a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для родителей «Упражнения по развитию графических навыков ребёнка» Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2023-08-31 13:03:12

Документы для скачивания

Мастер-класс для родителей

«Упражнения по развитию графических навыков ребёнка»

Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.

Цель: Формирование у родителей понятий о важности развития мелкой моторики и графо - моторных навыков.

 Задачи:

  1. Информировать родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.
  2. Ознакомить родителей с элементами пальчиковой гимнастики массажем пальцев.
  3. Ознакомить родителей с упражнениями развивающими графомоторные навыки у детей.
  4. Способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях и тем самым повысить эффективность коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей.

Оборудование: наборы карандашей, листы с заданием («Обведи по контуру», «Штриховка», «Фигурные дорожки», «Рисование по точкам», «Рисование по клеточкам», задания к графическому диктанту).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

1.Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики (самодельные игры и пособия, изготовленные родителями и педагогом).

2.Организация сообщений для родителей по темам:

 – значение развития мелкой моторики

 -развитие графо - моторных навыков у детей старшего возраста.

3.Практическое использование специальных игр и упражнений для развития графомотрных навыков у детей дошкольного возраста.

  1. Анализ дидактических пособий для развития мелкой моторики рук, изготовленных родителями и педагогами группы.

2.Среди детей дошкольного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.

 При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира, не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов. Скоординированные и свободные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук.

 Чем большее число связей задействовано между клетками мозга, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Чем он меньше, образование таких связей проходит легче и быстрее. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

 Каким же образом можно развивать графо - моторные навыки у дошкольников? Какие упражнения – игры можно использовать на занятиях? Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов. А также самомассаж  кистей и пальцев рук с использованием пружинок (суджоки, колючих мячей, карандашей, бигудей, грецких орехов, шариков Марблс).

3.На нашем мастер-классе, можно познакомится с играми и упражнениями, которые эффективно влияют на развитие графомотрных навыков у детей. И данные дидактические игры активно используются в коррекционно-развивающем процессе:

Упражнения, направленные на правильный захват карандаша и подготовки руки к выполнению графических заданий:

  • захват гранённого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;
  • перекладывание карандаша с одного места на другое, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;
  • прокатывание карандаша между ладонями;
  • прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами;
  • сгибание по четыре пальца на каждой руке до начала ладони (пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону;
  • покачивание сложенных ладошек (пальцы рук соединены вместе и направлены вверх) влево и вправо;
  • круговые вращения кистей рук с последующим их расслаблением;
  • сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно;
  • сжимание ластика разными пальцами;
  • поставьте локти на стол, возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперёд и назад;
  • свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочередно;
  • надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой;
  • неотточенный карандаш, зажатый в четырёх пальцах и согнутых к ладоням, наклонить к ладошкам и снова вернуть их на место;
  • «Мячики» - изображают руками сначала маленькие (пальцы рук расслаблены), потом большие (пальцы рук напряжены);
  • перекладывание мячей разного диаметра;
  • сжимание детских эспандеров;
  • поиграем с фасолью: правой рукой переложить фасоль из одной тарелки в другую, а левой рукой переложить обратно (брать по одной штучке);
  • попеременное поглаживание одной кисти руки другой;

При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
1. правильность посадки за столом;
2. выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные упражнения на развитие графических навыков

Прямые дорожки                                                                                                                            
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию учебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование по точкам.


Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Рисование по контурам


Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование по клеточкам


На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как проводить графические диктанты.

 

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого я вместе с ребенком выясняю, где у него правая, где левая рука, показываю на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

 

Варианты проведения диктанта:

  1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
  2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом
  3. Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

 

Педагог: Сегодня мы с вами тоже поучимся писать такой диктант, чтобы Вам легче было представить, как я его провожу с Вашими детьми. У вас на столах перед каждым лежат тетрадные листы в клетку и простой карандаш. Прежде чем, познакомить детей с диктантом, я знакомлю с самой клеткой. Объясняю, что у клетки есть верхняя сторона, нижняя. У клетки есть правая сторона и левая, соответственно у клетки есть верхние и нижние углы. Освоив эти небольшие знания можно попробовать написать графический диктант. Начинаем рисовать первый узор. (практическая деятельность родителей) Скажите, все справились с заданием, у кого оно вызвало затруднение? Тогда продолжим.

 Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш.  Раскрашивать рисунки нужно цветными карандашами (не фломастерами, не шариковыми ручками!). Работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребёнок пишет карандашом, ему требуется приложить определённое усилие, которое со временем осознаётся ребёнком, как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который так необходим детям с дефицитом внимания. Следите, чтобы при раскрашивании и штриховке ребёнок не выходил за контур рисунка. Линии при штриховке должны идти параллельно. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети либо сильно нажимают на карандаш, либо не нажимают на него вовсе. От этого линии еле заметные, практически невидимые или слишком плотные. Это говорит о том, что у ребенка не развита мелкая пальцевая и кистевая моторика, нет координации движений кистью. В процессе рисования дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

 

 

 

Оставить комментарий: