a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для молодых специалистов:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-22 17:19:13

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошколь ное образовательное учреждение Детский сад № 28 города Кузнецка Выступление на семинаре: Консультация для молодых специалистов: « Формирование творческих способностей детей через конструктивную деятельность » Подготовила: воспитатель Алькина С. А. Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание  интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.                                                        По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие  предметы. Способность-   природная одаренность, талантливость.  Психологами д оказано, что у человека врожден н ы е не сами способности, а способность к и х развитию.   Э ффективным средством для развития творческих способностей  дет ей является конструктивная деятельность, а именно ко нструирование.  В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».  Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.   Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольн иков посредством конструирования.  Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: •    Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка. •    Развивать творческий потенциал дошкольнико в средствами конструирования. •    Формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности. •    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности. В своей работе использую следующие формы орга низации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности( по Л. А. Парамоновой) .     Конструирование по образцу( обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа) .     Конструирование по теме   ( дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. )     Конструирование по замыслу( умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)     Конструирование по услови ям    П ри разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как  В. Г. Груба, Э. К. Гульянс, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. А. Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы. Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:  - Дети  будут создавать «образы»( конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами. - Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей. - Научатся планировать свою работу, добиваться результата. - Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом. Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы: •    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом. •    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей. •    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению. •    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни. Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя: -   цикл тематических занятий; -   комплекс  дидактических игр; -   работу с родителями. Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников. Работа  планируется по следующим разделам: I раздел- «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий: •    Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам»- матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых  футляров «киндер- сюрприза».   «Магазин игрушек»- работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т. д. •    Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из- под сока; крепости и замки из картонных коробок. •    Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т. д. •    Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки. •    Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта. II раздел- «Волшебная бумага».   Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой.   Темы занятий: •    Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам  углами.   «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др. •    Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т. д. •    Волшебные превращения круга.   Закручивание круга в конус( «низкий») , полукруга в конус( «высокий») •    Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации. III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом( шишки, ветки, ракушки, песок и т. д. )   Дети создают забавные игрушки, картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий: •    Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т. д. ( 2)   Не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в образовательном процессе  родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам. При взаимодействии  с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско- родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12% , к онструктивных навыков на 16% .   Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Позитивные рез ультаты моей работы указывают: д ети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети  стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявл яли живой интерес к знаниям.

Оставить комментарий: