Консультация для младших воспитателей "Возрастная психология и психология развития"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детский сад №1» Консультация для младших воспитателей на тему: «Возрастная психология и психология развития» Автор: Киселёва Т атьяна Александровна педагог – психолог г. Ялуторовск, 2014 г. Цель консультации: Повышение уровня компетентности младших воспитателей в вопросе возрастной психо логии и психологии развития. Задачи консультации: Обогатить знания младших воспитателей о возрастной психологии и психологии развития Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на д анном этапе его развития»( Л. С. Выготский) . В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой- позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот наиболее благоприятен для развития, именно в дошкольном детстве происходит закладывание важнейших качеств личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками[ 7. С. 163] . Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно- ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. Предметом игры является взрослый как носитель каких- либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил. Как показал Д. Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития( табл. 1) . Таблица 1 Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно- манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно- ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно- ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная( няня, воспитательница в детском саду) ; профессиональная( врач, командир, пилот) ; сказочная( козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. В старшем дошкольном возрасте сюжетно- ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре. В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом- заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета- заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов- заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами- заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений. В ходе сюжетно- ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения. Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль. Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями. А теперь поговорим о психическом развитии дошкольников Мышление Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно- действенного к наглядно- образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно- образное, что соответствует репрезентативному интеллекту( мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Речь К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка( строение слова) и синтаксического( построение фразы) . Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; • ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Восприятие Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: • восприятие превращается в особую познавательную деятельность; • зрительное восприятие становится одним из ведущих; • воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину( освоение сенсорных эталонов) ; • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий. Внимание В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте: • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; • внимание становится опосредованным; • внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания. Память Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что- то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте( между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно- логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. Воображение Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: • замысел в форме наглядной модели; • образ воображаемого объекта; • образ действия с объектом. Эмоциональная сфера Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Развитие мотивационной сферы Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание( в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры) , еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких- то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека( взрослого, других детей) . Сначала ребенку нужно, чтобы кто- то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле. В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. Теперь для того чтобы обобщить все вышесказанное, я раздам вам памятки. ( Памятка в приложении) Приложение Психологические особенности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет 289956330475600 От 3 до 4 лет- 7442837657 Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. 00 Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. - 76835152532 Особенности возраста: 1. Кризис 3 лет. Формирование «системы Я». 2. Развитие воображения через развития функции замещения одного предмета другим. 3. Приявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно- познавательным. 6. Удерживает внимание 7- 8 минут. 7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение( делай, как я) . 9. Может вести себя некоторое время нормально( хорошо) . 10. Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры. 11. Может помогать взрослым. 12. Может в какой- то мере быть чутким к переживаниям других. 13. Допускае внесение незначительных изменений в обещания взрослых. 0 Особенности возраста: 1. Кризис 3 лет. Формирование «системы Я». 2. Развитие воображения через развития функции замещения одного предмета другим. 3. Приявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно- познавательным. 6. Удерживает внимание 7- 8 минут. 7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение( делай, как я) . 9. Может вести себя некоторое время нормально( хорошо) . 10. Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры. 11. Может помогать взрослым. 12. Может в какой- то мере быть чутким к переживаниям других. 13. Допускае внесение незначительных изменений в обещания взрослых. - 17780- 112593 Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения 00 Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. - 1827581313 Нормальное( плохое) поведение: Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми. Не хочет заботиться о других. Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным. Истерики, слезы, крик. 0 Нормальное( плохое) поведение: Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми. Не хочет заботиться о других. Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным. Истерики, слезы, крик. - 18275151658 Цели и задачи для взрослых: 1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. 4. Формирование умения действовать по правилам. 5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость. 6. Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым. 0 Цели и задачи для взрослых: 1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. 4. Формирование умения действовать по правилам. 5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость. 6. Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым. - 2286019050 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 3- 4 года) Говорите малышу о любви к нему как можно чаще. Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности. Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле. Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка. Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности. 0 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 3- 4 года) Говорите малышу о любви к нему как можно чаще. Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности. Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле. Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка. Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности. 984254318000 От 4 до 5 лет 7810595250 Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – наглядно- образное мышление. 00 Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – наглядно- образное мышление. 75063166872 Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления( умение подчинять свое поведение правилам в игре) . 3. Повышенная познавательная активность. 4. Продолжает сохраняться ситуативно- деловая форма общения со сверстником. 5. Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно- ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных действий. 8. Ведет себя нормально( хорошо) более продолжительное время. 9. Способен к сотрудничеству со сверстниками. 10. Может соблюдать правила очередности. 11. Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным. 0 Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления( умение подчинять свое поведение правилам в игре) . 3. Повышенная познавательная активность. 4. Продолжает сохраняться ситуативно- деловая форма общения со сверстником. 5. Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно- ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных действий. 8. Ведет себя нормально( хорошо) более продолжительное время. 9. Способен к сотрудничеству со сверстниками. 10. Может соблюдать правила очередности. 11. Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным. 1460528575 Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре. 3. Проявление элементов произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. 00 Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре. 3. Проявление элементов произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. 121285102870 Нормальное( плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых. 0 Нормальное( плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых. 119267107164 Цели и задачи для взрослых: 1. Создавать условия для развития творческого воображения. 2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. 3. Создавать условия для проявления познавательной активности. 4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. 00 Цели и задачи для взрослых: 1. Создавать условия для развития творческого воображения. 2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. 3. Создавать условия для проявления познавательной активности. 4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. 381035560 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 4- 5лет) : Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша. Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил. Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общении. В случаях попыток малыша наладить с вами отношения. Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно. 0 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 4- 5лет) : Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша. Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил. Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общении. В случаях попыток малыша наладить с вами отношения. Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно. 5428817875700 От 5 до 6 лет 231569171952 Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра. Ведущая функция – воображение. 00 Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра. Ведущая функция – воображение. 231140170559 Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым внеситуативно- личностное. 3. В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно- деловой формы к внеситуативно- деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация. 6. Ведет себя нормально( хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ. 7. Соблюдает распорядок дня. 8. Может ориентироваться во времени по часам. 9. Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой- то мере помогать им в этом. 0 Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым внеситуативно- личностное. 3. В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно- деловой формы к внеситуативно- деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация. 6. Ведет себя нормально( хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ. 7. Соблюдает распорядок дня. 8. Может ориентироваться во времени по часам. 9. Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой- то мере помогать им в этом. 1663704520 Нормальное( плохое) поведение: Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил. Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом. Ябедничает на сверстников. 0 Нормальное( плохое) поведение: Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил. Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом. Ябедничает на сверстников. 175260205014 Цели и задачи для взрослых: 1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. 5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. 00 Цели и задачи для взрослых: 1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. 5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. - 139516824 Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником. произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. 00 Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником. произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. - 1328814605 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 5- 6лет) : Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить наверняка. Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников. Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к провинившемуся. Внимательно выслушайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми. 0 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка( 5- 6лет) : Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить наверняка. Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников. Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к провинившемуся. Внимательно выслушайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми. От 6 до 7 лет 14844276950 Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра. Ведущая функция – воображение. 00 Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра. Ведущая функция – воображение. 148442206621 Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3. Проявлние кризиса 7 лет( капризы, паясничанье, демонстративное поведение) . 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставаться наглядно- образное мышление. 7. Теряет непосредственность в поведении, нормальное( хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой. 8. Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям. 9. Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели. 10. Начинает осознавать свои переживания. 11. Активно интересуется отношением окружающих к себе. 12. Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве. 0 Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3. Проявлние кризиса 7 лет( капризы, паясничанье, демонстративное поведение) . 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставаться наглядно- образное мышление. 7. Теряет непосредственность в поведении, нормальное( хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой. 8. Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям. 9. Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели. 10. Начинает осознавать свои переживания. 11. Активно интересуется отношением окружающих к себе. 12. Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве. 88603100940 Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновние соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учёбно- познавательного мотива. произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. 00 Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновние соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учёбно- познавательного мотива. произвольности. 4. Проявление внеситутивно- личностной формы общения со взрослыми. 19494537465 Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно- познавательного мотива. 2. Способствовать развитию мышления. 3. Формировать произвольность всех психических процессов. 4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 8. Продожать формировать этические представления. 00 Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно- познавательного мотива. 2. Способствовать развитию мышления. 3. Формировать произвольность всех психических процессов. 4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 8. Продожать формировать этические представления. 124255080 Нормальное( плохое) поведение: Лжет в целях самозащиты. Непоседлив и возбудим. Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже. Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. 00 Нормальное( плохое) поведение: Лжет в целях самозащиты. Непоседлив и возбудим. Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже. Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. 12425104093 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка. Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях. Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной( найдите что- нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом) . Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много. Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом. 0 Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка. Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях. Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной( найдите что- нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом) . Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много. Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом. Литература 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. , 1968. 2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. - С Пб. , 1999. 3. Галигуззова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М. , 1996. 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. — М. , 1996. 5. Ильин ЕЛ. . Мотивация и мотивы. — СПб. , 2000. 6. Кулагина И. Ю. , Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. п особие для студ. высш. учеб. заведений. — М. , 2001. 7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5- е ИЗД. , стереотип. — М. , 2000. 8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб. п особие. — М. , 2001. 9. Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. п особие для вузов. — М. , 2000. 10. Урунтаева ГА. Дошкольная психология: Учеб. п особие для учащ. средн. пед. учеб. заведений. — М. , 1996. 11, ЭльконинД, Б. Детская психология. — М. , 1994. 12. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. , 1978.
МАУДО «Детский сад №1»- 840859143796 Терминологический словарь 00 Терминологический словарь « Возрастная психология и психология развития» Социальная ситуация развития- это складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; - это исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные новообразования развития. Психологические новообразования это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития Выделяют следующие новообразования: • центральное- ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе; • частные- относятся к отдельным сторонам личности человека. Ведущая деятельность это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития( Леонтьев А. Н. ) Три признака ведущей деятельности 1. Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности; 2. Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы; 3. Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка Возрастные кризисы- • это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого; • это коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка( возникновение нового типа отношений со взрослым) , смена одного вида деятельности другим; • это нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий