a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенность использования визуального расписания для детей с РАС.

Автор: Саранина Елена Хакимжановна Опубликовано: 2023-10-18 10:52:09

Документы для скачивания

Визуальное расписание Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с аутистическими чертами трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти. Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке. Хотя, по нашему наблюдению, дети с РАС способны самостоятельно запомнить последовательность событий. Функции и виды визуального расписания Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого- то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности. Визуальное расписание может сопровождать различные виды деятельности, обеспечивать пошаговое выполнение действий: — расписание режимных моментов в течении дня дня; — расписание определенных видов деятельности или занятий; — расписание конкретных процессов или заданий. Вот наглядные примеры тех алгоритмов которые мы использовали: ( показ: пошаговые действия при мытье рук, при походе в туалет, в раздевалке когда собираемся на прогулку) Вот пример использования визуального расписания в течении всего дня, с того момента, как ребенок приходит в детский сад и до момента, когда ребенок уходит домой. ( показ) Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти определенную последовательность действий, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий. Так как мы работали на группе с УО, на тот момент нам оно помогало в структурировании событий и действий, а вот дети с РАС, его не воспринимали. Но вот сейчас, когда мы углубились в эту тему, мы решили перед тем как познакомить с визуальным расписанием, попробовать такой подготовительный этап — как расписание из предметов Для большинства детей необходим подготовительный, «нулевой» этап, который заключался в выработке навыка различения визуальных стимулов. Данный этап продолжался до появления устойчивого навыка соотнесения картинки с предметом. План внедрения визуального расписания   Расписание из предметов.  Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие. Для большинства детей необходим подготовительный, «нулевой» этап, который заключался в выработке навыка различения визуальных стимулов. Данный этап продолжался до появления устойчивого навыка соотнесения картинки с предметом. Примеры предметов, которые использовали для визуального расписания: — Играть на улице — мяч, — В туалет – бумага — Обед- ложка. — Играть в группе – кукла, машинка, кубик — Рисование — кисточка, или карандаш — Попить — чашка и т. д. Для большинства детей необходим подготовительный, «нулевой» этап, который заключался в выработке навыка различения визуальных стимулов. Данный этап продолжался до появления устойчивого навыка соотнесения картинки с предметом. Затем идет этап освоения расписания с картинками на первом этапе — внедрение визуального расписания индивидуального занятия. Второй этап работы — внедрение общего группового расписания всего дня. В качестве первого индивидуального визуального расписания лучше выбрать расписание занятия с дефектологом. Так как — дефектологическое занятие присутствует в расписании ребенка почти каждый день, что обеспечивает интенсивность тренировки навыка работы с расписанием; — данный вид занятий является наиболее структурированным видом деятельности ребенка; — визуальное расписание стало естественным продолжением работы над различением стимулов на занятиях с дефектологом; — визуальное расписание участвует в решении многих дефектологических задач, значительно повышая эффективность занятия, а продуктивные занятия в свою очередь позволяют усложнять расписание и развивать навыки работы с ним. Затем применяем Расписание из рисунков или фотографий.  Дети будут готовы к расписанию из фотографий, если они смогут правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом( например, в простой игре в лото) . Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Можно нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ребенок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует. Если ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то можно использовать парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что вы делаете пару изображений для каждого занятия и одно из изображений вы размещаете в том месте, куда направляется ребенок( например, если он идет гулять, то соответствующая картинка вешается на входную дверь) . Ребенок подходит и снимает картинку с расписания, после чего вешает ее на такую же картинку в нужном месте. Можете использовать клейкую ленту- липучку, чтобы прикреплять одну картинку к другой. Если ребенок может сосредоточиться на том, что символизирует картинка, даже если ему нужно перейти в другое место или помещение для следующего занятия, то совмещение пар картинок нам не понадобится. В этом случае ребенок кладет изображение в специальный кармашек или просто переворачивает его, после чего приступает к данному занятию. Можно использовать и   Письменные расписания.  Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ребенок только учится читать, то можно попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Можно сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил Можно выделить различные уровни сложности восприятия детьми визуального материала: Первому уровню соответствовало использование карточек, обозначающих предметы, чаще всего это фотографии реальных учебных материалов, с которыми ребенок уже был знаком. После успешного освоения конкретного расписания постепенно осуществлялся переход на второй уровень сложности, то есть на использование более абстрактных картинок — символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами. Третий уровень сложности предполагал использование карточек с изображением действий с учебными материалами. Для детей с развернутым глагольным словарем и способных различать действия на карточках, расписание делалось более разнообразным уже в самом начале работы. При составлении визуального расписания следует уделить внимание изображениям действий людей, так как не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами. Что делает визуальное расписание? Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке. Возможно, дети способны запомнить последовательность событий. Проблема в том, что в жизни( особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуального расписания позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем. Как продемонстрировали исследования, упоминавшиеся выше, дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость вашего ребенка. Благодаря им, дети могут научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки. подсказки которые можно использовать, чтобы побудить ребенка использовать расписание. Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом Если ребенок используют расписание из предметов, то вы сами являетесь визуальной подсказкой, когда даете ребенку предмет. Для расписания в картинках вы можете использовать изображение, символизирующее расписание, либо вы можете использовать фотографию самого расписания или ребенка. При письменном расписании вы можете сделать карточку с надписью «проверь расписание» или, для людей с более развитыми способностями, вы можете просто дать карандаш. Картинку или письменную подсказку можно расположить наверху расписания после того, как вы дали их ребенку, чтобы напомнить о необходимости свериться с расписанием. Е 4. Учите пользоваться расписанием. Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему( стоя сзади) , что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание. 5. Отслеживайте, что делает ваш ребенок. Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию. 6. Вносите изменения в расписание по необходимости. Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы. 7. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное. Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены( Mesibov et al. , 2005) . Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием. 8. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания. Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков. Заключение Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Faherty( 2000) высказывал предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в школе. Дело в том, что школьный день по природе своей рутинный, кроме того, когда дети возвращаются домой, они больше не состоянии прилагать такие же интенсивные усилия для успешного функционирования, как и в школе. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения. Ссылки Bryan, L. & amp; Gast, D. ( 2000) . Teaching on- task and on- schedule behaviors to high functioning children with autism via picture activity schedules. Journal of Autism and Developmental Disorders, 30, 553- 567. Faherty, C. ( 2000) Aspergers: What Does it Mean to Me? Arlington, TX: Future Horizons. Massey, G. & amp; Wheeler, J. ( 2000) . Acquisition and generalization of activity schedules and their effects on task engagement in a young child with autism in an inclusive preschool classroom. Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities, 35, 326- 335.

Оставить комментарий: