a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект познавательного занятия «Широкая масленица» для детей старшего возраста

Автор: Пасынкова Наталья Петровна Опубликовано: 2023-09-24 20:24:53

Тема недели: «Народные традиции и обычаи. Масленица» Конспект познавательного занятия «Широкая масленица» для детей старшего возраста Составили воспитатели: Пасынкова Наталья Петровна Кулеш Наталья Владимировна Пособие по УМК « Детский сад 2100 »: А. А. Вахрушев, И. К. Белова, Е. Е. Кочемасова и др. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей» Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества. Цель ребенка: пробуждать в детях желание участвовать в празднике воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа Материалы к занятию: Демонстрационный: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; поднос с блинами Раздаточный: на каждого ребенка – 2 желтых круга из картона, 8 полосок оранжевой бумаги, коктейльная трубочка, фломастеры. Ход занятия Дети в группе самостоятельно играют по интересам 1. Мотивационный момент Воспитатель в русском народном костюме входит в группу с подносом, на котором угощение. Воспитатель: Сегодня, я вам принесла угощение. Отгадайте загадку и узнаете, что за угощение. Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком. ( блины) А как вы думаете, почему я вам сегодня принесла такое угощение? Дети: ( выслушиваем ответы детей) 2. Ориентировочный Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? ( ответы детей) Воспитатель демонстрирует картинки с масленичными гуляниями Воспитатель: На пороге весны отмечают веселый праздник – Масленицу. Воспитатель: Что значит «на пороге весны»? ( ответы детей) . Воспитатель: Почему масленицу отвечают именно в это время? ( ответы детей) . Воспитатель: С древних времён на Руси существует обычай провожать зиму и встречать весну. Весну зазывали закличками: Ой, Масленица- матушка, Приведи весну красную, Принеси тепло и длинный день, Прогони зиму за плетень. Ой, Масленица покажись! Мы тебя заждались. Воспитатель: Почему этот праздник носит название масленица? ( ответы детей) . На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обычно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. «Блин Красен и горяч, как горячее всё прогревающее солнце ». Физкультурная минутка в парах. Брынцы – брынцы( Ладушки) Пеките блинцы! ( Хлопки ладонь о ладонь- горизонтально) Мажьте масленее( Поглаживают друг другу ладони) Будет повкуснее Трынца – трынца( Ладушки) Подайте блинца! ( Протягивают руки ладонями вверх) . 3. Воспитатель: Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? ( ответы детей) . Воспитатель: Весёлый и разгульный праздник, длится целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали его в народе широкой масленицей. Масленицу начинали отмечать с понедельника. Каждый день в масленичную неделю имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Первый день назывался «встреча». Вторник – «заигрыш», среда- «лакомка», четверг – «разгул», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовки посиделки», воскресенье – «прощёный день» Воспитатель: С чего же начинали праздник? ( ответы детей) . Воспитатель: Масленице устраивали встречу. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека. Надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело, олицетворявшее масленицу, возили на санях, пели песни. Детвора сбегалась с радостными криками «Приехала Масленица! Приехала! » И начиналось веселье. Люди пели, плясали, скоморохи веселили народ. Воспитатель: Какие развлечения были на масленицу как вы думаете? ( ответы детей) – Парни и девушки катались с ледяных горок, сани украшали цветными л о скутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками, на лошадей надевали расписные дуги. Играли в игру «Взятие снежного городка». Воспитатель: Как вы думаете, как она проходила? - На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. После окончания «боя» победители и побежденные вместе шли пировать. Проводилась еще одна русская богатырская забава- кулачный бой. «Размахнись рука, раззудись плечо! ». Эта забава называлась еще «Стенка на стенку». Мужское население делилось на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И в разгар «сражения» выходили мужики и опытные бойцы и решали ход битвы. Кулачные бои велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое- либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Воспитатель: В последний день масленицы было принято просить друг у друга прощение. В этот день принято прощать друг друга, мириться, целоваться. Давайте друг у друга попросим прощения Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты пришла в воскресенье, Всю неделю веселье. Ты пришла с добром, С блинами, пирогами Да с оладьями. Блины масляные Шаньги масляные. Мы катаемся с горы От зари и до зари. Ну, а в воскресенье Наше кончилось веселье. Прощай, прощай Наша Масленица! А затем прыгали через костры. Считалось, что огонь сжигает зло и очищает душу. После все расходились по домам. Воспитател ь: На праздник все любят получать подарки, поэтому давайте сделаем маленькие солнышки в подарок своим родителям. Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться. Изготовление поделк и: У вас лежат 2 желтых круга, полоски оранжевого цвета, коктейльная трубочка и фломастеры. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги лучики. Воспитател ь: Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца? Дети: Потому что это цвета солнышка! Солнышком мы приклеим к коктейльной трубочке, фломастерами нарисуем личико. Наше Солнышко готово, можно смело идти с ним на праздник Масленица! Итог: Ну вот и закончилось наше знакомство с праздником Масленицы. Мне очень понравилось, как вы сегодня разучивали закличку, отвечали на вопросы, изготавливали поделки. - А, что вам показалось самым интересным на занятии? ( выслушиваются ответы детей) - О каком празднике вы сегодня узнали? - Когда его празднуют? Молодцы, ребята! Вы много узнали о празднике Масленица. А теперь пора вам угощаться блинами!

Оставить комментарий: