план образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Волшебница вода»
Программное содержание:
- Обогащение и уточнение представлений о свойствах и признаках воды, её значении в жизни человека и живой природы(разныеагрегатные состояния воды; использование водных ресурсов человеком и др.).
- Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.)
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- подвижные игры: игры с бегом «Караси и щука», прыжками «Удочка», метанием, игры-эстафеты, игры на воде, гидроаэробика;
- беседы-рассуждения «Как вода помогает нам быть здоровым?», «Как закаливаться водой?» «Какие напитки полезно пить? Почему?» (соки, морсы, молоко, кефир и др.);
- спортивный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
беседу о доступных способах укрепления здоровья с использованием водных процедур и водного закаливания
Формировать осознанную потребность в закаливающих процедурах и физическом совершенствовании.
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
игровое занятие «Цветное волшебство»
Упражнять в различении и назывании цветов спектра, оттенки цвета, тёплые – холодные цвета, смешивании цвета для получения нужного оттенка;
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
игровое занятие «Вода и её свойства»
(рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих различные водоемы, а также свойства, признаки и агрегатные состояния воды, использование воды человеком, животный мир водоемов, профессиональная деятельность человека, связанная с водой);
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
коллективную работу «Серебряный дождь»
Уточнять знания детей о различных агрегатных состояниях воды, использования фольги для украшения и декора. Упражнять в скатывании, раскатывании, надрезании фольги.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
реализацию детских проектов «Для чего нужна вода?», «Книга о водоемах Урала».
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
вечера литературных развлечений, литературные праздники, театрализованные представления (литературный калейдоскоп «Живая и мертвая вода» (чтение стихотворений, беседа, обсуждение, чтение наизусть знакомых песенок, стихотворений).
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
создание творческих работ при использовании разных изобразительных техник и материалов («Реки и озёра Урала» и др.).
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
игровое занятие аппликацией: «Стайка дельфинов» (освоение новой техники – симметричное многослойное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру);
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- пение песен о весне, дожде, игры, танцы, хороводы; распевки по методу В. Емельянова, «Апрель пришёл» муз. Л. Сашиной;
- слушание «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Игры воды» М. Равель;
- музыкально-дидактические игры («Звенящие колокольчики»и др.);
- игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Игры воды» М. Равель;
- музыкальные движения («Поплаваем» муз. В. Золотарёва, «Ручеёк» р.н.п. игровая песня с движениями);
- танцевально – игровое творчество («Игры воды» муз. М. Равеля (с ленточками));
- развлечение «Речка, реченька».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации с изображением разных состояний воды в природе, водоемов;
- репродукции картин Айвазовского, «Вешние воды» И.Левитан;
- фотоальбомы: «Озера Урала», «Необычные рыбы», «Водный транспорт», «Водные профессии»;
- наборы для экспериментирования;
- экологические дневники наблюдений за погодой, за посадками…;
- изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);
- модели для группировки природных объектов;
- дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»;
- выставки коллективных творческих работ («Волшебница вода»);
- алгоритмы трудовых действий.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- организовать прогулку к водоему, обращая внимание ребёнка на обитателей водоёма;
- привлекать ребёнка к кормлению рыбок, наблюдению за их поведением;
- обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;
- наблюдать за природными осадками, состоянием природы до и после дождя, снега;
- обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;
- развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;
- привлечение к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о свойствах и значении воды;
- игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье (закаливание водой, полезные напитки, соблюдение правил личной гигиены и др.);
- простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку» (в сюжетной картинке, рисунке…»);
- дидактические игры: «Опасные ситуации на воде», «Будь осторожен» и др.;
- побуждение к рассказыванию о животных водоема, об их повадках, условиях проживания;
- обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;
- рассуждения: «Дождь – это хорошо или плохо?», «Что будет, если исчезнут реки?» и др.;
- игры с водой, снегом, льдом: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки);
- игры-эксперименты: «Испытание кораблей» конструирование из различных материалов (бумага, ореховая скорлупа, коробочки) и испытание на плывучесть в спокойной воде, во время ветра, делая «бури»;
- моделирование различных состояний воды (лёд, вода, пар) методом маленьких человечков (ТРИЗ-РТВ);
- дидактические игры на объединение в группы растений и животных водоемов (рек, озёр, морей, океанов);
- игры-экспериментирования с водой «Что растворяется в воде?», «Как получается пар?» и др.;
- экологическую акцию «День воды» (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.).
Гигиенические процедуры:
- модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;
- обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье весной;
- ситуативные беседы о пользе молочных продуктов в укреплении костной системы человека;
- рассуждения о полезных и вредных для здоровья продуктах питания;
- рассуждения «Из какой воды нужно готовить пищу?»
Прогулка:
- наблюдения за природными осадками (отчего зависит, пойдет дождь или снег; как узнать, будет дождь или нет);
- наблюдения за птицами, животными, растениями, акцентируя внимание на значении воды в жизни живой природы;
- обращение внимания детей на необычные явления, предметы (формы облаков, направление дождя, блеск лужицы и т.п.);
- беседы о бережном отношении к объектам природы (почему следует экономить воду, почему нельзя оставлять мусор на берегу водоёма и т.п.);
- подвижные игры «День-ночь», «Солнышко-дождик» и др.;
- упражнения на развитие физических качеств и основных движений;
- выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (полив рассады);
- привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника.
Вечер:
- наблюдения и беседы, направленные на исследование агрегатных состояний воды, ее свойств;
- опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);
- изготовление условных заместителей, составление моделей, отражающих свойства воды, её значение в жизни живых существ;
- экологические игры, обогащающие представления о мире растений и животных водоемов, особенностей их существования;
- сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о воде, изготовление самодельных книг по впечатлениям);
- составление короткихрассказов об использовании воды человеком, водном транспорте, необычных морских обитателях с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);
- создание книг-самоделок о воде («Живая и мертвая вода в сказках» и др.);
- составление загадок с использованием модели, отражающей свойства и значение воды;
- прослушивание аудиозаписей («Шум дождя, шум моря»), просмотр видеофильмов о воде;
- рассматривание детских журналов с творческими заданиями;
- игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.).
Вечерняя прогулка:
- беседы на тему «Мир вокруг нас»;
- наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
- наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;
- опыты, эксперименты с водой, песком;
- подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки» и др.;
- составление маршрутов в природу.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий