«Двигательная активность как средство развития двигательных способностей старших дошкольников»
Документы для скачивания
«Двигательная активность как средство развития двигательных способностей старших дошкольников» Актуальность Специалисты отмечают, что к старшему дошкольному возрасту у детей возникает высокая потребность в двигательной активности, но они не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Дети 6- 7 лет все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей 6- 7 лет могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Дома родители стараются развлечь ребенка спокойными играми: интеллектуальными, дидактическими, настольными играми, рисованием, а также просмотром мультфильмов. Это, безусловно, способствует снижению двигательной активности, а, следовательно, уровня здоровья и физического развития подрастающего поколения. В процессе наблюдения было отмечено, что основная часть детей дошкольного возраста проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, но при этом не проявляет настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических упражнений, быстро устает, что говорит о недостаточно развитых двигательных способностях детей. проблема На начальном этапе исследования выяснилось, что у 40% детей наблюдался низкий уровень развития двигательных способностей. Потребность в двигательной активности у этих детей была выражена слабо, двигательный опыт беден, интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями нестойкий. Эти дети не проявляли настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических упражнений, быстро уставали, допускали существенные ошибки в технике движений, затруднялись самостоятельно выполнить физическое упражнение после показа педагога, не соблюдали заданный темп и ритм, действовали только в сопровождении показа воспитателя, испытывали затруднения при выполнении упражнений, требующих проявления выносливости, гибкости. Эти дети не всегда свободно ориентировались в пространстве, не могли быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями в изменяющихся условиях, сохраняли устойчивую позу в статике и динамике только при помощи воспитателя, обладали недостаточной реакцией. С ошибками повторяли комбинацию из хлопков, затруднялись в оценке движений других детей, не согласовывали свои движения с движениями коллектива. Данные результаты свидетельствовали о недостаточном уровне развития двигательных способностей этих дошкольников. Исходя из этого, сделан вывод, что решением данной проблемы является внедрение в воспитательно- образовательный процесс технологии проведения занятий, направленных на повышение двигательной активности старших дошкольников. Цель – развитие двигательных способностей старших дошкольников посредством двигательной активности Задачи: - активизировать интерес детей к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной активности в целом; - развивать различные качества физического развития, двигательного творчества; - создать условия, способствующие развитию двигательной активности дошкольников. Работа по физическому развитию детей ведётся в тесном сотрудничестве с инструктором по физкультуре, с медперсоналом, музыкальным руководителем. В ходе работы по данному направлению соблюдали следующие правила: - организация перерывов с использованием релаксационных упражнений; - регулирование степени утомляемости ребёнка за счёт сменяемости видов деятельности, порядка предъявления заданий по степени сложности; - выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребёнка; Двигательный режим в детском саду включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Каждый день мы начинаем с утренней гимнастики. Она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика нами проводится до завтрака: в летнее время на улице, в остальное в помещении, в различных формах: традиционный комплекс утренней гимнастики, гимнастика в игровой форме, Утренняя гимнастика в помещении проводиться с использованием музыкального сопровождения. Бодрящая гимнастика после дневного сна также проводиться в различных вариантах. Это может быть разминка в постели, гимнастика игрового характера. В процессе различных занятий, двигательная активность детей не ограничивается одной физминуткой. Так, например, в момент организации любой образовательной деятельности, детям предлагается, используя различный инвентарь, проникнуть в страну знаний, или в страну сказок, или в страну творчества, преодолев определённые препятствия: пролезть по туннелю, переплыть реку, перешагнуть через огромные камни, перепрыгнуть через ручей по кочкам и другое. В процессе занятий на закрепление материала используем спортивный инвентарь. Так, например, на занятии по формированию элементарных математических представлений детям предлагается любое число представить в виде количества отбивания мяча о пол, , количества прыжков на месте или на скакалке и многое другое. Физминутки также стараемся сделать интересными. Текст и движения к ним часто придумываем сами, чтобы их тематика совпадала с темой занятия. Безусловно, огромное место в двигательном режиме детей занимает организованная деятельность по физической культуре, где дети обучаются двигательным навыкам и развивают оптимальную двигательную активность. Динамические часы мы проводим как в спортивном зале инструктором по физкультуре, так и в групповой комнате, один динамический час на улице в виде подвижных игр, спортивных игр. . В зимнее время года с детьми организуются занятия на лыжах. Для уличных занятий физкультурой на территории детского сада предусмотрена спортивная площадка с различными спортивно- игровами снарядами. Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. В дни проведения физкультурных занятий играем с детьми в хорошо знакомую им подвижную игру. В другие дни проводим подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Такая деятельность возникает по инициативе детей и даёт широкий простор для проявления их двигательных возможностей. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом нами учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Предоставляем в распоряжение детей необходимый инвентарь, пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность, поясняем способы движений, личным примером повышаем интерес детей к двигательной активности Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно- массовые мероприятия. Нами организуются, физкультурные досуги, физкультурно- спортивные праздники, игры- соревнования, спартакиады, смотры песни и строя. Интересное содержание, юмор, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера этих мероприятий способствуют активизации двигательной деятельности. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует детский коллектив, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Для решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении были созданы все условия для физического развития детей. Прежде всего, это прежде всего современная полностью укомплектованная спортивная площадка, , спортивный уголок в группе, спортивный зал, оснащённый различным инвентарём. Всю работу по данной теме мы проводили в тесном контакте с родителями Консультации на тему: «Приобщение ребенка к физкультуре и спорту»; «Какой вид спорта выбрать для ребенка»; «Значение подвижных игр», «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? » Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка; о значимости совместной двигательной деятельности с детьми; о наличии физкультурного уголка в семье. Информация для родителей на темы: «Выбираем зимнее снаряжение»; «Зимние игры на улице», « Глядите лыжник( Учимся кататься на лыжах) »; «Подвижные игры- залог здоровья детей» Совместное спортивное мероприятие с родителями на тему: «Веселые старты » Результативность опыта Работа над данным проектом дала положительные результаты. Осознанное выполнение физических движений в различных ситуациях создало большие возможности для проявления детьми инициативы и творчества, свободы в применении движений и уверенных действиях в игровых и жизненных ситуациях. Речь детей стала более совершенна, т. к учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием памяти и мышления.