Проект «Формирование положительного отношения к труду»
Документы для скачивания
Проект « Формирование положительного отношения к труду » Актуальность проекта Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. . Цель проекта: формирование нравственных качеств в процессе приобщения к трудовой деятельности. Задачи проекта: 1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде. 4 Формирование навыков организации своей и общей работы. 5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда- умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Работу по реализации проекта мы проводили в двух направлениях. Ознакомление с трудом взрослых. Трудовая деятельность детей. . Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни; - уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда; - познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате; - был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо; - учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности. Мы реша ем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их( проводим с детьми наблюдения, экскурсии, встречаемся с людьми интересных и редких профессий, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно- ролевые игры и прочее) . Знакомство с трудом взрослых мы начали с профессиями людей ближайшего окружения. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Нами были организованы наблюдения за работой дворника- по сезонам. В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращал и внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагал и оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом- мы собирали мелкий мусор, осенью- убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега. Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. При их посещении особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Осуществляли экскурсии за пределы детского сада в библиотеку, школу, парикмахерскую, магазин, аптеку, где знакомились с профессиями разных направлений. В нашем д\ с строился новый корпус. Мы не упустили возможность понаблюдать за работой строителей, каменщиков, ( правда, из окна) , неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу. Всё это углубляло, расширяло знания детей, закрепляло старое. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых. Не менее интересны проходили у нас и встречи с интересными людьми разных профессий. Например, встреча с кондитером, где одна из бабушек воспитанника рассказала о своей профессии «кондитер» и показала мастер- класс по изготовлению печенья. С каким восторгом и интересом дети раскатывали тесто и «по- настоящему» вырезали формочками печенье. Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить? Конечно, - родители! Но мама и папа- это не профессии. Многие мамы и папы делают дома очень большую работу. Но профессией эта работа не считается. Другое дело, если мама или папа- повар, продавец, машинист тепловозов или пекарь. Поэтому, дети решили дома поближе познакомиться с профессиями своих родителей. В результате ознакомления с профессией мам был сделан альбом" Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» В группе была организована выставка «Город мастеров» с фотографиями родителей с места работы. Эта выставка помогла детям расширить свои познания о работе родителей, поближе познакомиться с их рабочим местом, узнать, что именно они выполняют на работе. Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация развивающей предметной среды. В группе были приобретены дидактические игры на данную тематику: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Что получится». Некоторые игры сделаны своими руками, такие как «Цветик- семицветик ». Дети выбирают цветок с иллюстрацией какой- нибудь профессии и подбирают к нему картинки- лепестки, которые имеют отношение к данной профессии. Игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний. В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно- ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», « Минимаркет », «Пожарные», «Почта», «Транспорт», «Салон красоты» и, «Служба спасения» др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе неп рерыв но- образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Во время реализации данного проекта дети составляли творческие рассказы о том, кем бы они хотели стать, когда будут взрослыми, рассказывали, почему им нравится эта профессия, чем она полезна. разгадывали кроссворды, отгадывали загадки о профессиях, выполняли логические задания «Угадай профессию», «Что лишнее». В книжном уголке была оформлена выставка книг на данную тематику. познакомились со стихами разных авторов: »Кем быть» Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари. , , «А что у вас? » С. Михалкова) , «Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др. «Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова. Данная работа нашла отражение и в художественно- эстетическом развитии. Дети с удовольствием рисовали рисунки про понравившиеся профессии. Такие представления о профессиях позволяют сформировать положительное отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: - получить от взрослых положительную оценку своих действий; - самоутвердиться; - вступить в общение со взрослыми; - принести пользу другим( общественный мотив) . Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5- 7 лет ребенок способен их формулировать. В нашем возрасте на первый план выходит общественный мотив. Своеобразно отношение детей к результату труда. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5- 7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя На этой возрастной ступени продолжа ли работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжа ли контроль, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры, занятия оставляли свое рабочее место, групповую комнату в порядке. Также стара лись приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь мы подчёркива ли, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи и к людям, сделавшим эту вещь. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже во многом обходились своими силами. Хозяйственно- бытовой труд- это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно- бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно- бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Хозяйственно- бытовой труд, который мы использовали в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировал и следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы- помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И мы ви дели результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно- бытового труда на участке: наведение порядка на веранде, участке( весной, летом, осенью подметаем пол веником) , зимой – очищаем от снега лопатами; осенью – уборка листвы. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда мы сталкива лись с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими- то делами. И здесь опять же использ овали все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно приучали их к труду. Т руд в природе Содержанием такого труда являются уход за растениями, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования, создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда. Работая вместе с детьми, мы став или задачу, намеча ли, какой они получат результат, по мере надобности показыва ли нужные приёмы, сообща ли знания, всё это мы дела ли по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитыва ли трудолюбие, постепенно объясня ли детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые мы с успехом использ овали в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а мы стара лись осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так к концу года, мы смело мо жем сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. . Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в нашей работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место мы уделяем индивидуальной работе, которую планируем как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, можем уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. О сновные формы организации труда детей, которые мы использовали в нашей работе- это поручения, дежурства, коллективный труд, через которые решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Поручения- это задания, которые мы эпизодически да ем одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Индивидуальные поручения мы предлагали детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле( когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализирова ли методы воздействия. Дежурства- это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старших группе ведется дежурство по уголку природы, по столовой, по занятиям. Дежурные еже недельно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Коллективный труд использовали, когда был большой объем работы –это уборка территории участка, уборка группы и т. д. Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедлен темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняем, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Мы мо жем смело сказать, что дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда мы стара емся распределить работу между детьми, объясн яем, что им надо делать, показыва ем отдельные приёмы( как намылить бельё для кукол) . И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отно симся к тем детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Не следует допускать чтобы дети испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. В нашей работе по обучению детей трудовым навыкам кроме специальных приемов, мы использовали и другие, не менее важные, например пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка( «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают») , высказать отношение к лени( «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки») , подчеркнуть важность труда( «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи») . Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека( «Кем быть? » В. Маяковского, «А что у вас? » С. Михалкова) , показан процесс труда( «Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др. ) , рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности( «Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова) . Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров- художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае- тихая, спокойная передышка( «Ужин трактористов» А. Пластова) , в другом- наслаждение своим трудом( «Кружевница» В. Тропинина) . Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Данная работа над проектом нашла свое отражение и в музыкальной деятельности. Дети пели песни «Урожай собирай», «Без труда не проживешь», слушали произведения «Во кузнице», «Люди работают», пели попевки «Смелый пилот», «Сорока- сорока», танцевали танцы «Пошла млада за водой», исполняли песни- инсценировки «К нам гости пришли», играли на детских музыкальных инструментах Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями. Нередко взрослые, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям остаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Бывает в практике и другая крайность, когда взрослые дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Плохо, когда в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность и самостоятельность. К сожалению, нередко можно наблюдать, как при детях заново переделывают то, что ими сделано: моют стол, подметают пол, убирают книги и т. д. Чтобы выявить знания родителей по данному вопросу мы провел и анкетирование на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье» Из анализа анкет родителей, м ы сдела ли вывод, что многие родители считают, что дети еще маленькие и, единственное, что от них требуют – это убрать игрушки за собой. Мы подготовили для родителей памятку «Что дети могут делать в 5 – 7 лет». Провели Родительское собрание «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка». Целью данной формы работы является включение родителей в проектную деятельность( активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение знакомства ребенка с их трудом. Знакомство с целью и задачами проекта, оказание родителями помощи в пополнении предметно- развивающей среды) . Оформили информационный стенд для родителей « Воспитание положительного отношения к труду» Для того, чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, мы подготовил и консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» Так как мы счита ем, в совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Родители узнали, как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием. Для этого нужно выстроит ь определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы. Также были проведены консультации «Как приобщить ребенка к труду», «Трудовое воспитание в семье», «Дидактические игры для закрепления представлений у детей о профессиях» и др. Проделанная работа дала положительные результаты: Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно- бытовом и ручном труде, в уходе за растениями. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний Надеемся, что в школе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном нашем участии. Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость- необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.