a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитательный потенциал на уроках химии (июль 2023)

Автор: Казак Анна Александровна Опубликовано: 2023-07-15 09:56:56

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

Казак А.А., учитель химии

 Родитель вправе предъявить требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов, его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.

 Выполнение воспитательной функции от школы ждут не только родители, но и требует государство.  

Многие полагают, что воспитание осуществляется только такими предметами как литература, обществознание, искусство, технология, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников.

В своем выступлении постараюсь развеять бытующее мнение о воспитательной не значимости химического   образования.

Школьный базовый курс химии начинается с восьмого класса и по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина соответствует подростковому возрасту, но школьный курс химии не заканчивается базовым курсом, с 10 по 11 класс длится профильный уровень и это согласно заявленной периодизации ранний юношеский возраст, которые являются определяющими в формировании личности. Но, нельзя не упомянуть вклад учителей начальной школы и тех, кто преподает в 5-7 классах, которые заложили основы воспитания.

Воспитательная функция предмета -  межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой.

Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами.

Первый урок в 8 классе начинаю с вопроса «Кто вы?».  Они быстро отвечают: «Ученик». Используя прием «А еще?», продолжаем разговор, пока дети не начнут осознавать себя частицами этого мира, значимости каждого на планете.

Экологическое воспитание.

На уроках и во внеурочное время использую экологический материал:

- традиционно проводим интерактивную игру «Экобиржа»;

- в 9-11 классах используем практико-ориентированные  экологические задачи;

- при изучении темы «Коррозия металлов» знакомимся с экологическими катастрофами, вызванными коррозией;

- изучение темы «Неметаллы» сопровождается совершенствованием понятия Аллотропия. Ребята выявляют значение озонового слоя для планеты Земля.

Каждый учитель хоть раз, но давал задание приготовить сообщение о биографии писателя, ученого, видных деятелях. КПД таких сообщений (из опыта) = 0. В 11 классе в начале года проводим театрализованный урок «Разговор поколений». Дети представляют отечественных ученых, изучают биографию, увлечения, готовят вопросы классу.  Данный урок позволяет более глубоко осмыслить биографию, выбрать ценностные качества, порассуждать о нравственно-эстетических качествах, сравнивают с возможностями современных детей.

Для размышлений о нравственности, смысле жизни, необходимости трудолюбия, важности знаний, использую мудрые мысли.

Например, слова Конфуция:

«Три вещи никогда не возвращаются обратно: слово, время и возможности».

Говорим, советуемся, высказываемся, спорим, отстаиваем точку зрения.

Химия – наука экспериментальная. Выполняя практические работы и лабораторные опыты, обучающиеся понимают, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, их последовательность, проявлять смекалку и умение. На уроках химии развиваю культуру труда, которая предполагает разумное сочетание труда и отдыха, переключение различных видов деятельности, обеспечение высокого качества работы. Через ответственное выполнение домашних заданий, подготовку своего рабочего места, дисциплинированность и усердие воспитывается трудолюбие.

Кроме этого, школьный химический эксперимент играет большую роль в научном воспитании обучающихся, так как он является важной опорой для создания материалистического мировоззрения.

На своих уроках формирую мнение о значимости интеллектуального труда. Два раза в год поощряю за добросовестное отношение к предмету:

- освобождение от контрольной работы;

- Сертификат на «4» или «5».

Нравственно-патриотическое воспитание – обширная область, объединяющая в себе огромное количество качеств. При изучении тем «Металлы», «Неметаллы», «Сплавы», «Способы получения металлов», «Нефть» изучаем месторождения на территории России, изучаем карту Полезных ископаемых, объемы добычи и переработки, экспорт. Это увеличивает чувство патриотизма.

В 9 классе при изучении отдельных химических элементов, их нахождении в природе, влиянии на организм, формирую ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Мы с ребятами определяем, какие элементы участвуют в обмене веществ, к чему приводит избыток и недостаток их в организме, какие продукты помогут их восполнять. Проводим мини-конференцию. Кроме этого, изучаем в 10 классе состав Аспирина (оригинал, содержащий фенольные основания или подделка), аналоги лекарственных препаратов (Нош-па 155 рублей, Дротаверин – 39).

В формировании эстетического воспитания играет роль личность учителя. Соблюдаю чувство меры в косметике, маникюре, украшениях. Если ученик делает речевые ошибки, сразу их исправляю. Постоянно говорим о правилах этикета в обществе (в других учебных заведениях, в обществе в целом). Слежу за своей речью, выдерживаю доброжелательный тон.

Подводя итог, можно утверждать, что потенциал химии в решении воспитательных задач велик.

 

Оставить комментарий: