a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Беседа “Традиционный русский народный костюм”

Автор: Рахметова Ульяна Викторовна Опубликовано: 2023-09-01 22:13:07

Актуальность. На основе ФГОС начального общего образования второго поколения одним из основных направлений является воспитание у учащихся любви к своей Родине, краю и народу, то есть патриотами своей страны. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Воспитание патриотизма начинается с раннего возраста. На протяжении всего учебного процесса происходит формирование патриотизма. Для того чтобы любить свою Родину необходимо знать её историю и культуру. Изучение традиционного костюма является неотъемлемой частью в воспитании патриотизма.

Цель. Познакомить детей с традиционном русским народным костюмом.

Задачи.

- Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке);

- Развивать эстетическое восприятие;

- Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

(Дети входят в группу с воспитателем под мелодию «Отчего так в России березы шумят». Обходя  змейкой, встают в полукруг).

Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали сегодняшнюю встречу с прославления русской березки. Береза с давних времен считалась любимым деревом русского народа, его символом. - Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклор удивляет нас и по сей день изобилием пословиц, поговорок, потешек.

Воспитатель:  Какие из них вы знаете?

 (Ответы детей) «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель:  А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, какова была рубаха. А  сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей).  Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

(Ответы детей) Белого, красного (много), и темной или светлой отделки.

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

(Ответы детей) Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

(Ответы детей) Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

(Ответы детей) Цветы, солнце, птиц и просто крестиком.

Воспитатель:  По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза. Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?

 

(Ответы детей).

Воспитатель: Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Что использовали девушки для украшения повязки? (Ответы детей).

Воспитатель: Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов). Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь?

 (Ответы детей)

Воспитатель: На Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

Ребята, в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.

А что такое ярмарка?

(Ответы детей) Это праздничные рынки, базары.

Воспитатель: На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке?

(Ответы детей) Да.

Русская народная игра «Карусель». (В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель со словами начинает игру: Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом, (дети побежали). Тише, тише, не спешите, карусель остановите (дети останавливаются, идут шагом).

Рефлексия.

- Ребята, чем вы сегодня занимались?

-Что больше всего вам понравилось?

-Что мы сегодня узнали нового?

Оставить комментарий: