a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нетрадиционные методы рисования

Автор: Графова Марина Евгеньевна Опубликовано: 2023-10-06 12:35:25

Консультация д ля родителей «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ» В детстве могут и любят рисовать все дети. Но, как ни странно, не каждый родитель может подсказать своему малышу, как это лучше сделать. Я предлагаю Вам и Вашему ребенку познакомиться с некоторыми секретами рисования и поможет нам, конечно же, СКАЗКА. Предложите Вашему малышу порисовать, и создайте для него игровую ситуацию. Например, пусть он попадет в сказочную страну сказок Рисованию, где после знакомства с ее героями ему предстоит сделать удивительные открытия, и постепенно, шаг за шагом учиться рисовать. А учителями для маленького художника станут королевские министры – синяя, красная, желтая краски, кисточки и цветные карандаши. Взрослым тоже найдется работа: нужно и текст почитать, и помочь ребенку справиться с заданием, и пережить вместе с ним все приключения в этой волшебной стране. По законам страны Рисовании каждый шаг ребенка на пути к успеху должен заслуживать награды. Нарисуйте сами или купите в газетном киоске маленькие кружки- наклейки различных цветов. После каждого правильно выполненного ребенком задания наклеивайте на палитру сказочный орден- награду. А когда все задания будут выполнены ордена наклеены, палитра превратится в самую главную награду для Вашего ребенка – ОРДЕН МАСТЕРСТВА. ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. В королевстве красок Вас встретят королевские министры – синяя, красная и желтая краски. Попробуйте смешать их по очереди друг с другом! КАКИЕ ЦВЕТА У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ? За правильные ответы вручите художнику орден! ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. Познакомьте малыша с Черным королем и Белой королевой. Подумайте, почему все в королевстве называют своего короля грозным и суровым, а королеву – доброй и нежной. Попробуйте сыграть в любимую игру королевы, смешивая все краски по очереди с белой краской, и спросите у ребенка, какие цвета у него получились, а за правильные ответы снова вручите орден. ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. Посмотрите на Черного короля, он всегда чем- то недоволен и видит все в черном «цвете». Даже яркие краски он старается испачкать черным. Проверьте, какие цвета получаются от его пакостей. ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Устройте соревнование кисточек. Понаблюдайте, как они прыгают, бегают, плавают по листу бумаги, рисуя листья на деревьях и цветы. Каждая старается показать королю и королеве свое мастерство Может ли кисточка маленького художника победить? За победу снова вручите орден. ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Расскажите ребенку, что сама королева красок тоже очень любит рисовать. Рисунки у нее получаются нежные и мягкие, а все потому, что рисует она на влажном листе бумаги « по- сырому ». Попробуйте и Вы. Творите, фантазируйте и дарите своим детям радость творчества! Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми методом тычка » Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей- дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Гуашь лучше раскладывать понемногу( 3- 4 мм) в маленькие розетки. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш. Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: педагог заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого- либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета( изображение животного, птицы) , называя вслух его части( например, голова, уши, спина, хвост и др. ) . Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка( глаза, нос, усы, лапы и др. ) дети рисуют концом тонкой кисти. Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенным к реальным. Если вы решите обучить рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования( загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы) , и паузами( физминутки, дидактические игры, коррегирующая гимнастика) . Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением- разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова. Кисточку возьмем вот так: ( Рука опирается на локоть, кисточку Это трудно? Нет, пустяк. д ержать тремя пальцами, выше металлической части) Вверх – вниз, вправо- влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз…( Кисточку ставить вертикально. Все получится у нас! Сделать несколько тычков без краски. ) Помните: гуашь в баночках должна быть густой, на кисточках при рисовании ее должно быть мало, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть. Консультация для родителей «Рисуем пальчиковыми красками» Приобщать ребенка к миру прекрасного нужно с рождения, сначала это классическая музыка или колыбельные песни мамы, а полугода уже можно знакомить малыша с живописью. Для этого существуют специальные пальчиковые краски для маленьких художников, они не токсичны, легко смываются, а главное, малышам очень нравится рисовать. Сейчас в магазинах можно найти разнообразные пальчиковые краски разных фирм и разных цветов, которые подойдут даже для самых маленьких деток. Рисование пальчиками способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, воображения, люс ко всему, ребенок уже получает представление о том, какие бывают цвета и как их можно смешивать. Конечно же, цель не стоит в том, чтобы научить рисовать малыша с младенчества, вовсе нет, первое, что делает ребенок, это самовыражается и испытывает новые для него ощущения. Стоит ли бояться давать такие краски совсем юному художнику? Бояться не нужно, равно как и позволять малышу постоянно брать краски в рот. Пальчиковые краски являются безопасными для ребенка, имеют горький вкус, для того, чтобы отбить желание пробовать их вновь. Также, ими можно рисовать на столе, на стекле и даже на теле, они прекрасно отмываются, еще пишут, что и отстирываются идеально, я не соглашусь, все наши вещи остались в разводах от красок. Самый главный плюс пальчиковых красок, это то, что ребенок получает такой большой всплеск радости и эмоций, ведь все маленькие детки поросюшки, им очень нравиться повозиться с ними, разукрасить себя и не быть за это наруганным. А что может быть лучшим для мамы, чем радость ее ребенка. Пальчиковые краски можно сделать самим в домашних условиях. Это совсем не сложно. Для красок понадобятся: 0, 5 кг муки; 5 ст. л. соли; 2 ст. л. растительного масла; Воды на глаз, так чтобы масса была консистенции сметаны. Все это перемешать миксером или блендером, полученную массу разлить по баночкам, и добавить в них пищевой краситель, можно из пасхальных наборов, и перемешать. Все, краски готовы, рисуйте со своими маленькими художниками! Можно сделать объемные краски. Вам понадобятся: 1 столовая ложка самоподъемной муки несколько маленьких капель пищевого красителя 1 столовая ложка соли немного воды, чтобы добиться однородной массы. В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готвую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек. Консультация для родителей « Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски( гуашь, акварель) , тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе … Н а листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что- нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску( каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. Консультация для родителей «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка » Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка. Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из- за какой- то мелочи( например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями. Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку. Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего- то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что- нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос. Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении. Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша. Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности. Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому- то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом. Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», « головоногов » и т. п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством. В этой связи возникает ряд вопросов. Во- первых, почему и зачем дети рисуют? Во- вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию( также в определенном возрасте) внезапно угасает? В- третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов? По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство- период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Что означают рисунки детей Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой. Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста. Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг, Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности. Дерево: Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие. Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое. Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно. Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви. Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение. Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны. Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям. Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия. Обратите ваше внимание на следующее: Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа. Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге. Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы. Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание. Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу. Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий. Пластилиновая живопись Творческие занятия по пластилиновой живописи с ребенком – чудесная возможность для вас побыть вместе. Попробуйте найти время для совместного творчества, и это время не окажется потраченным напрасно. Старайтесь, чтобы занятия проходили в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Ободряйте, хвалите ребенка( естественно, не переходя на лесть) , поощряйте его к дальнейшим успехам. Никогда не подвергайте резкой критике результаты трудов ребенка, даже если они далеки от совершенства: ведь ребенок действительно старался! Чуть позже тактично укажите на промахи и предложите попробовать сделать лучше. Позаботьтесь о рабочем месте. Оно должно быть хорошо освещенным, соответствовать росту ребенка. Приобретите ребенку фартук и нарукавники для работы. Выделите специальное место для хранения изоматериалов: бумаги, картона, пластилина, стек, красок, карандашей, пастели и т. д. , чтобы ребенок знал, где и что находится. Не выбрасывайте( по возможности) результаты труда вашего юного творца. Стоит завести специальную папку- книжку для плоских поделок и отвести полочку для объемных. Детские работы можно оформить в рамочки и повесить как картины на стену или подвесить на прочных нитках( леске) к потолку, карнизам. Повесьте яркие картины над кроватью ребенка — пусть художник видит их, просыпаясь утром, они создадут ему положительный заряд и хорошее настроение на предстоящий день.

Рисование- важнейшее средство эстетического воспитания.           Нетрадиционные техники рисования- это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.           Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое воспитание- важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально- творческое начало.          Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Задачи в работе с детьми:  - Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.  - Сформировать у детей технические навыки рисования. - Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.           В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы.  Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художе ственно- творческих способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.           Такие исследователи  как: Никитина А. В. , Давыдова Г. Н. , доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте. Давайте рассмотрим её. С детьми младшего дошкольного возраста можно  использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном или печатками из ластика; фотокопия ( восковые мелки и акварель) ; фотокопия ( свеча и акварель) ; отпечатки листьев; рисунки из ладошки. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная и с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная; печать по трафарету. Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности. Тычок жесткой полусухой кистью В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон. Фотокопия Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается не закрашенным. Печать по трафарету Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет. Монотипия предметная Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета ( предмет должен быть симметричным) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений. Кляксография обычная Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали. Кляксография с трубочкой Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали. Отпечатки листьев Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Монотипия пейзажная Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Рисунки из ладошки Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками. Каждая из этих техник- маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное" Я" . Требования к образовательному процессу. Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой- обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух  компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования: экспериментирование; знакомство с нетрадиционной техникой; творческое преобразование; получение оригинального рисунка; использование приобретенного опыта. Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д. Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать. Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”. Методическое обеспечение опыта. Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы: словесные ( беседа, объяснение, познавательный рассказ) ; наглядные ( картины, схемы, образцы, рисунки) ; метод наблюдения ( экскурсии, прогулки, походы) ; игровые ( дидактические, развивающие, подвижные) метод проблемного обучения ( самостоятельный поиск решения на поставленное задание) . Интеграция всех образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Форма и методы реализации программы: Групповая и индивидуальная работа с детьми; Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; Мастер- классы с педагогами и родителями; Консультации для родителей и педагогов; Публикация информации на сайте ДОУ; Оформление предметно- окружающей среды. Виды используемых техник нетрадиционного рисования. Рисование песком; Печать листьями; Рисование мятой бумагой; Кляксография с трубочкой; Печать по трафарету; Монотипия предметная; Монотипия пейзажная; Пластелинография; Рисование свечей; Оттиск пенопласта; Рисование пеной для бритья; Оттиск поролона; Рисование солью; Материал: Наборов разно фактурной бумаги. Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового) . Художественно- изобразительного материала. Нетрадиционных инструментов для художественного творчества. Образцов рисунков по ра зличным нетрадиционным техникам Проведение открытого мероприятия Проведение мастер- класса среди педагогов Сообщение опыта работы на педсовете Предполагаемый результат: Инициативность; Самостоятельность; Любознательность; Наблюдательность; Воображение, фантазия, образное мышление; Склонность к экспериментированию; Способность к принятию решений. Как писалось ранее,  рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности. Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка? Ответ на этот вопрос, не пришлось искать в книгах, он пришел самостоятельно, в ходе работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования. Во- первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции. Во- вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования. В- третьих, у детей развивается координация движений. Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно- образное и словесно- логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Партнёрские отношения родителей и ДОУ. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Перед нами встали следующие задачи: - организация творческого сотрудничества; - установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; - содействие родителям в общении с детьми; - развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях. В консультациях предлагаем советы родителям по развитию творческих способностей дошкольников. Для вовлечения родителей в воспитательно- образовательный процесс проводились такие мероприятия как: выставки, конкурсы,  мастер- классы.           Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.           Таким образом, согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творческих способностей воспитанников ДОУ Заключение.            В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.  Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников           Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.            

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога- научить детей использовать нетрадиционные способы изображения. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств( ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала( листьев деревьев) . На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства( густоту, твердость, вязкость) , а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации( например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д. ) . Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений( нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла) , умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент( чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок) , терпения, аккуратности, внимания( иначе результата можно и не достигнуть) . Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: •рисование пальчиками; •оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; •рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: •тычок жесткой полусухой кистью. •печать поролоном; •печать пробками; •восковые мелки+ гуашь •свеча+ акварель; •отпечатки листьев; •рисунки из ладошки; •рисование ватными палочками; •волшебные веревочки; •монотипия предметная В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: •рисование солью, песком, манкой; •рисование мыльными пузырями; •рисование мятой бумагой; • кляксография с трубочкой; •монотипия пейзажная; •печать по трафарету; • кляксография обычная; • пластилинография • граттаж. Важную роль в развитии ребёнка играет  развивающая творческая  среда,  которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно- развивающей  творческой среды в изобразительной деятельности  нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно  и доступно  пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников. Задачи уголка творчества:  развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. Приобретя с оответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,   преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.  В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило- бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Как говорил В. А. Сухомлинский:  “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Оставить комментарий: