Дидактические игры для младшего возраста по ознакомлению детей с природой
Документы для скачивания
Дидактические игры для младшего возраста по ознакомлению детей с природой Вершки и корешки П ервый вариант. Дидактическая задача. Составить целое из частей. Игровые действия. Поиски своей пары. Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки( лук, репа, морковь, картофель и др. ) , другой — вершки — ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три — свою пару найди! » По этому сигналу все дети подбирают себе пару. Второй вариант. «Вершки»( или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»! ». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота»( воспитатель и кто- нибудь из детей) , через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками. Примечание. С детьми подготовительной к школе группы игру проводят на огороде перед началом уборки урожая. Детей делят на несколько групп, каждой раздают корнеплоды, которые будут убирать. Затем одной- двум подгруппам воспитатель предлагает: «Корешки», найдите на грядке свои «вершки»! » Остальные следят за правильностью выполнения задания. Игра повторяется, пока дети всех подгрупп не попробуют найти вершки. Загадай, мы отгадаем Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию. Игровые действия Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя. Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски. Первый вариант. Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус. Второй вариант. Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются. Почтальон принес посылку Дидактическая задача. Описать предметы и узнать их по описанию. Игровые действия. Составление загадок( описания) и отгадывание предмета. Правило. Рассказывать о том, что ты получил, нужно, не называя предмета. Оборудование. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. Ход игры. Коробку( посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность( кислое, кисло- сладкое, сладкое и т. д. ) . Угадайте, что в мешочке Дидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на ощупь. Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета. Правила. Выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками. Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности( лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. ) лежат в мешочке. Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по- иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Педагог приглашает к себе одного ребенка и просит выполнить задание. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают. Созрело — не созрело Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам. Игровое действие. Поиск пары. Правило. Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя. Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты( овощи) с менее заметным) признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др. Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. с. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов. Съедобное — несъедобное Содержание знаний. Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть — вершки, у других — подземная — корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть( вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю. Дидактическая задача. Выбрать растения, используемые в питании. Правила. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть. Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками( морковь, свекла, репа, редька, лук и др. ) и со съедобными вершками( капуста, помидоры, горох, огурцы и др. ) . Ход игры. Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой — медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю — ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные( в прошлый раз «сеяли», например, капусту) . Возьму сейчас вершки». При повторении игры па эти же роли выбирают новых детей. Детки на ветке Дидактическая задача. Подобрать предметы по принадлежности к одному растению. Игровые действия. Поиск своей пары. Правило. Искать пару можно только после сигнала. Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья( «ветки») , другой — овощи( «деток») . По сигналу: «Детки», найдите свои «ветки»! » — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпа¬дали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота»( воспитатель и ребенок или двое детей) . Ворота закрываются( поднятые руки опускают) , если пара выполнила задание неправильно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами. Что сначала, что потом! Дидактическая задача. Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам. Игровые действия. Поиск своей группы. Правило. Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу. Оборудование. Овощи и фрукты( 4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный. Ход игры. Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ! » — дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания—от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности. В ходе игры дети несколько раз меняются предметами. Овощехранилище Содержание знаний. Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты — в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими( картофель, лук, морковь) , другие — солят( огурцы) . Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными( например, капуста) . Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые. Дидактическая задача. Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту. Правило. Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной. Оборудование. В ряд расставляют три стола: на одном — овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других — приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде( на «вывеске» — овощи, хранящиеся свежими, — картофель, свекла, морковь и др. ) , на другой будут складывать то, что пойдет на засолку( на «вывеске» — бочка с огурцами или чем- то другим) . Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов( коробки, банки, тележки) . Ход игры. Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть ребят будет приемщиками, остальные — колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения. Магазин «Овощи — фрукты» Первый вариант. Содержание знаний. Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали. Дидактическая задача. Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам. Правила. Описывать покупку, не называя ее. Оборудование. Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины и прилавки. Ход игры. Воспитатель предлагает детям исполнить роли директора, продавцов, покупателей. Директор магазина должен подготовить все к работе: распределить товары но отделам, рассортировать соленые овощи, переработанные фрукты. Покупатели описывают, что хотел купить, называют отдел, где продается нужный им продукт, говорят, из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдает ее покупателю. Второй вариант. Содержание знаний. Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все, что из них приготавливают, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища и с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота и др. Напомнить внешние признаки овощей и фруктов и их названия. Дидактическая задача. Перечислить признаки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать овощи и фрукты по способам использования. Правила. Директор должен сказать, откуда привезли продукты, и разнести их по отделам, Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место произрастания, а также отобрать все нужное для приготовления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию и говорит, в каком отделе его можно купить. Оборудование: Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты». Витрины, продукты. Ход игры. Назначают детей на роли шоферов, директора магазина, покупателей, продавцов. Шоферы привозят в магазин продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отделам: овощному, фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорят, что хотят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого- нибудь блюда; борща, Супа и т. п. Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку. Магазин «Семена» Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей( морковь, огурец, помидор, капуста и др. ) . Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян( по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью») . Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы — цветоводы. Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию. Правила. Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии( цветовод, огородник) , описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой( рисунком на коробочке) . Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках( можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок) . Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов в покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, Q магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю. Директор( и все дети) контролируют правильность выполнения задания. Консервный завод Содержание знаний. Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков. Дидактическая задача. Определить спелость плодов по внешнему признаку( окраске, величине, плотности) , сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости. Правила. Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить. Оборудование. На трех- четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье. Ход игры. Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их но цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные — на компоты, остальные — сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу. Что в корзинку мы берем! Цель. Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы. Игровое задание. Подобрать пару, загадать загадку. Правила игры. Собирать плоды в одном месте. В загадке указывать основные признаки. Материал. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок. Игра. У одних детей — медальоны, изображающие разные дары природы. У других — медальоны в виде корзинок. Дети- плоды под веселую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети- корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте( овощи— с огорода, фрукты — из сада, грибы — из леса и т. д. ) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие. В случае ошибки ребенок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: «Ягода- малина, где ты? » Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал. Вариант. Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды— по купателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку( прочитать ее на память или придумать самому) . Рекомендуется использовать следующие загадки: Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку. Заглянешь в серединку — увидишь сердцевидку. Из плодов он тверже всех, называется. . . ( орех) . Летом ягоды черны, Летом ягоды вкусны. — Чик! — чирикнул воробей, — Чем чернее, тем вкусней. ( Смородина. ) Синий мундир. Желтая подкладка, А в середине — сладко. ( Слива. ) Сам он гладок да пузат, Полосат его халат. Воробью наверняка Н е проклюнуть толстяка. ( Арбуз. ) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном Н а столбе золотом. ( Колос. ) Каждый листик — как ладошка. Схож он с бусами немножко. Был зеленым, а поспел он — Стал янтарным, красным, белым. ( Виноград. ) Сто рубинов в толстой бочке Я принес для младшей дочки. Пусть попробует разок Кисло- сладкий красный сок. ( Гранат. ) Я румяную матрешку О т подруг не оторву. Подожду, пока матрешка У падет сама в траву. ( Яблоко. ) Низок да колюч, сладок да пахуч. Ягоду сорвешь — всю руку обдерешь. ( Крыжовник. ) Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. Что это? ( Тыква, дыня. ) Собери урожай Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. Игровое задание. Победить в сборе урожая. Правила игры. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек. Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий. Игра. Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто- либо из детей рассказывает, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры. Вариант. Разделите воспитанников на две группы: труженики полей и дети. Первые, собрав урожай, рассказывают о своем труде, показывают соответствующие картинки, угощают детей. Дети в свою очередь рассказывают, что можно приготовить из овощей, фруктов, зерна. Каждый новый момент в рассказе одной группы другая отмечает фишкой. Вариант. Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их. Сидит бабка на грядке В ся в заплатках. Кто ни взглянет — Всяк заплачет. ( Лук. ) Полосатый, с гладкой кожей, Льнет он к солнцу в день погожий И краснеет изнутри Ярче утренней зари. ( Арбуз. ) Повернулось к солнцу золотое донце. ( Подсолнух. ) Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки- дробинки. ( Горох. ) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это? . . ( Репка) Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява, Кто любит щи — меня ищи. ( Капуста. ) Длинный, зеленый, вкусный соленый. ( Огурец. ) Золотое решето черных домиков полно. ( Подсолнух. ) Догадайся, кто меня сделал Цель. Активизировать знания детей о труде взрослых, воспитывать уважение к ним. Развивать сообразительность, умение быстро принимать решения. Игровое задание. Догадаться, кто это сделал. Правила игры. Решать, из какого материала и как сделан предмет. Свое решение сообщать только тому, кто загадал загадку. Материал. Разнообразные предметы, продукты, игрушки, фишки. Игра. Дети делятся на две команды. Участники первой выбирают предметы, внимательно рассматривают, решают, кто их сделал( про себя) . Потом по одному подходят к участникам другой команды и просят догадаться, кто сделал этот предмет. Свой ответ догадавшиеся говорят по секрету тем, кто загадал загадку, за правильный ответ получают от них фишку. Затем дети меняются ролями. Набравшие большее число фишек выигрывают. Вырастим яблоки Цель. Учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда. Игровое задание. Вырастить яблоки. Правила игры. Приступать к каждому виду работы своевременно. Дополнять друг друга, не повторяясь. Материал. Румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки( по числу картинок) . Игра. Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но их угостят, если они захотят стать садоводами. Раздайте сюжетные картинки( по одной на двух детей) . Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ. Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие могут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но картинку поставьте на ее место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображающей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку. Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный рассказ о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад. . . », а дети продолжают. Уместно привести стихи- загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня. . . ( весна) . Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. Настало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. ( Яблоко. ) Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву. ( Яблоко. ) Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды. Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, награждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек. При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации. Как сделали томатный сок! Цель. Познакомить детей с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода; воспитывать уважительное отношение к этим профессиям. Игровое задание. Участвовать в приключениях помидоров. Правила игры. За правильный ответ ребенок получает от главного помидора фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек. Материал. Фланелеграф. Крупный( главный) помидор с веселыми глазами и улыбкой — муляж или картинка на фланели. Фишки — маленькие помидорчики. Картинки на фланели: сугроб, контур прозрачной теплицы, маленькие и большие кустики томатов, улыбающееся солнышко, грузовые машины. Несколько сюжетных картинок: овощеводы выращивают рассаду в теплицах под стеклянным или пленочным покрытием; с помощью специальной машины высаживают рассаду помидоров в поле; механизатор с помощью дождевальной установки поливает высаженные ровными рядами кустики; овощеводы в поле снимают с кустов спелые помидоры, складывают их в ящики, грузят в машину. Детали приспособлений для изготовления сока, из которых можно создать конвейер консервного завода. Банка томатного сока, стаканы, соковыжималка Игра. Первый тур. Поинтересуйтесь: все ли любят томатный сок? А все ли знают, сколько надо потрудиться, чтобы его сделать? Может быть, нам расскажет об этом сам помидор? Покажите детям муляж или картинку. Обратитесь от его имени к детям: «Попробуем вместе вырастить томаты и сделать сок, дети! Вот мои детки- семена. Их надо посеять еще зимой. Но куда: в сугроб или в теплицу? Выберите сами место». Дети советуются друг с другом и, скорее всего выбрав теплицу, помещают ее на фланелеграфе. Помидор благодарит детей и раздает фишки: «Тепло моим деткам- семенам. Когда на полях еще белеет снег и земля не прогрелась, в теплице, как весной. Что же там происходит? Интересно! Всем кажется, что семена уснули. Но могут ли семена уснуть в теплой, влажной земле? В это время на фланель, как бы в теплице, прикрепите кустики помидорной рассады и начните громко удивляться: «Вот чудо! Посмотрите, дети! Кто объяснит нам это чудо? » Правильно ответившие на вопрос получают фишки, а потом объясняют всем, как из семян выросли кустики. Выставьте на фланелеграф изображение солнышка и прочитайте следующие строки: Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю- матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это. . . ( солнце) . «Все выше солнышко. Все теплее вокруг. Весна! — продолжаете вы. — Окрепла наша рассада, и тесно ей стало в теплице. Забеспокоились кустики: «Мы останемся тут навсегда? » Что будет с ними, дети, дальше? » Наверняка кто- нибудь предложит высадить кустики на грядки. Он получит фишку и право самому сделать это( на фланелеграфе) . А воспитатель показывает всем картинку, как такую работу делают взрослые в поле с помощью машин. Послушайте, о чем шепчут наши кусты: «Пить, пить, пить! . . » Наверное, наступило. . . Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, Купайтесь! — приглашаю. И любите за это вы все меня. Я. . . ( лето) . Жарко! Приуныли, привяли наши кустики. Помогите им, дети». Воспитатель помогает детям выбрать способ поливки. Можно загадать им следующие загадки: Один льет, другая пьет, третье растет. ( Дождь, земля, растение. ) Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса? ( Дождевальная машина. ) Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. ( Лейка. ) Фишки получают те, кто назвал средства для полива: лейки, ведерки, кружки, дождевальная установка, а также вспомнил о дожде. «Потрудились наши огородники, — говорит воспитатель, — устали. Вздремните». Дети кладут головы на руки, закрывают глаза, а воспитатель прикрепляет алые помидоры на кусты или зеленые кусты меняет на кусты со спелыми помидорами. Настало время разбудить детей: Как на нашей грядке. . . . . . . Вот такие круглые, Выросли загадки —. . . . . . . Летом зеленеют, Сочные да крупные, . . . . . . . К осени краснеют. ( Помидоры. ) Поддержите радость детей: ведь это награда за их знания и труд. Можно устроить веселый хоровод с помидорами. В центре — победители, те, кто набрал больше других фишек. А вот и томатный сок! Покажите банку с ним, вместе с детьми полюбуйтесь его цветом. Объясните, что его сделали на консервном заводе. Дети пробуют сок. Возникает вопрос: как его делают? Дети получают задание — узнать об этом у родителей, найти соответствующие картинки или самим нарисовать их к следующему туру. Второй тур. Теперь перед детьми пустая банка из- под томатного сока. Вспомните, каким он был вкусным. Как его делают? Придется, видимо, отправиться на завод. Заранее подготовленные картинки надо выставить на нижнем бортике фланелеграфа. Но ведь урожай еще не собран. Как доставить его на завод? Наверняка многие догадаются. Они и соберут урожай и погрузят его в машины, которые укрепляют на фланелеграфе. «Куда же мы поедем с родного огорода? » — беспокоятся помидоры. Верно ответивший получает фишки. Вместе с детьми на фланелеграфе моделируйте основные этапы работы на конвейере. Помидоры удивленно спрашивают: «И тут теплый, щедрый дождь? Мы ошиблись? Это мойка! Как приятно искупаться! » Тут помидоры попадают под пресс. Появляется сок. «Что теперь нам потребуется? — спрашиваете вы. — Поспешите, дети! Скорее, скорее. . . » — «Банки! » — догадывается кто- то( за сообразительность — фишка) . Как только выставлены банки, сок брызнул в них струей. «Угощайтесь на здоровье! » — предлагает главный помидор. Дети пьют заранее приготовленный томатный сок. Вариант. Когда игра детям уже знакома, можно усложнять задания: спасти кусты помидоров от сорняков, любоваться еще зелеными плодами, постепенно менять их цвет под лучами яркого солнца, спасать от града. Если игра проводится летом или ранней осенью, для демонстрации работы пресса можно использовать соковыжималку. Придумывайте приключения томатов вместе с детьми, используйте стихотворения, загадки, и интерес детей к игре не исчезнет. Где что зреет! Цель. Учить детей активно использовать знания о растениях. Воспитывать такие качества, как взаимопомощь, доброжелательность. Игровое задание. Вырастить плоды или цветок. Правила игры. Сравнивать плоды( цветы) с листьями. Помогать товарищу выполнять задание. Материал. Вырезанные или наклеенные на фланель или замшевую бумагу листья, плоды( яблоки, груши, сливы, орехи, малина, клубника, крыжовник, смородина и т. д. ) , цветы. Демонстрационные и индивидуальные фланелеграфы, подносы. Игра. На демонстрационном фланелеграфе выложите две ветки: на одной плоды( цветы) и листья одного растения, на другой плоды и листья разных растений, например, листья крыжовника, а плоды вишни. Созреют ли эти плоды? Расцветет ли этот цветок? Желающие исправляют ошибку — к листьям подбирают нужные плоды( цветы) , и наоборот. Дети на своих фланелеграфах подбирают разложенные на подносах плоды( цветы) и листья. Потом обмениваются фланелеграфами для проверки выполнения задания, исправления ошибки, а затем выставляют результаты своего труда на демонстрационной доске. Если допущена ошибка и дети не сумели помочь друг другу исправить ее, то они остаются без урожая( или букета) . Призы достаются тем, кто исправил ошибку на демонстрационной доске. Победитель угощает плодами или дарит цветы участникам игры. Вариант. На ветке с листьями разные плоды( цветы) , лишь один размещен правильно. Задача — заменить ошибочно выросшие плоды( цветы) правильными. ( Разнообразные плоды лежат на подносе. ) Игры для ознакомления детей с комнатными растениями. Найдите, что опишу Дидактическая задача. Найти растение по описанию. Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков. Правило. Назвать растение можно только после его описания. Оборудование. 5—6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т. д. Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия( скажем, традесканции) , после чего называет отличительный признак каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому- либо из ребят показать растение и назвать его. Отгадайте, что за растение Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию. Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке. Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому- либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы, все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они( прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые) , описать листья, их форму, поверхность( гладкий, негладкий) , окраску( темно- , светло- зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками) . Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида. Где спрятано растение! Первый вариант. Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении. Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений. Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя. Оборудование, Для первой игры нужно 4—5 растений, для последующих — до 7—8. Ход игры. Комнатные растения ставят на столе а один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами( вначале два растения, а затем два- три) . «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, — предлагает он. — Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». ( Дети показывают. ) Второй вариант. Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение. Примечание. Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает организовать ее. Для этого предлагает 2—3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья( 4—5 штук) ставят го кругу, на каждом из них — растение. Один ребенок стоит в середине к отгадывает, другой переставляет растения. ( Следует обратить внимание детей, чтобы они осторожно обращались с растениями. ) Узнай растение Дидактическая задача. Найти растение по названию. Игровые действия. Соревнование кто быстрее найдет растение. Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его. Ход игры. Растения( несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы». Примечание. Подобная игра знакома старшим дошкольникам: они играли в средней группе. Тогда в игру включалось 3—4 растения с резко отличительными признаками. Б старшей и подготовительной к школе группах ребенку предлагают найти растение из 8—10 и указать характерный признак, по которому определил его. Магазин «Цветы» Первый вариант. Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, Отличительные признаки некоторых из них. Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам. Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется. Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели( дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он( прямостоящий, свисающий и т. п. ) , какой формы листая, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения. В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения. Второй вариант( для детей подготовительной к школе группы) . Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы. Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку. Оборудование. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки. Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит( лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений) , затем он выдает покупку, В ходе игры роли могут меняться. Примечание. Подобно играм с комнатными растениями, помещенным в данном разделе, можно организовать игры с цветами, которые лучше проводить во время прогулок на участке детского сада. Эти игры строят с учетом двигательной активности детей и проводят как подвижные( типа « Ловишки », «Найди пару» и др. ) . Игры для ознакомления детей с деревьями. Угадай, какой наш дом Дидактическая задача. Описать деревья и найти их по описанию. Игровые действия. Составление и отгадывание загадок о деревьях. Правило. Называть дерево можно только после описания. Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описание: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах( воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания) . Кто где живет Дидактическая задача. Группировка растений по их строению( деревья, кустарники) . Игровые действия. Убежать от лисы. Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом. Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок. Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто- то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики — под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего — лису, дают ему шапочку- маску лисы, всем остальным детям — шапочки- маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса! » — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит. Примечание. Желательно, чтобы у все* были соотвотстпую- щне маски, они будут служить контролем длн подсчета, сколько белочек и сколько Зайчиков оказалось у лисы. К названному дереву — беги! Дидактическая задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева. Игровые действия. Убегать от водящего к названному дереву. Правила. Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия. Ход игры. Игра организуется как подвижная, тина «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз- два- три—беги! ». Путешествие П ервый вариант. Дидактическая задача. Найти дорогу по названиям знакомых растений. Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно. Ход игры. Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры( крупные деревья, кустарники) . Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два- три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравняв¬шись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки». Второй вариант. Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям. Т ретий вариант. Содержание знаний. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и найти их по описанию. Правило. Описывать растения- ориентиры, не говоря, как они называются. Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3—4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называл, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориен¬тиры, называют их и ищут по ним дорогу. Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки. Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу. Лесник Содержание знаний. Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами. Дидактическая задача. Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части. Правило. Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель. Ход игры. Игру проводят в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей. Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и по¬казывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. Одновременно можно выделить двух- трех лесников и столько же отрядов школьников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. ( Если есть возможность, то можно сдать собранные семена. ) Найди дерево по семенам Дидактическая задача. Найти целое по части. Игровое действие. Бег к определенному предмету. Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу. Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др. Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться но поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках. Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня( отдельные «лопаточки») , а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек. Примечание. Игры на узнавание деревьев и кустарников зимой организовать сложнее: дети затрудняются самостоятельно определять отличительные признаки каждого растения и точно называть его. Поэтому игры в это время года надо проводить, начиная с более простых заданий в них( как в играх «Найди, о чем расскажу», «Узнай по названию» и др. ) . Здесь активная роль принадлежит воспитателю: он называет характерные признаки растений, подчеркивая своеобразие окраски ствола, форму и величину почек, расположение ветвей и т. д.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!
- Образовательная технология ««Модель трех вопросов»
- Консультация "Безопасность в зимнее время года!"
- Конспект занятия по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в страну сказок»
- ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Памятка по ПДД для родителей детей младшего дошкольного возраста