a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование словаря дошкольников посредством дидактических игр

Опубликовано: 2015-02-01 17:00:59

Документы для скачивания

Консультация для родителей « Формирование словаря дошкольников посредством дидактических игр » Важное  приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством  и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным  периодом  для развития  речи. Если к 5 годам  ребенок не  овладеет  необходимыми  категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет  испытывать определенные сложности. Обогащение и  активизацию  словаря следует начинать с раннего возраста ребенка. У ребенка, обладающего богатым  словарным запасом, формируется  правильная речь. Слова, которые усваивают  дети, делятся  на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся  слова, которые ребенок  понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному  запасу слов, относятся слова, которые ребенок  понимает, но в речи не использует. Игра- ведущий вид деятельности  дошкольника, поэтому  обогащение словарного запаса происходит через игру. Существует ряд специальных  методических  упражнений,   которые лежат  в основе  дидактических игр  по обогащению  словарного  запаса. Например: - подбор эпитетов к предмету; - подбор к предмету действий( глаголов) ; - подбор к действиям предметов или объектов; - вставление детьми пропущенных слов; - составление предложений с заданным словом; - называние составных частей целого; - объяснение  слов; - отгадывание и составление загадок; - классификация предметов; - добавление придаточных предложений; - распространение предложений; - подбор синонимов( антонимов, омонимов) . Закрепление активизации словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Приведем несколько самых используемых игр: Игра « Фрукты » Цели:  р асширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования относительных прилагательных и согласование прилагательных и существительных. Ход игры: Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т. д. Игра с мячом « Ассоциации » Цели:  Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Ход игры:  Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой- либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком( мак) , и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий- ёж, холодный- снег, высокий – человек, стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы( с опорой на картинки и без нее) . В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме( к примеру, по теме «Посуда») . При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки.    Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое- блюдце; прозрачный – кувшин. Игра  «Я знаю пять…» Цели:  Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами( развитие понятийного аспекта значения слова) . Ход игры:  Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает( перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше. Игра  « Съедобное – несъедобное» Цели:  Развитие умения выделять существенные признаки предмета( съедобность, одушевленность, др. ) , уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики. Ход игры:  Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «живое- неживое», «овощи- фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы – насекомые», «одежда – обувь» и др. Игра  «Посылка» Цели:  расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. Оборудование:  предметы, коробки по количеству игроков. Ход игры:  каждый ребенок получает «посылку»( коробку с предметом внутри) . Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан. Игра  «Чудесный мешочек» Цели:  расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование:  н арядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе( «Посуда», «Овощи» или др. ) Ход игры:  предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек. Усложненный вариант ( для старших дошкольников) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму( круглый, продолговатый) , материал, из которого изготовлен предмет( резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый) , качество поверхности( гладкий, шероховатый, скользкий, холодный) . Игра с мячом  «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. Ход игры:  дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый( ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним( слово- «неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова. Игра « Сравни разных зверят » Цель:  учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка…( маленькая) . Еще, какой Мишка…( толстый, толстопятый, косолапый) ? А мышка, какая…( маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) ? Что любит Мишка…( мед, малину) , а мышка любит…( сыр, сухарики) . — Лапы у Мишки толстые, а у мышки…( тоненькие) . Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка…( тоненьким) . А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки…( короткий) . Игра  «Отгадай предмет по названию его частей» Цель:  формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета. Ход игры:  детям предлагается следующий речевой материал: - ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова- кабина, крылья, мотор, хвост — самолет- рука, туловище, нога, волосы – человек. Игра  «Назови другим словом» Цель: расширение словаря синонимов. Ход игры:  взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом? » даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Включение дидактических игр по обогащению словарного запаса  в игровую деятельность детей развивает речь, умение детей выражать собственные мысли, эмоции, намерения, способствует к успешному обучению в школе.   1. Жукова Н. С. Ак адемия дошкольного развития/ И. А. Разуваева. – М. : Изд- во ЭКСМО, 2004. - 248с. 2. Игры и упражнения по развитию речи( из опыта работы) : п ракт. пособие сост.            О. В. Евсеева, Е. А. Коротяев. – Архангельск: Изд- во АО ИППК РО, 2011. - 90 с. 3. Парамонова Л. Г. «Развитие словарного запаса у детей. - СПб: ООО «Издательство «Детство» – Пресс», 2010. - 80 с. 4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ/ Г. С. Швайко. – М. : Айрис – Пресс, 2006.

Оставить комментарий: