Консультация для молодых специалистов:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошколь ное образовательное учреждение Детский сад № 28 города Кузнецка Выступление на семинаре: Консультация для молодых специалистов: « Формирование творческих способностей детей через конструктивную деятельность » Подготовила: воспитатель Алькина С. А. Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность- природная одаренность, талантливость. Психологами д оказано, что у человека врожден н ы е не сами способности, а способность к и х развитию. Э ффективным средством для развития творческих способностей дет ей является конструктивная деятельность, а именно ко нструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольн иков посредством конструирования. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: • Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка. • Развивать творческий потенциал дошкольнико в средствами конструирования. • Формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности. • Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности. В своей работе использую следующие формы орга низации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности( по Л. А. Парамоновой) . Конструирование по образцу( обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа) . Конструирование по теме ( дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. ) Конструирование по замыслу( умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок) Конструирование по услови ям П ри разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как В. Г. Груба, Э. К. Гульянс, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. А. Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы. Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей: - Дети будут создавать «образы»( конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами. - Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей. - Научатся планировать свою работу, добиваться результата. - Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом. Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы: • Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом. • Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей. • Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению. • Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни. Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя: - цикл тематических занятий; - комплекс дидактических игр; - работу с родителями. Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников. Работа планируется по следующим разделам: I раздел- «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий: • Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам»- матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых футляров «киндер- сюрприза». «Магазин игрушек»- работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т. д. • Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из- под сока; крепости и замки из картонных коробок. • Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т. д. • Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки. • Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта. II раздел- «Волшебная бумага». Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой. Темы занятий: • Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам углами. «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др. • Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т. д. • Волшебные превращения круга. Закручивание круга в конус( «низкий») , полукруга в конус( «высокий») • Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации. III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом( шишки, ветки, ракушки, песок и т. д. ) Дети создают забавные игрушки, картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий: • Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т. д. ( 2) Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско- родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12% , к онструктивных навыков на 16% . Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Позитивные рез ультаты моей работы указывают: д ети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявл яли живой интерес к знаниям.
- Образовательная технология ««Модель трех вопросов»
- Тема: «Детская застенчивость»
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- «Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного обучения»
- Картотека развлечений и игровых программ по пдд
- План работы учителя-логопеда на 2023-2024 уч.год
- Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях логопедического пункта
- Внедрение опыта работы: "Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации работы в образовательной области"Физическое развитие"