a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы дошкольников с нарушениями слуха" на XХV Международной научно-практической конференции им. В.А. Ковалевского «Психология и педагогика детства: о ценностях современного образования», г. Красноярск, 2023 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2023-10-02 15:52:01

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВ ИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯ М И СЛУХА Чупрова Н. А. К ГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск Научные исследования д ефектологов Л. С. Выготского, Р. М. Боскис и др. позволили установить, что особенности дефекта детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на развитие их познавательной сферы. Слух играет большую роль в интеллектуальном развитии ребенка[ 1] . Объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимосвязь со средой бедна, общение с окружающими людьми затруднено. Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. В старшем дошкольном возрасте у дошкольников с нарушением слуха, также как и у слышащих сверстников закладываются основы для дальнейшего успешного школьного обучения, формируется мотивационная готовность к школьному обучению, произвольность поведения, овладение эталонами и средствами познавательной деятельности, происходит переход от эгоцентризма к ориентации на мнение и поведение других людей. Протекание основных познавательных процессов у глухих детей подчиняется общим закономерностям, однако имеет свою специфику, связанную, прежде всего со снижением общей и познавательной активности, некоторой заторможенностью и трудностями накопления чувственного опыта из- за дефекта слуха. Поэтому, важным направлением в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, отводится познавательному развитию. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира[ 4] . Формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушением слуха – это одно из важнейших условий развития и становления личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является фундаментом общего развития и стартовым периодом для формирования знаний об этом сложном и интересным окружающим мире[ 1] . Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения неслышащих детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно- коммуникационные средства обучения. Это актуальное направление и для решения проблем развития и коррекции детей с нарушением слуха в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только насытить глухого и слабослышащего ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания[ 3] . И спользование информационно- коммуникационных технологий позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигну ть нового качества знаний детей. С оздание презентаций в программе Р ower Рoint повышает эффективность образовательных занятий с детьми. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, кот орый интересен ребенку. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей с нарушениями слуха. Для реб енка дошкольного возраста игра – это ведущая часть деятельности, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие и обучающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающ его и развивающего характера. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объект ом, содействуют становлению объемных и ярких представлений. Все это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. Разумное использование в воспитательно- образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление, развиваются зрительное внимание и зрительная память[ 2] . Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при их использовании. П ри условии систематического использования информационно- коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышает ся эффективность коррекционно- развивающей работы. У выпускник а дошкольника сформируются предпосылки к учебной деятельности, которые подготовят детей к следующей ступени, новому этапу в их жизни – школьному обучению. Библиографический список Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002 – 203 с. Коба Е. А. Использование И КТ в пр оцессе познавательной деятельности детей с нарушением. URL: https: / / nsportal. ru/ shkola/ korrektsionnaya- pedagogika/ library/ 2020/ 04/ 17/ ispolzovanie- ikt- v- protsesse- poznavatelnoy( дата обращения: 24. 02. 2023) Носкова Д. В. Использование ИКТ в образовательном процессе в работе со слабослышащими детьми. URL: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ ispolzovanie- ikt- v- obrazovatelnom- procese- v- rabote- so- slaboslyshaschimi- detmi. html( дата обращения: 24. 02. 2023) Розанова Т. В. Дети с нарушениями слуха/ / Специальная психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. з аведений, обучающихс я по дефектол. специальностям/ под ред. В. И. Лубовского. – 6- е изд. , испр. и доп. – М. : Педагогика, 2009 – 236 с.

Оставить комментарий: