a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогические проекты

Автор: Хайриева Виктория Витальевна Опубликовано: 2023-08-27 16:20:59

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

города Белореченска муниципального образования Белореченский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгосрочный познавательный проект

«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 воспитатель: Хайриева В.В.

средняя группа № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белореченск,2019

 

 

 «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»

  

 

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны

И актуальны, и важны.

И вы скорее подрастайте

Профессией овладевайте

Старайтесь в деле первым быть

И людям пользу приносить!

 

Актуальность 

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде, уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии?

Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми среднего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

 Предпосылки к определению цели детьми. Во время прогулки по территории садика, дети увидели пожарную машину с включённой сиреной, выезжающую из здания МЧС, расположенного напротив детского сада. Реакция детей была неоднозначной. Часть детей взволнованно спрашивали куда едет эта машина, другие высказывали мнения, что машина едет тушить пожар, но как машина будет тушить пожар дети не знали. Были и такие ребята, которые предположили, что машина едет спасать людей. Были высказаны также предположения, что спасают людей полицейские, а значит в пожарной машине полицейские. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что у детей мало знаний о профессиях людей.

Таким образом возникла проблема: «Какие профессии спасают людей и нужны ли другие профессии».

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта.

 

Проблема: Было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных.  Проблемой, решаемой в ходе данного проекта, является социализация детей дошкольного возраста посредством профориентации через разные виды деятельности.

 

Цель: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека, обогащение знаний детей о многообразии профессий взрослых.

 

Задачи: 

  • Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
  • Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
  • Воспитывать уважение к труду людей.
  • Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями по тематике.
  • Расширять представления о труде людей разных профессий, через ознакомление с результатами труда, их общественной  значимостью.
  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей; привлечь работников детского сада и социум города к взаимодействию с детьми, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем городе.

 

Тип проекта:

 

Долгосрочный: 3 месяца

 

Групповой

 

Доминирующая в проекте образовательная область: познавательнае Направленность деятельности: воспитательно-образовательная; развитие;

 

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников

 

Сроки проведения: 01.02 – 30.04. 2019г.

 

Характер контактов: в рамках ДОУ.

 

Продукт проекта: Альбом «ПДД», макет «Дорожное движение», макет  «Пожарный щит»

 

География проекта:

 

Проект осуществлен на базе муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад 1 «Сказка».

 

Риски: не вовлеченность родителей, отсутствие интереса в реализации

Объект – педагогическая система, обеспечивающая воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями

Предмет – являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с профессиями

Материально- технические ресурсы для реализации проекта могут быть задействованы все зоны групповых помещений.

Групповое помещение условно делятся на зоны или центры. Организация предметно-пространственной развивающей среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Большое внимание мы уделяем построению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр;

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно – печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал;

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

Были куплены книги, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей».

Маркеры игрового пространства для сюжетной игры;

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно –ролевых игр: «Доктор», «Продавец», «Парикмахер», «Повар»,»Борт проводница и борт-проводник».

Ресурсы для реализации проекта:

Создание необходимой материально – технической базы и развивающей предметной среды (картинный материал, видео материал, магнитофон, кукольный театр, костюмы).

 

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:

  • формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных мастерских (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
  • социального партнерства детей и взрослы

Практическая значимость проекта: Уже в дошкольном возрасте все дети мечтают кем-то стать. Это не означает, что ребенок всерьез задумывается о будущей работе. Скорее, это впечатление, которое произвели на малыша люди определенных профессий.

В детстве привлекают профессии героические – летчик, пожарный, космонавт, полицейский или моряк. Они для ребенка овеяны ореолом романтизма, и он непременно хочет быть похожим на таких людей.

Девочки мечтают стать артистками, певицами, балеринами, фигуристками, то есть, выбирают профессии, которые вызывают восхищение. Но, детям нравятся чисто внешние признаки, они и понятия не имеют, что каждая профессия – это тяжелый каждодневный труд.

Рассказывая детям о самых разных профессиях, нужно быть максимально честными и объективными. Нельзя говорить о каких-то специальностях пренебрежительно, тем более, запугивать малыша «непрестижными» работами: «Будешь плохо учиться, станешь дворником, как дядя Миша!»

Ребенку нужно прививать уважение ко всем профессиям, объяснять, что не место красит человека, а совсем наоборот. Вещи и предметы, окружающие нас, созданы руками людей разных профессий – строителями, столярами, ткачами и портными. И то, что мама подает на обед, не упало с неба, а является результатом труда хлеборобов, пекарей, доярок и так далее.

Ненавязчиво знакомить ребенка с разными работами позволяют стихи о профессиях. В доступной, занимательной форме они рассказывают о привлекательных сторонах даже самых скромных профессий. Стихи помогают развивать помять, абстрактное мышление, речь ребенка, изменять его отношение к окружающему миру.

 

 

Методы и приемы работы: 

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр, выступление сотрудников МЧС, полиции, врачей.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.); загадывание загадок; 

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; изготовление с детьми наглядных пособий.

  

План реализации проекта: 

1 этап: Подготовительный

1.Диагностирование детей.

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  3. Разработка учебно-тематического плана.
  4. Создание условий для организации работы

2 этап: Основной

  1. Цикл познавательных мероприятий 

Разработка и апробация комплекса мероприятий для детей, педагогов и родителей в соответствии с планом по вопросам формирования социально значимых ценностей и основ ранней профориентации в рамках проведения работы по проекту.

3 этап: Заключительный

  1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2.Оформление презентации.

 

Ожидаемые результаты:

Дети: 

  1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии. 
  2. Понимают значения слова «Профессия»
  3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
  4. Уважительно относятся к людям разных профессий.

Педагоги: 
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.

  1. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников. 
    Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 
    4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
    Родители:
    1.Обогащение уровня экономических знаний родителей. 
    2. Появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.
    3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экономическому воспитанию дошкольников. 

 

Вывод

 Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей. Дети стали интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.

Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также дошколята стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда.

Дети проявляют интерес к трудовой деятельности взрослых, имеют представления о разных профессиях, понимают значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей. Повысился уровень экономических знаний родителей, участия родителей  в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникабельность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к предметам, людям;  бережному отношение к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда.

 

Перспективный план работы с родителями:

Месяц/неделя

Совместная деятельность 

Февраль

Стенгазета «Профессии моих родителей»

Выставка рисунков «Военные профессии»

Март

Акция «Читаем дома о профессиях».

Апрель

Консультация «Расскажите детям о своей профессии»

Папка-раскладушка «Вот что мы узнали»

  

Перспективный  план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности:

Месяц/неделя

тема

Программное содержание

Оборудование

Совместная деятельность с детьми 

Февраль

  Воспитатель и сотрудники ДОУ

Познакомить с профессиями сотрудников ДОУ, их трудовыми процессами.

Развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос предложениями.

Развивать логическое мышление и внимание.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточки «Профессии» (воспитатель).

Стихотворение Найдёновой. Н «Ольга Павловна»

Беседа «Профессия воспитатель», рассматривание иллюстраций.                                       

Разучивание стихотворения «Ольга Павловна»

Познакомить детей с профессиями повара, с его профессиональными действиями, с предметами – помощниками

 Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду Развивать способность к общению, речь.

Карточки «Профессии» (воспитатель); пластилин; муляжи овощей и фруктов для игры.

Беседа «Профессия повар», рассматривание иллюстраций.                                      Экскурсия на пищеблок.

Знакомство с поварами.                                           Лепка «Чашка и блюдце. 

Дидактическая игра «Сварим борщ и компот».                                                Чтение художественной литературы С.Беляева «Спасибо поварам».

Безопасность «Осторожно электроприборы».

Строители

Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителя. Развивать кругозор детей, внимание, память, речь, мышление. Воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом, а так же воспитывать уважительное отношение к труду человека

Карточки «Профессии» (строитель); 

деревянный конструктор; строительная каска.

Беседа «Строители», рассматривание иллюстраций.

Самостоятельные игры детей: «Строители»

Дидактическая игра «Какой дом».

 

Продавец

Формировать представления детей о профессии продавца; совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей

Карточки «Профессии» (продавец);

альбом,   цветные карандаши для каждого ребёнка.

Беседа «Продавец», рассматривание иллюстраций.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Рисование «Вспомни, что ты купил в магазине, и нарисуй»

Военные

– Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). 
– Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники)
– Обогащать лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закреплять знания прилагательных. Формировать умение образовывать родительный падеж имен существительных. 
– Воспитывать гордость за наших воинов.

Карточки «Профессии» (воспитатель);

военная форма  (для девочке); пластилин, цветной картон, цветная бумага,  ножницы, клей для каждого ребёнка.

Беседа «Военные профессии», рассматривание иллюстраций.

Лепка «Самолёт».

Изготовление подарков ко Дню Защитника Отечества.

Итог деятельности: Участие в утреннике: «Поздравляем мальчиков, дедушек и пап».

Выучить наизусть стихи о профессиях военных (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д.) 

Март

Полицейский

. Познакомить детей с профессией полицейского.

2. Рассказать о роли полиции в жизни людей.

3. Познакомить детей с различными службами полиции.

4. Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.

5. Выступление сотрудника полиции перед детьми Ахадихас Т.

Карточки «Профессии» (полицейский);поэмы С. Михалкова «Дядя Степа» и  «Дядя Степа- милиционер»;

макет светофора.

Беседа «Профессия полицейский», рассматривание иллюстраций.

Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа», в том числе «Дядя Степа- милиционер».

 сюжетно-ролевую игру «Зеленый огонек».

Пожарный

 1.Систематизировать знания детей о профессии пожарного, определить какими качествами должен обладать человек этой профессии. Повторить правила поведения во время пожара.

2.Выступление сотрудника МЧС перед детьми Осадчая А.Н.

Карточки «Профессии» (пожарный);

фото с изображением горящего дома; мольберт; картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; простые карандаши и листы с заданиями на каждого ребёнка; картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, смайлики для всех детей.

Беседа «Профессия пожарный», рассматривание иллюстраций.

Игровая ситуация «Если случился пожар»

Рисование «Пожарная машина»

Апрель

Врач, медсестра.

1.Обогатить представления детей о работе врача, обогащение словарного запаса детей.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, а именно врача, бережно относиться к своему здоровью.

2.Выступление сотрудников ЦРБ, детской стоматологии.

Карточки «Профессии» (Врач);

детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др.

Беседа «Профессия врач», рассматривание иллюстраций.

Беседа «Предметы помощники».

Встреча «У нас в гостях врач педиатр».

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Чтение худ. Литературы А.Барто «Очки», О.Емельянова «Врач».

Аппликация «Витаминки для Иринки».

Конструирование «Больница для кукол»     

 

Викторина:

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Развитие детей посредством игрового ознакомления с профессиями. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, закреплять знания и представления о профессиях. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать готовность детей к совместной деятельности и воспитать дружеское взаимоотношение между детьми. Формировать желание играть в сюжетно-ролевые игры, раскрывать роли. И воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Карточки «Профессии»;

предметы: молоток, нитки с иголкой, кисточка,  ножницы, шприц, фотоаппарат; руль, градусник, очки, шприц и др.

Рассматривание альбома и предметных картинок, изображающих разные профессии.

Экскурсия в магазин, на почту.

Беседа: «Профессии наших родителей».

Разговор «Кем я хочу стать»

Итоговое занятие: «Все работы хороши» (Обр. обл. «Ребёнок и общество»).

Сюжетно ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница».

Игра «Кто где работает», «Кому это нужно».

Дидактическая игра «Найди нужную профессию».

Подвижная игра «Мы водители»

 

 

 

Педагогический мониторинг по экономическому воспитанию.

  1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии. 
  2. Понимают значения слова «Профессия»
  3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
  4. Уважительно относятся к людям разных профессий.

 

Список использованных источников:

Литература

  1. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
  2. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
  3. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка  // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  6. Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
  7. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
  8. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
  10. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  11. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  12. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
  13. Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО  «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.    
  14. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
  15. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
  16. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
  17. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
  18. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
  19. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Оставить комментарий: