a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Краткосрочный игровой проект - развитие эмоциональной сферы. Вторая младшая группа.

Автор: Самойленко Олеся Анатольевна Опубликовано: 2015-01-31 01:04:09

  Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Однако как справедливо указывали

Л.С. Выготский, А.В. Запорежец, только согласование функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо формировать.

Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Д.О. Хеббу, Л.Фестингер, С. Шехтер, П.В. Симонов).

Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния.

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха поля.

Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.)

По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.

За основу бралась классификация эмоций К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Театрализованная деятельность успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение - видеть эмоциональное состояние окружающих людей

Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна, так как эмоции играют важную роль в жизни детей, поэтому я решила взять эту тему для своего проекта под названием.

 

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через совместную игровую деятельность педагога – психолога и детей. Развитие коммуникативных способностей дошкольников   по средствам  игровой  деятельности.

Задачи проекта:

üрасширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

üобогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения;

üдать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова)

üразвивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

üспособствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческим)

üпознакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку.

üразвить коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми.

üсоздать условия для развития творческой активности детей.

 

Ожидаемый результат по проекту: дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние; будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами. Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Время реализации проекта: сентябрь – октябрь.

Участники программы - дошкольники второй младшей группы, оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Занятие проводится в кабинете психолога, 2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 15-20 минут.

 

 

 

Примерное комплексно - тематическое планирование

Психолого - педагогические задачи

Планируемые результаты

Тема: «Стоит в поле теремок…»

- продолжать учить детей строить домик, используя кубики разного размера.

Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик.

Развивать первые навыки драматизации.

- способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

 - формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

 

-формировать умение вести диалог с психологом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

-формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Чтение художественной литературы:

-развивать умение понимать смысл текста и выполнять движения в соответствии с ним.

 

Выполняет постройку по образцу.

Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопросы.

Имеет первоначальные навыки драматизации – интонационно передает характер героя, имитирует движения.

Умеет развить сюжет игры, используя собственную постройку.

Соблюдает правила  игры, согласовывает движения с музыкальным сопровождением.

Понимает смысл сказки, помнит героев, последовательность их появления.

«В гости к нам пришёл зайчонок».

 - Закреплять умение группировать предметы по цвету;

продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результата определения в речи;

закреплять понятия «короткий» и «»длинный»;

продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры.

    - воспитывать активность, открытость, свободу общения, готовность прийти на помощь.

  

Умеет составлять группы предметов по определенным признакам.

Определяет где много, а где один предмет.

Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Различает предметы по длине.

 

 

Тема: «Путешествие в театр».

Познакомить детей с понятием "театр", разновидности театров (кукольный, теневой, балет) и особенности данного места. Рассказать о правилах поведения в театре.

Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре. 

Учить различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями.

Развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

воспитывать интерес к образовательной деятельности, дружеские взаимоотношения;

Тема: Весёлое путешествие с другом музыкой.

Закрепить понятие о том, что музыка является другом человека, что надо слушать красивую и приятную, полезную для здоровья музыку. Обогащать музыкальный опыт детей, активизировать осмысленное восприятие музыки, учить думать, размышлять о музыке. Воспитывать музыкальный вкус.

Знает, что такое театр, профессии тех, кто работает в театре.

Знаком с разновидностями театра.

Знает правила поведения в театре.

Умеет по картинке  определить эмоции человека.

 

Тема: пересказ русской народной сказки «Теремок».

Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц;

Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;

Учить выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;

Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать героям сказки;

Продолжать учить детей отгадывать загадки.

 

Умеет слушать сказку, воспринимает содержание, помнит героев – участников действия сказки, последовательность их появления.

Может пересказать сказку, используя речевые обороты героев.

Умеет отгадывать загадки, поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

 

 

 

 

Чтение В.Сутеев «Кто сказал мяу?».

 Развивать умение внимательно слушать рассказ взросло­го, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развивать звукоподражание.

 Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку.

Развивать произвольное внимание и воображение.

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

Познакомить с русской народной сказкой, помочь по­нять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Конструирование из строительного материала домиков.

Внимательно слушает сказку;

 активно отвечает на заданные вопросы.

 Выразительно имитирует движения и голоса животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушает сказку, отвечает на вопросы по содержанию.

Понимает смысл сказки, может объяснить понятие «малец-удалец».

Умеет построить домики, отличающиеся друг от друга (домики  лисы и зайца).

Активно и доброжелательно воздействует с психологом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

«Играем с героями сказок».

Закрепление навыков основных движений в игровой форме;

 закрепление умения слушать и отгадывать загадки;

 закрепление умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;

 закреплять знание основных цветов; закрепление умения быстро находить свое место в игре.

Правильно выполняет основные движения;

Внимательно слушает и отгадывает загадки;

Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением;

Знает цвета – красный, желтый, зеленый;

Соблюдает правила игры.

«Ах, эта музыка, музыка, музыка…»

Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

- прослушивание музыкальных произведений разных жанров;

- знакомство с различными музыкальными инструментами.

Внимательно слушает музыкальное произведение.

Знает некоторые музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, металлофон, шумовые инструменты.

Аппликация «Репка».

Освоение техники обрывной аппликации (листья);

Закрепить умение наносить клей на готовую форму и наклеивать ее на лист;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Лепка «Репка».

Закрепление умения лепить предметы округлой формы.

Формирование интереса к лепке.

Закрепление цвета – желтый, зеленый.

Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции.

Обогащение словаря прилагательных.

 

Умеет правильно использовать площадь листа.

Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой.

Выполняет работу самостоятельно.

 

 

 

Умеет лепить предметы округлой формы.

Знает желтый, зеленый цвет.

Умеет координировать движения со словами;

Использует в речи прилагательные, обозначающие ласковые слова

 

 

Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах, развлечениях по сказкам. Способствовать формированию навыка перевоплощения в сказочных героев.

Развивать интерес к различным видам театрализованных, музыкальных игр;

развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры;

формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Слышит музыкальное сопровождение, выполняет музыкально-ритмические движения. Принимает участие в театрализованных играх, забавах.

Учить детей связно отвечать на вопросы психолога; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Знает элементарные правила обращения с огнем, свободно отвечает на заданные вопросы по теме, используя в речи предлоги и глаголы.

 

   Материалы и оборудование .

 

  Социально – личностное развитие

Безопасность

Социализация

Труд

Рассматривание альбомов с картинками, рассматривание и обсуждение иллюстраций из книг. Объяснение детям как можно вести себя в театре.

Музыкальные игры «Угадай, что звучит», «Тихо – громко». Настольный театр «Заюшкина избушка», « Смоляной бычок», пальчиковый театр «Репка».

Салфетки для уборки столов после образовательной деятельности;

материалы для мелкого ремонта книг, коробок, пособий.

 

  художественно – творческое развитие

Аппликация/лепка

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству.

Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин.

Клей, ватман, природный и бросовый  материал.

Альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов;

музыкально-дидактические игры;

муз. игрушки и детские музыкальные инструменты;

фланелеграф с набором сказочных персонажей.

 

Карандаши, краски, кисти, бумага для рисования, различные трафареты. Раскраски «Русские народные сказки», «Музыкальные инструменты».

Подвижные игры: «Волшебный весёлый бубен» (малой подвижности), «Совушка»  (музыка тихо – ночь, громко – день), «Ложки по кругу», «Хоровод с колокольчиком».

 

Центр познавательно-речевого развития

                                                           Познание

 

                                                                                                    Коммуникация

ФЦКМ

ФЭМП

Худ. литер

Развитие речи

Иллюстрации к сказкам, рассматривание картин. Набор картинок «Музыкальные инструменты». Звучащие музыкальные и шумовые инструменты.

Д/и « Угадай, что звучит», «Узнай сказку», «Кто так говорит?».

 

Счетные палочки, д/у «Много – мало». «Матрешки – подружки». Игры «Закрой двери в домиках», «Кто где живет», «Подбери чашку к блюдцу».

Книги с русскими народными сказками, альбомы с потешками, приговорками.

Пальчиковые         упражнения:

«Ладушки-ладушки»,

«Братцы»,

«Солнышко».

Наборы картинок со сказочными сюжетами; игра «Расскажи сказку», кубики – мякиши со сказками.

 

 

 

 

 Виды деятельности и формы организации

 

Музыкально-художественная деятельность

 

Опытно-экспериментальная деятельность.

 

Продуктивная деятельность:

Слушание русской народной песни «Во саду ли, в огороде..  ».

Игра – драматизация «Кошки – мышки».

Раскрашивание по трафарету героев русских народных сказок.

Мини – сценка по стихотворению А.Барто «Идет бычок, качается».

 

«Солнечные зайчики», «Куда дует ветерок?»  - опыты на прогулке.

«Что звучит громче? Что звучит тише?».

 

 

Рисование «  Герои русских сказок », лепка «Репка», аппликация «Репка», конструирование «Стоит в поле теремок».

Конструктивная деятельность

Игровая деятельность:

 

Познавательно-исследовательская деятельность:

 Конструирование «Стоит в поле  теремок».

«Играем со счётными палочками».

Строительство теремка.

Сюжетная игра «День рождения куклы».

Сенсорные игры: «Чудесный мешочек»,  «Пазлы на резиновой основе»,  «Собери теремок».

 

 «Большой – маленький» - сравнение предметов по величине. «Кто самый большой? Кто самый маленький?».

 

Коммуникативная деятельность:

Двигательная активность:

 

 

Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?»; «Из какой сказки?», «Кто самый смелый в сказках?», «Кого все боятся в сказках?».

 

 

 

 

 

П/и «Хитрый кот», музыкальная п/игра «Колокольчик», «Где позвонили?».

 

 

 

Итоговое мероприятие:

  1. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Задачи:

1. Формировать у детей правильные оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так же зачатки с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным.

2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Учить детей имитировать характерные действия персонажей в сказке «Теремок», а так же сопровождать движения героев простыми песенками под музыкальное сопровождение. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов. Вызывать желание у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности.

4. Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку «Теремок». Развивать речь, мышление, воображение.

5. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к природе, желание беречь ее и сохранять.

 

Список литературы.

  1. Аланский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.
  2. А.И. Буренина. «Театр всевозможного: от игры до спектакля».            
  3. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983.
  4. Иванцова Л.И., Коржова О.А. Секреты ширмы. Р/Д, 1998.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.
  7. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Оставить комментарий: