a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия НОД “ Русская тряпичная кукла”

Автор: Рахметова Ульяна Викторовна Опубликовано: 2023-09-02 13:47:00

Документы для скачивания

Актуальность. Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Важной составляющей частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками.  Немаловажное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, которая содержит ценные идеи обучения и воспитания. Башкирские народные традиции служат источником развития гуманистической культуры человека. Опыт настоящего свидетельствует, что невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Возвращение к духовным истокам, возрождение башкирских народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности - составная часть проблемы формирования национальной культуры и возрождения нации

Цель. Формирование и развитие основ духовно - нравственной культуры детей посредством интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной нарядной куклы.

Задачи.

- Формировать интерес к русскому прикладному искусству.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

- Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение, поддерживать беседу. Расширять знание об устной народной речи.

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

 

Ход работы.

Приветствие.

Здравствуй весь честной народ,

Ну-ка встанем в хоровод,

Все друг другу улыбнемся

Ведь мы никогда не расстаёмся.

(Стук в дверь, приносят письмо)

 

“Здравствуйте ребята!

Пишет вам воспитатель первой младшей группы, Любовь Кузьминична. К сожалению, прийти к вам в гости не смогла, так как у нас в группе случилась беда. Малыши плачут и не как не успокаиваются. Возможно, вы сможете нам помочь. Заранее вас благодарю!”

 

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как мы могли бы помочь малышам? Как и чем можно успокоить маленького ребенка? (рассуждения детей).

Чтобы найти ответы на все наши вопросы, я предлагаю вам отправиться в волшебную страну, а в какую, узнаем только тогда, когда произнесем волшебные слова:

Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем, о котором не забудем

(дети с закрытыми глазами повторяют за воспитателем).

(На столе появляется много различных кукол, мяч и кукла пеленашка)

Воспитатель: Ребята, повернитесь, посмотрите, что это за волшебная страна! Эта страна — кукол. Вам нравятся эти куклы? (Дети среди кукол узнают своих, заранее принесенных родителями из дома). Подходите к столу, давайте их рассмотрим, потрогайте кукол, из чего они сделаны? (ответы детей: из пластмассы, из ткани).

 

Воспитатель: Ой ребята, смотрите да это же моя куколка! Мне ее подарила бабушка, когда я была очень маленькой, раньше куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в кроватку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

Ребята, как вы думаете, почему мы попали в страну кукол? Как это может помочь малышам? (рассуждения детей).

Воспитатель: Cмотрите, среди кукол лежит мяч, наверное, куклы хотят чтоб мы поиграли!

 

Игра с мячом (кукла из пластмассы- пластмассовая; из резины, керамики, соломы, бумаги, ткани, дерева, глины, картона, шерсти, воска).

Воспитатель: Ребята, а если кукла сделана из тряпочек, как моя куколка, она какая? (ответы детей). А вы знаете, какие на Руси были самые первые куклы? А хотите, я вам немножко о них расскажу и покажу? Проходите и усаживайтесь у телевизора. (Презентация)

Воспитатель. Понравились вам куклы сделанные руками человека? А может, мы для малышей сделаем таких же кукол-пеленашек своими руками? Ребята обрадуются нашим подаркам, и не будут грустить, а если кто-то начнет плакать в сонный час, Любовь Кузьминична положит рядом с малышом куколку, чтобы она оберегала его сон. Попробуем? Только для начала немного разомнемся!

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

 

Воспитатель. Молодцы, для того чтоб начать изготовление наших кукол, вам нужно разделиться на пары. Присаживайтесь за свои столы, Перед вами лежат схемыпоэтапного изготовления кукол. Распределите между собой обязанности, кто что будет делать. Но при этом не забываем помогать друг другу.

 

  1. Как вы умаете, какого цвета мы должны взять кусок ткани для туловища? Какой он формы? (прямоугольной, что с ним надо сделать. Да, скручиваем его трубочкой.
  2. Потом берём нити и перевязываем- получается головка. А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
  3. Какой лоскуток теперь берем. Какой он формы? (треугольной). Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.
  4. Кладём Пеленашку на пеленку,Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
  5. Чтобы ей было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её вот так: сначала с боков
  6. потом загибаем нашу пеленочку назад.
  7. Что можно сделать, еще чтобы одеяло не развернулось?У нас есть ещё ленточка, которой мы завяжем пеленочку. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

 

Воспитатель. А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол, и присядем на ковер. Подведение итогов, что нового узнали? Что понравилось? Названия, каких тряпичных кукол запомнили?

Воспитатель. Ребята! ваши куклы получились такими Красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник, потому что вы сделали их своими руками! Мы с вами вернемся из страны кукол в нашу группу и пойдем подарим их малышам, а себе если захотите сделаем еще кукол! Если хотите, можете забрать и своих любимых кукол, показать их ребятам и поиграть с ними.

Воспитатель говорит волшебные слова.

Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем;

В детский садик мы вернёмся, мир волшебный не забудем!

Оставить комментарий: