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный |
1 |
1 этап – подготовительный |
|
|
|
Изучение литературы по теме: дискалькулия. |
Октябрь |
учитель-логопед, педагог-психолог |
|
Подбор игр и пособий |
Октябрь |
учитель-логопед, педагог-психолог |
2 |
2 этап — основной |
|
|
|
«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). |
ноябрь |
учитель-логопед |
|
«Пары по величине» |
ноябрь |
педагог-психолог |
|
«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень) |
ноябрь |
учитель-логопед |
|
«Запомни и нарисуй» |
ноябрь |
педагог-психолог |
|
«Больше - меньше, фрукты» |
ноябрь |
учитель-логопед |
|
«Послушай и назови лишнее слово» |
ноябрь |
педагог-психолог |
|
«Больше - меньше, игрушки» |
ноябрь |
учитель-логопед |
|
Найди и закрась цифру |
ноябрь |
педагог-психолог |
|
«Да-нет» (линейный ряд) |
декабрь |
Учитель-логопед |
|
«Палочками Кюизенера» |
Декабрь февраль, март |
педагог-психолог |
|
Беседа по сказке «Приключения колобка» (Автор - Духовская Е.П) |
декабрь |
учитель-логопед |
|
Игры и логические упражнения с цифрами |
декабрь |
педагог-психолог |
|
«Кто больше?» (автом. Ш) |
декабрь |
учитель-логопед |
|
«Раскрась числа разным цветом» |
декабрь |
педагог-психолог |
|
«Кто выше?» (диффер. Ш-Ж) |
декабрь |
учитель-логопед |
|
«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами). |
декабрь |
педагог-психолог |
|
«Найди по описанию» |
январь |
учитель-логопед |
|
«Четвертый лишний» |
январь |
педагог-психолог |
|
«Найди по адресу»
|
январь |
Учитель-логопед |
|
«Соответствие числа и количества» |
январь |
педагог-психолог |
|
«Хозяйка однажды с базара пришла»
|
февраль |
учитель-логопед |
|
«Раскраски по цифрам»
|
февраль |
педагог-психолог |
|
«Перевертыши» |
февраль |
учитель-логопед |
|
«Хлопай, как я» |
февраль |
педагог-психолог |
|
«Назови, что где находится» (на картине, на схем, робота с предлогами). |
февраль |
учитель-логопед |
|
«Выполни движения» (по рисунку – схеме). |
февраль |
педагог-психолог |
|
«Надо их пересчитать» |
март |
учитель-логопед |
|
Цифровые лабиринты |
март |
педагог-психолог |
|
«Сосчитай и найди нужную цифру» |
март |
учитель-логопед |
|
Счет предметов, звуков, движений (зарисуй) |
март |
педагог-психолог |
|
Пазл «Путешествие Соника» |
март |
учитель-логопед |
|
«Определи кто и какой по счету в очереди» |
март |
педагог-психолог |
|
Чтение сказки «О том, как круг и квадрат отправились в поход» (Автор - М.Ю. Стожарова) |
март |
учитель-логопед |
|
«Назови пропущенное число среди названных чисел» |
март |
педагог-психолог |
|
«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). |
апрель |
учитель-логопед |
|
«Раскрась определенное число предметов». |
апрель |
педагог-психолог |
|
«Найди, что где находится» (робота с предлогами по схемам). |
апрель |
учитель-логопед |
|
«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти). |
апрель |
педагог-психолог |
|
«Веселые поварята» |
апрель |
учитель-логопед |
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
|
Консультация: «Математика и речь» |
ноябрь |
учитель-логопед |
|
Информационный стенд: Цвет, форма, величина. |
январь |
педагог-психолог |
|
Буклет «Математика в кругу семьи» |
апрель |
учитель-логопед |
|
3 этап – заключительный
|
|
|
|
Развлечение «В стране Числяндия» |
апрель |
педагог-психолог, учитель-логопед |
|
Отчет-презентация проекта на педсовете ДОУ |
апрель |
учитель-логопед |
Список литературы
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева – СПб.: Детство – пресс, 2002
- Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева –Ростов на/Д.: Феникс,2003
- Степкова О. В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссер./О.В. Степкова - СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
- http://www.med-spravochnik.ru/stati/nevrologiya
Использованы дидактические игры Натальи Коняхиной и Екатерины Хомяковой