Воспитательный потенциал на уроках химии (июль 2023)
Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
Казак А.А., учитель химии
Родитель вправе предъявить требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов, его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Выполнение воспитательной функции от школы ждут не только родители, но и требует государство.
Многие полагают, что воспитание осуществляется только такими предметами как литература, обществознание, искусство, технология, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников.
В своем выступлении постараюсь развеять бытующее мнение о воспитательной не значимости химического образования.
Школьный базовый курс химии начинается с восьмого класса и по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина соответствует подростковому возрасту, но школьный курс химии не заканчивается базовым курсом, с 10 по 11 класс длится профильный уровень и это согласно заявленной периодизации ранний юношеский возраст, которые являются определяющими в формировании личности. Но, нельзя не упомянуть вклад учителей начальной школы и тех, кто преподает в 5-7 классах, которые заложили основы воспитания.
Воспитательная функция предмета - межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой.
Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами.
Первый урок в 8 классе начинаю с вопроса «Кто вы?». Они быстро отвечают: «Ученик». Используя прием «А еще?», продолжаем разговор, пока дети не начнут осознавать себя частицами этого мира, значимости каждого на планете.
Экологическое воспитание.
На уроках и во внеурочное время использую экологический материал:
- традиционно проводим интерактивную игру «Экобиржа»;
- в 9-11 классах используем практико-ориентированные экологические задачи;
- при изучении темы «Коррозия металлов» знакомимся с экологическими катастрофами, вызванными коррозией;
- изучение темы «Неметаллы» сопровождается совершенствованием понятия Аллотропия. Ребята выявляют значение озонового слоя для планеты Земля.
Каждый учитель хоть раз, но давал задание приготовить сообщение о биографии писателя, ученого, видных деятелях. КПД таких сообщений (из опыта) = 0. В 11 классе в начале года проводим театрализованный урок «Разговор поколений». Дети представляют отечественных ученых, изучают биографию, увлечения, готовят вопросы классу. Данный урок позволяет более глубоко осмыслить биографию, выбрать ценностные качества, порассуждать о нравственно-эстетических качествах, сравнивают с возможностями современных детей.
Для размышлений о нравственности, смысле жизни, необходимости трудолюбия, важности знаний, использую мудрые мысли.
Например, слова Конфуция:
«Три вещи никогда не возвращаются обратно: слово, время и возможности».
Говорим, советуемся, высказываемся, спорим, отстаиваем точку зрения.
Химия – наука экспериментальная. Выполняя практические работы и лабораторные опыты, обучающиеся понимают, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, их последовательность, проявлять смекалку и умение. На уроках химии развиваю культуру труда, которая предполагает разумное сочетание труда и отдыха, переключение различных видов деятельности, обеспечение высокого качества работы. Через ответственное выполнение домашних заданий, подготовку своего рабочего места, дисциплинированность и усердие воспитывается трудолюбие.
Кроме этого, школьный химический эксперимент играет большую роль в научном воспитании обучающихся, так как он является важной опорой для создания материалистического мировоззрения.
На своих уроках формирую мнение о значимости интеллектуального труда. Два раза в год поощряю за добросовестное отношение к предмету:
- освобождение от контрольной работы;
- Сертификат на «4» или «5».
Нравственно-патриотическое воспитание – обширная область, объединяющая в себе огромное количество качеств. При изучении тем «Металлы», «Неметаллы», «Сплавы», «Способы получения металлов», «Нефть» изучаем месторождения на территории России, изучаем карту Полезных ископаемых, объемы добычи и переработки, экспорт. Это увеличивает чувство патриотизма.
В 9 классе при изучении отдельных химических элементов, их нахождении в природе, влиянии на организм, формирую ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Мы с ребятами определяем, какие элементы участвуют в обмене веществ, к чему приводит избыток и недостаток их в организме, какие продукты помогут их восполнять. Проводим мини-конференцию. Кроме этого, изучаем в 10 классе состав Аспирина (оригинал, содержащий фенольные основания или подделка), аналоги лекарственных препаратов (Нош-па 155 рублей, Дротаверин – 39).
В формировании эстетического воспитания играет роль личность учителя. Соблюдаю чувство меры в косметике, маникюре, украшениях. Если ученик делает речевые ошибки, сразу их исправляю. Постоянно говорим о правилах этикета в обществе (в других учебных заведениях, в обществе в целом). Слежу за своей речью, выдерживаю доброжелательный тон.
Подводя итог, можно утверждать, что потенциал химии в решении воспитательных задач велик.