Проект Удивительный мир космоса
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Снежинка» ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА» Подготовила проект: Воспитатель высшей кв. кат. Шварц Екатерина Александровна Московская обл. , Г. о. Подольск, 202 1- 2022 уч. год Содержание 1. Введение ………………………………… ………………………2. 1. Участники проекта ………………………… …………… ……. . 2. 2. Актуальность ……………………………… ………………. . . . . . . . 2. 3. Проблема …………………………………… ………… … …. …2- 3 4. Гипотеза проекта …………………………… ………… … ……. . 3 2. Основная часть ……………………………… ……… … ……. … 3- 8 2. 1. Цель проекта……………………… ………. …………… ……. . 3 2. 2. Задачи проекта…………………… ………… …………… …. . . . 3 2. 3. Этапы реализации проекта …………………………………. . . 3- 4 2. 4. Ожидаемый результат…… ………………… … …. . ………. . . . . 4 3. Заключение …………………… ………………… ……… ……. 8- 9 4. Список литературы ………… …………………… ……. . ……. . 10 5. Приложение ……………… ………… … ……. . …………… 11- 27 Введение Мечты человека подняться за облака и улететь на другие небесные тела насчитывают не одно тысячелетие. В течение многих лет космическое путешествие считалось нем ыслимо опасным для человека. Но стремительное развитие космических технологий во второй половине 20 в. позволило человечеству ступить на порог Вселенной и выйти в космическое пространство. Интерес к космосу пробуждается у че ловека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоража т воображение всегда, с раннего детства и до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Тема космоса всегда актуальна, поэтому важной задачей для педагога является развитие у детей интереса к познанию космоса. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательные возможности детей, расширить представление о космосе. А также, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы. Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий, познавательный. Участники проекта: дети старшей группы( 5- 6 лет) , воспитатель, родители. Срок реализации проекта: один год Актуальность проекта: Будущее человечества неразрывно связано с космосом. В этой связи мировоззренческое значение в освоении космоса непрестанно будет расти в будущем, т. к. космонавтика является могучим средством, способствующим улучшению условий жизни на Земле, решению экологических, энергетических, продовольственных и других насущных проблем, существующих на нашей планете. Данный проект поможет сформировать у детей первоначальное представление о солнечной системе, космонавтах, о космосе и его роли для человечества. Опыт показал, что космос- это обширная тема для познавательной деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Проблема проекта: В процессе наблюдения были выявлены поверхностные знания детей о космосе, космона втах, о первом полете космонавта Ю. А. Гагарина, незнание о российском празднике – « День космонавтики ». Так же проблемой является, развитие у дошкольников представлений об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самим. Гипотеза проекта: В результате создания оптимальных условий обеспечивающих полноценную познавательную деятельность детей в дошкольном учреждении, по данному направлению у воспитанников сформируются элементарные представления о космосе и его роли для человечества. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель проекта: Приобщение детей к знаниям о в селенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса. Задачи проекта: Формировать у детей понятие «Космос», «Космическое пространство»; познакомить с историей освоения космоса; Расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных уче ных, конструкторов, космонавтов; Активизировать словарь: небо, звёзды, планеты, спутники, космонавт, Солнце, Земля, Луна; Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция. Проектная часть Этапы реализации проекта 1 этап – октябрь 20 21 г. подготовительный- анализ предметной среды группы; - в ыявление первон ачальных знаний детей о космосе; - постановка цели и задач проекта; - информирование родит елей о предстоящей деятельности; - п одбор и изучение литературы по теме проекта; подбор фотографий, плакатов, презентаций на тему космос. 2этап – ноябрь 20 21 г. – май 20 22 г. основной- создание в группе условий для реализации проекта; - деятельность в соответствии с планом проекта; - р абота с родителями по заданной теме; - о рганизация сюжетно- ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы. 3 этап – май 20 22 г. - контрольно- обобщающий: - выставка детских рисунков «Удивительный мир космос а »; - выставка детских работ « Космические корабли»( совместная работа детей и родителей) . Ожидаемый результат: Усвоение детьми знаний и представлений о космосе, о космическом пространстве, эмоциональное ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей самостоятельной творческой личности. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение 1. План мероприятий по реализации проекта Этапы Содержание Продукт Срок Подготовительный( сбор информации по проблеме) 1. М ониторинг знаний воспитанников на выявление п ервоначальных знаний о космосе. 2. П одготовка мате риала и оборудования: картинки, иллюстрации, фотографии, презентации и видеоролики на тему космос; 3. П одбор познавательной и художественной литературы, загадок, стихотворений по теме проекта; 4. П одбор консультаций для родителей по теме проекта. Диагностика. Художественная литература. Презентация, буклет. октябрь 20 21 г. Основной 1. Занятие «Наша голубая планета» 2. Беседа «Что у нас над головой»; 3. Сюжетно- ролевая игра « Мы изучаем космос »; 4. Чтение художественной литературы «В космосе так здорово! » О. Ахметова; 5. Аппликация «Планета Земля» 1. Беседа «Есть ли жизнь на других планетах? »; 2. Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»; 3. Подвижная игра «Космическая зарядка»; 4. Беседа «Наша вселенная» 5. Выставка материала по теме проекта; 6. Консультация для родителей «Детям о космосе». 1. Беседа «Первый полет человека в космос Ю. А. Гагарина»; 2. Подвижная игра «Космонавты»; 3. Дидактическая игра «Сочини рассказ о космонавте»; 4. Конструирование «Ракета»; 5. Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос». 1. Беседа «Многоликая луна»; 2. Чтение художественной литературы «Незнайка на луне» Н. Носов; 3. Составление рассказа по картинке «Путешествие на луну»; 3. Занятие «Солнце – большая звезда»; 4. Дидактическая игра «Звездное небо»; 5. Сюжетно – ролевая игра «Космические спасатели»; 6. Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом». 1. Беседа «Соседи планеты Земля»; 2. Ч тение художественной литературы: с тихотворение «По порядку все планеты»; 3. Дидактическая игра «Солнечная система»; 4. Рисование «Парад планет»; 5. Разгадывание загадок по теме проекта. 1. Занятие «Космическое путешествие»; 2. Просмотр мультфильма «Снова к звездам»; 3. Дидактическая игра «Собери созвездия»; 4. Подвижная игра « Невесомость », «Быстрые ракеты»; 5. Аппликация «Удивительный космос». Конспект Презентация. Фотоматериал. Книга, иллюстрации. Необходимый материал для лепки Презентация Видеоролик. Комплекс упражнений. Видеоролик Художественная литература, иллюстрации, фотографии. Презентация Презентация. Комплекс упражнений. Иллюстрации, фотографии. К онструктора Фотоматериал, макет ракеты. Презентация. Книга, иллюстрации. Иллюстрации, фотографии. Конспект. Картинки, фотоматериал. Фотоматериал. Буклет. Презентация. Книга, иллюстрации. Пазлы, иллюстрации. М атериал для рисования. Комплекс загадок. Конспект. Видеоролик. Фотоматериал, картинки. Комплекс упражнений. М атериал для аппликации. ноябрь 20 21 г. декабрь 20 21 г. январь 20 22 г. февраль 20 22 г. март 20 22 г. апрель 20 22 г. Контрольно- обобщающий 1. Заключительная беседа" Что мы знаем о космосе? " ; 2. Выставка детских рисунков «Удивительный мир космоса»; 3. Выставка детских работ «Космические корабли»( совместная работа детей и родителей) ; 4. Мониторинг воспитанников на выявление знаний о космосе по окончанию проекта. Презентация. Диагностика май 20 22 г. Сравнительный анализ результатов мониторинга усвоения воспитанниками материала по проекту «Удивительный мир космоса» за 2018 г. – 2019г. Вывод: Проведя сравнительный анализ результатов мониторинга усвоения воспитанниками материала по проекту «Удивительный мир космоса» за 2018- 2019 учебный год я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о космосе, преобладал средний уровень, он составлял 55% , остальные 45% показывали низкий уровень. На конец учебного года показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области и составил 60% , 40% составил средний уровень, низкий урове нь у воспитанников не наблюдался. Увидев показатели я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей представление о космосе, об истории его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о Солнце, о спутниках, о звездах. Заключение Данный проект разработан с целью приобщения дошкольников к познанию окружающего мира. Проект предполагает повышение уровня информированности родителей об организации познавательной деятельности ДОУ, предоставляет возможность активного и полезного проведения совместных мероприятий воспитанников. Совместная работа всех участников проекта способствует сплочению коллектива, взаимопонимания, ответственности не только за свою деятельность, но и за работу всей группы по реализации проекта. Проект стимулирует дошкольников к активной деятельности, развивает интерес к глубокому изучению космоса. Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, родителей, специалистов в качестве теоретической базы и методического пособия, для работы по направлению познавательного развития. Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей 5- 6 лет. Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на каждый возрастной период. Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством: - участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ; - участие в конкурсном движении различного уровня; - размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет. Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало- Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации. Рекомендуемый список художественных произведений по теме проекта для родителей: 1. Р. Алдонина, « Комета»; 2. Г. Сапгир, « Раскинув свой огнистый хвост; 3. У. Гордон, «Звездочет и обезьянка Микки»; 4. Г. Майорова, «Игры и рассказы о космосе»; 5. Л. Талимонова, «Сказки о созвездиях»; Литература: 1. П. Левитан, «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»; 2. О. Ахметова «В космосе так здорово! »; 3. Н. Носов «Незнайка на луне»; 4. А. Хайт, «По порядку все планеты», «На луне жил звездочет»; 5. Е. Левитан, «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика Пресс. ; 6. Ж. Парамонов, «Забавная астрономия для малышей»; 7. Н. В Алёшина. , « Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»; 8. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанов, « Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие»; 9. Л. Г. Горькова, « Конспекты занятий по экологическому воспитанию детей старшего возраста». Приложение №1 № Ф. И. ребенка Качественный анализ ответов Полный ответ с аргументацией Правильный ответ без аргументации Ответ с ошибкой Отсутствие ответа № Ф. И. ребенка Уровень исследовательской деятельности Высокий Средний Низкий Диагностика знаний детей о космическом пространстве и покорителях космоса 1. Кто изучает космос? ( астроном) 2. Кто первым побывал в космосе? ( собаки Белка и Стрелка) 3. Назовите первого космонавта? ( Ю. А. Гагарин) 4. Как назывался корабль, на котором Гагарин полетел в космос? ( Восток) 5. Что находится в космосе? ( планеты, звёзды и др. ) 6. На какой планете мы живём? ( земля) 7. Какую форму имеет Земля? ( шар) 8. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? 9. Почему на Земле происходит смена времён года? 10. Какие ещё планеты вы знаете? Высокий уровень ответил на все вопросы. Средний уровень ответил от 6 до 8 вопросов. Низкий уровень ответил от 1 до 5 вопросов. Приложение 2 Конспект №1 Тема: «Космическое путешествие» Цель: Расширить и углубить представления об окружающем мире Земли. Познакомить с наиболее известными созвездиями. Дать представления о том, что человек наблюдая за небом, объединил звезды в группы и дал им названия. Материал: Интерактивная доска, видеообращения Лучика, конструктор, шаблоны звезд, слайд с изображением Солнечной системы, иллюстрации созвездий Малой и Большой Медведицы, костюм Звездочета. Ход занятия Введение в ситуацию. Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, с чего начался ваш день. ( ответы детей) Воспитатель: А меня сегодня разбудил солнечный лучик, который заглянул ко мне в окно. На экране появляется луч «Кажется, здесь говорят обо мне. Здравствуйте, друзья! » Воспитатель: «Здравствуйте, А ты кто? » Луч: «Я солнечный луч! Пришел к вам, ребята, за помощью! Мои друзья лучики улетели в космос, а меня с собой не взяли, потому, что я ничего о нем не знаю! А мне так хочется к моим друзьям! Ребята, помогите мне узнать о космосе! » Воспитатель: Ребята, о чем просит нас Лучик? Мы сможем ему помочь? ( ответ детей) Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться с Лучиком в космическое путешествие и рассказать все, что мы знаем о космосе! Ребята, вы готовы полететь? Дети: да! Воспитатель: А как вы думаете, на каком виде транспорта мы отправимся с вами в путешествие? Дети: на ракете Воспитатель: Правильно ребята, в космическое путешествие мы отправимся на ракете. Но у нас нет ракеты, что же делать? Дети: построить из конструктора. Воспитатель: Хорошая идея, ребята! Наша группа превратится в конструкторское бюро, а мы приступим к строительству ракеты. ( дети строят ракету) Воспитатель: Ракета готова, а теперь приступим к решению технических вопросов. 1. В космическое путешествие отправятся 10 человек, для каждого необходимо взять по одному килограмму крупы. Сколько всего килограммов надо взять? ( ответы детей) 2. У нашей ракеты четыре двигателя. Если два двигателя отключить, сколько двигателей останется работать? ( ответы детей) 3. У нашей ракеты 6 ступеней, во время взлета 2 ступени отсоединяться. Сколько ступеней останется? ( ответы детей) 4. Запуск нашей ракеты произойдет в 12 часов ровно. Покажите это время на часах. ( ответы детей) Воспитатель: Вот и наступило время нашего путешествия, Лучик и ребята, прошу занять места. До запуска ракеты осталось несколько секунд. Давайте посчитаем. ( дети считают в обратном порядке от 10) Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пролетаем мимо планет( на экране планеты) Давайте их назовем! Загадки про планеты! ( дети называют планеты) Воспитатель: Посчитайте, сколько планет! ( ответы детей) Воспитатель: Самая большая планета – Юпитер, а самая маленькая Плутон, она дальше всех находится от Солнца и поэтому самая холодная. Самая ближайшая планета к Солнцу Меркурий и поэтому она самая горячая. Воспитатель: А что еще вы видите на экране кроме планет? ( дети отвечают – Солнце и Луна) Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета? Дети: нет, это спутник Земли. Воспитатель: А что такое Солнце? Дети: звезда Воспитатель: Ребята, планеты крутятся вокруг Солнца! Планеты, Луна и Солнце – одним словом называют Солнечная система. Наша планета самая уникальная из всех. Как вы думаете почему? Дети: только на ней есть жизнь Воспитатель: Какое живое существо первым побывало в Космосе? Дети: Собаки: Белка и стрелка. Воспитатель: Кто из людей совершил первый полет в космос? Дети: Гагарин Ю. А. Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам необходимо заправить ракету и немного отдохнуть! Физминутка! 5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим( на каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой) Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым( бег по кругу) Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели( бег в рассыпную) В невесомости летим, в иллюминаторы глядим( руки над бровями) Только дружный звездолет, может взять с собой в полет! ( встать в круг) Воспитатель: Посмотрите ребята мы с вами попали во Вселенную. Здесь все интересное и загадочное. ( появляется Звездочет) . Звездочет: Здравствуйте, ребята! Я очень рад встречи с вами, предлагаю вам отправиться на экскурсию в небесный зоопарк. ( на доске прикреплены звезды, дети рассматривают их) . Звездочет: Ребята, найдите льва, медведицу, рака и т. д. ( дети удивляются, ничего кроме звезд не видно) . Звездочет объясняет, что это не проста звезды, а созвездия обводит их и рассказывает легенду о большой и малой медведице. Звездочет: Это было много лет тому назад, когда боги жили среди людей на земле. В стране Греции жила красавица Каллисто. Она была не только красива, но и высокомерна. Это очень не понравилось богине Гере, и она решила наказать Каллисто и превратила ее в медведицу. В этот момент с охоты возвращался сын Каллисто – Арное. Увидев зверя, он чуть не убил медведицу. Но владыка богов сжалился над красавицей – он взял медведицу за хвост и стал тянуть ее на небо. Зверь был тяжелый и хвост вытянулся. Созвездие Малая Медведица похожа на Большую Медведицу. У Каллисто, до ее воцарения на небо, была преданная собака. Зевс вместе с Каллисто отправил ее на небо и превратил собаку в Малую Медведицу. Таким образом, человек наблюдая за небом, объединил звезды в группы, которое называются – созвездие и дал им названия. Вам понравился мой рассказ? Дети: да! Звездочет: Я предлагаю собрать из звезд созвездие, которое вам больше всего понравилось или придумать его и назвать. ( дети выкладываю созвездия, называют их) . Звездочет: Молодцы, ребята! У вас получились красивые созвездия! И за это я вам хочу подарить на память звездочки! Мне пора уходить, до новых встреч! До свидания! ( дети благодарят за подарки и прощаются со Звездочетом) Воспитатель: Ребята, Лучик, наступило время возвращаться назад на планету Земля в наш любимый детский сад! Займите свои места и снова в путь. ( дети считают, ракета отправляется на Землю) . Воспитатель: Вот мы и дома, ребята, вам понравилось наше путешествие? Дети: Да! Воспитатель: Лучик, а тебе? Лучик: Очень понравилось, спасибо вам большое за это прекрасное путешествие! Теперь я много знаю о космос и могу отправиться к своим друзьям! Мне пора улетать, ребята! До свидания! Дети: До свидания, Лучик! Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? Как? Как вы думаете, мы помогли Лучику? Что нового вы узнали? Вы большие молодцы! Конспект №2 Тема: «Наша голубая планета» Цель: Познакомить детей с научной версией образования материков, с условными обозначениями суши, воды на глобусе и картах, с названием материков; систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей; развивать память, внимание. Материал к занятию: музыка из мультфильма «Тайна третей планеты», видеообращение Незнайки с луны, модель- глобус Земли, иллюстрации животных, интерактивная доска, географическая карта мира, голубая материя, иллюстрации материков, макет для аппликации, нитки разных цветов, клей, ножницы, изображение Земли много миллионов лет назад. Ход занятия Введение в ситуацию Звучит музыка из мультфильма «Тайна третей планеты», на экране появляется Незнайка, стоящий на Луне! «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка! Я пришел к вам за помощью! Мой друг Винтик собирается лететь к вам на Землю, а меня с собой не хочет брать, потому что я ничего не знаю о вашей планете. Ведь я живу на Луне! Винтик сказал, если я все узнаю о планете Земля, то он меня возьмет с собой! » Ребята, расскажите мне, пожалуйста, про вашу планету? Воспитатель: Ребята, о чем просит нас Незнайка? ( ответ детей) Ну, что, поможем Незнайке? Дети: Да! Что мы с вами должны сделать, чтобы помочь Незнайке? ( рассказать о планете Земля) Воспитатель: Ребята, для того, чтобы подробнее рассказать Незнайке о нашей планете Земля, нам будет нужен помощник. А какой – угадайте: Воспитатель: На ноге стоит одной, Крутит- вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Дети: глобус Воспитатель: ( показывает глобус) Верно это глобус – модель Земли. Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать Незнайке, глядя на глобус, о нашей планете? ( ответы детей) Что обозначает на глобусе синий цвет? Дети: ( вода) . Это моря и океаны. Воспитатель: Кто желает показать на глобусе океаны и моря? ( показ детьми) . Воспитатель: А каким цветом обозначена суша? Дети: ( зелёным и коричневым) . Воспитатель: Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше – зеленого или коричневого? Что это обозначает? ( ответы детей) Воспитатель: Читает стихотворение: Наш дом родной, наш дом родной – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там зеленый луг! В лесу дремучем не пройдешь! А где – то снег лежит горой, А где – то жарко и зимой… Чудес нам всех не перечесть, Одно на свете чудо есть: Леса и горы и моря- Все называется Земля. ( читая стихотворение показывает на глобусе пустыни, горы, леса, реки, Северный и Южный полюса. ) Дети рассказывают о планете Земля, используя глобус. Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус: можно ли на нем увидеть, где находятся разные страны? Дети: ( Нет) Воспитатель: А что нам в этом поможет? ( ответы детей) Давайте отгадаем загадку: Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог. Дети: ( Это карта. ) Воспитатель: Верно, это карта, на которой изображены все страны мира. Давайте найдем нашу Родину – Россию и покажем Незнайке. Покажите на карте, где наша страна. ( дети находят и показывают на карте Россию) . Воспитатель: А какие вы еще знаете страны? ( ответы детей) Воспитатель: Как вы думаете, почему карта раскрашена разными цветами? Дети: ( Разными цветами обозначены разные страны. ) Воспитатель: Ребята, страны располагаются на материках, в мире их 6( Евразия, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка) , а много миллионов лет назад их было не 6 а один. ( демонстрирует изображение Земли много миллионов лет назад) и рассказывает, что Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, отчего и стали отделяться большие и маленькие куски. ( при внимательном рассмотрении, дети узнают очертания современных материков. ) Рассматривают карту, называют страны. Рассматривают изображение Земли много миллионов лет назад. Ведут диалог с воспитателем. Воспитатель: Ребята, давайте с вами глядя на физическую карта мира разложим материки на голубой материи. Воспитатель: Материки заселены большим разнообразием животных и растений. Давайте с вами расселим животных на их материки. Дидактическая игра « Кто, где живет? »( Дети расселяют изображения животных по материкам) Подводит детей к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь и к необходимости беречь и любить Землю, а также всех тех, кто на ней живет. Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем макет планеты Земля для нашего космического уголка. Коллективная творческая деятельность: Аппликация «Наш дом- Земля». Дети: используя нитки разных цветов, оформляют макет планеты Земля. Заключение. Обращение Незнайки: « Ребята, спасибо вам большое за рассказ о Земле! Теперь я все знаю о вашей планете! И это значит, что друг Винтик обязательно возьмет меня с собой к вам на Землю! А теперь мне пора бежать к моему другу, до свидания, друзья! »( дети прощаются с Незнайкой) Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? Как? У нас получилось? Ребята, вы все большие молодцы! Конспект №3: « Солнце- большая звезда » Цель: Дать представление о Солнце, как о звезде. Познакомить с понятием света и тени, закрепить знания детей о роли света в жизни растений. Воспитывать познавательный интерес, желание ухаживать за комнатными растениями. Ход занятия: Воспитатель предлагает подумать, почему днем светло, а ночью нет. ( Ночью светят звезды и луна, а днем светит солнце) . Воспитатель объясняет, что Солнце – это тоже, огромная, горячая звезда. Почему же от солнца много света, а от звезд нет? ( Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко, чтобы понять это проводится опыт) Опыт Роль солнца играет настольная лампа. В темной комнате дети подходят как можно ближе к лампе, держа в руках картинку. - Что ощущают дети, приближаясь к солнцу? ( тепло, свет, картинка хорошо видна) . Затем все отходят в темный угол комнаты, что теперь ощущают дети? ( картинка видна плохо, тепло лампы не доходит) . Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как дети от лампы, когда стоят рядом с ней. А остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как дети от лампы, если бы они стояли на улице. Проводится дидактическая игра «Догони свою тень» Воспитатель загадывает загадку: Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит. ( Тень) Воспитатель объясняет, что тень ваше отражение предлагает ее догнать, это невозможно. Воспитатель говорит, что тень образуется от любого непрозрачного предмета. Дети вспоминают, как комнатные растения относятся к плохому освещению, что необходимо для нормального роста растений( свет, тепло, вода, почва) Воспитатель предлагает рас смотреть изображение Солнечной системы и задает вопрос: «Как расположена земля по отношению к Солнцу? »( Она расположена так, что на ней не холодно, не жарко) . Воспитатель обращает внимание на то, что Солнце влияет на жизнь на Земле: «Как? Всегда мы видим солнце? Люди говорят: «Солнце проснулось, солнце встало»». ( Дети продолжают ряд высказываний про Солнце) . Восп итатель задает вопрос: «Значит, Солн це движется? »( Дети высказывают свои предположения: « Солнце не движется») . Это планеты движутся в округ Солнца, Солнце никогда не отдыхает, оно светит и греет постоянно, а земля движется и другие планеты тоже вращ аются вокруг Солнца, подставляя ему то один бок, то другой. Воспита тель предлагает ответить, какое время суток будет на Земле, если ее освещает Солнце? Какое время суток будет на противо положной стороне, на которую не падает свет. Опыт. На столе с тоит настольная лампа( Солнце) , рядо м – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и ме няется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает расс казать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение Проводится игра «День и ночь». Воспит атель произвольно устанавливает метку по отношению к Солнцу и предлагает назвать часть суток. Заключение Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали? Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» Цель: познакомить детей с первым космонавтом. Задачи: познакомить с историей первой космической ракеты, расширять кругозор детей и развивать их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Ход беседы: Воспитатель: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои? ( На летучих мышах и орлах, на коврах самолетах и бородах волшебников, на Коньке – Горбунке и волшебных стрелах…) . Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный транспорт для перемещения – это ракета. Пороховые мини – ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолевать расстояние до трех километров. Первым кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он говорил: «Земля – наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость, Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет? Дети отвечают на вопросы. Воспитатель: Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток- 1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало – начало освоения человеком космического пространства, с те пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле пл анеты – Марс, Венеру. Послушайте, как о дне первого в кос мос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский. Ах, этот день – двенадцатого апреля, Как он пронесся по людским сердцам. Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясенный сам. Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пестром пламени знамен, Когда безвестный сын земли смоленской. Землей- планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый, В космической посудине своей По круговой, вовеки небывалой, В пучинах неба вымахнул над ней… Динамическая пауза «Космонавты» Воспитатель показывает некоторые физичес кие упражнения, вовлекая в свои действия детей. Чтоб космонавтом стать. Нужно с малых лет Приучать себя к порядку: Застилать свою постель. Выполнять физкультзарядку. Встанем, прямо, плечи шире, Руки вверх, держись прямей. От таких вот упражнений Станешь крепче и сильней. Дидактическая игра «Подбери рифму» Среди поле голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это…( солнце) . Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: - Спать ложитесь, поздно! – Потому, что мать – луна, А дочурки…( звезды) . Буква А, буква А – Алфавит голова. Знает Вова, знает Света, «А» похожа на…( ракету) . Воспитатель: Солнечное утро 12 апреля 1961 год. Раке та стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгора ющего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земл и стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года. Н ичего необычного в судьбе этого юноши понач алу не было. О небе он мечтал с детства. Но кт о из мальчиков не мечтал летать на самолетах? И Юрий стал лет чиком – истребител ем. А когда в 1959 году узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же под ал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестоким: из добровольцев в зяли только 20 Учитывалось все: Крепкое здо ровье, рост, вес, выносливость, знание техники. Началась подготовка. В барокаме ре создавались условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. Н а бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» пер егрузки, испытывали организм на прочность. Тренировки были очень тя желыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подба дривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космически х ракет Сергей Павлович Королев приглядывался к Гагарину и решил: «Вот э тот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и получилось. Сегодня космические полеты ста ли для жителей Земли совершенно привычным делом. Верится, что не за гора ми и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим ру сским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос». Воспитатель предлагает к обсужд ению следующие вопросы: «Как вы дума ете, что было сложного в первых косми ческих полетах? Как вы думаете, какими качествами долж ен обладать космонавт? Хотите ли сами стать космонавтами? ». ( Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был»? музыка А. Пахмут овой, слова Н. Добронравого, во в ремя которой дети рассматривают фотографии посвященные освоению космического пространства) . Знаете, каким он парнем был, Тот, кто тропинку Звездную открыл? Пламень был и гром, замер космодром, И сказал негромко он. Он сказал: «Поехали! », он взмахнул рукой, Словно вдоль по Питерской, Питерской, Пронесся над Землей. Приложение 3 474916592075 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ» 41840152540635 Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей. Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли. Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. - 140335543560 Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета. Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется. Приложение №4 ЗАГАДКИ ПРО КОСМОС 1. Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной…( Комета) 2. Осколок от планеты Средь звезд несется где- то. Он много лет летит- летит, Космический…( Метеорит) 3. Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам…( Луна) 4. Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу — серпом. ( Луна) 5. Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется…( Земля) 6. Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. ( Солнце) 7. Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. ( Космос) 8. Желтая тарелка на небе висит. Ж елтая тарелка всем тепло дарит. ( Солнце) 9. По темному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно раста ет. ( Звезды) 10. Рассыпалось ночью зерно, А утром нет ничего. ( Звезды) 11. Эти звездочки, как искры, Падают и гаснут быстро. Зажигают среди ночи В небе звездный дождик, Словно эти огонечки Рисовал художник. ( Метеориты) 12. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? ( Большая Медведица) 13. Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. ( Космонавт) 14. Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. ( Луноход) 15. Чудо- птица- алый хвост Прилетела в стаю звезд. ( Ракета) 16. Космонавт, проверив трос, Что- то надевает, Та одежда припасет И тепло, и кислород. ( Скафандр) 17. Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный…( телескоп) 18. У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. ( месяц) 19. Телескоп сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя…( Астроном) 20. До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая…( Ракета) 21. У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По- английски: «астронавт», А по- русски …( Космонавт)