картотека игр по экологии
Документы для скачивания
Картотека экологических игр в средней группе «Где, что зреет? » Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения( яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. ( например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаё т вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет? » дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. «Третий лишний » Цель: Закреплять знания о многообразии птиц. Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши ( воробей, ворона, муха, снегирь и т. д. ) . « Что, где растет » Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте( движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д. «Что лишнее? » Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года( птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег) . Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор. «Насекомые» Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое( муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое ( комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается. « Цветы » Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения. Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение ( фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение ( бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается. « Когда это бывает? » Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д. « Да или нет » Цель: Закреплять знания детей о приметах осени. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет». Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто- часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать- Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать? « Расскажи без слов » Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно ( дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы) ; идёт холодный дождь ( открывают зонтики, поднимают воротники) . «Живая и неживая природа» Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Ход игры: «Живая» ( неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой- либо предмет ( или бросает мяч) . Дети называют предметы природы ( той, которую указал воспитатель) . « Узнай, чей лист» Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе. Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство ( сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму. « Бывает – не бывает»( с мячом) Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребё нок должен быстро ответить: иней летом ( не бывает) ; снег зимой ( бывает) ; мороз летом ( не бывает) ; капель летом ( не бывает) . « Природа и челов ек» Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек! » или «Природа! » Например, воспитатель бросает мяч ребё нку и говорит: «Машина! », ребё нок отвечает: «Человек! » Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон. « Придумай сам »( Вариант 1) Цель: Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. Ход игры: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку. ( Вариант 2) Ход игры: Воспитатель назначает ведущего и задаё т тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова. « Не зевай »( птицы зимующие, перелётные) . Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель даё т всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных. « Отгадайте, что за растение » Цель: Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол ( берёза) ; красная с белыми точками шляпка ( мухомор) и т. д. « Природа и человек » Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой. Ход игры: «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаё т новый вопрос: «Что создано природой? » Дети отвечают. « Закончи предложение » Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры: Воспитатель ( или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового. « Это правда или нет? » Цель: Учить детей находить неточности в тексте. Ход игры: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле? » Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас. зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу «Га- га- га, пел соловей. Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь Это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно. « Какое время года? » Цель: Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года. « Найди друзей » Приготовьте парные карточки с изображениями животных из разных местностей обитания. Расскажите, что все животные собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей. Попросите ребенка помочь зверушкам найти друг друга. Малыш должен собрать пары животных, обитающих в одном месте – в лесу, в реке и т. п. Например: заяц – белка, рак- рыба, коза – корова. « Прилетели птицы» Цель: уточнить представление о птицах. Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают. Что не правильно? ( мухи) - А мухи это кто? ( насекомые) - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!