a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

музыкальное развитие детей в группе раннего возраста

Автор: Чалова Надежда Григорьевна Опубликовано: 2023-09-19 23:44:46

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радост­ную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движе­ния, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), разви­вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль­ную память, слух. Формирование активности в музыкаль­ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется боль­шой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что проис­ходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в ум­ственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате раз­вивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо од­ном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов му­зыкальной деятельности. Содержание музыкального заня­тия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения. На занятиях органично используются такие виды музыкаль­ной деятельности, как слушание музыки, музыкально-рит­мические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

В определенные моменты воспитатель имеет возмож­ность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ла­дошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимны­ми моментами и ситуациями (умывание, одевание, сбо­ры на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкаль­ные минутки, используя интересные аранжировки мате­риала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща­ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи­танию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, за­поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из­менять движения с изменением характера мелодии, эмо­ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра­батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож­ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музы­кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу­бен, погремуш-ка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз­личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно­стями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж­дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте­ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди­наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль­но организованной музыкальной деятельности являет­ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи­чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго­гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд­ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко­торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня­ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако­мых людей рядом всегда стресс.

 

Оставить комментарий: