a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогические технологии

Автор: Михеева Светлана Владимировна Опубликовано: 2023-11-02 10:55:29

   Методические рекомендации «Здоровьесберегающие  технологии» Пояснительная записка. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно- развивающей работы: приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно- профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Стремление к комплексности понятно и оправдано, т. к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма, требующего индивидуально- дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно- целостного   психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. Целью  здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включа ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био энергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: ·         от типа дошкольного учреждения, ·         от продолжительности пребы вания в нем детей, ·          от программы, по которой работают педа гоги, ·          конкретных условий ДОУ, ·          профессиональной компе тентности педагога, ·         показателей здоровья детей. Задачами  здоровьесберегающих являются: 1. Сохранение и укрепление  здоровья  детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о  здоровом образе жизни. 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их  здоровья, развитии творческого потенциала. Принципы, лежащие в формировании единства: принцип развития творческого воображения  –  внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических  и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ; принцип формирования осмысленной моторики  – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело; принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при  различных видах деятельности,   который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы; принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию. Формы организации здоровьесберегающей работы: физкультурные занятия самостоятельная деятельность детей подвижные игры утренняя гимнастика( традиционная, дыхательная, звуковая) двигательно- оздоровительные физкультминутки физические упражнения после дневного сна физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами физкультурные прогулки( в парк, на стадион) физкультурные досуги спортивные праздники оздоровительные процедуры в водной среде. Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в  три подгруппы: Организационно- педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно- образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; Психолого- педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; Учебно- воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья. Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг  –  не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Динамические паузы  –  во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры  –  как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Релаксация  –  в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет. Гимнастика пальчиковая  – с  младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени( в любое удобное время) . Гимнастика для глаз  –  ежедневно по 3- 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная  – в  различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Динамическая гимнастика  –  ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин. Гимнастика корригирующая  –  в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая  –  в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие  –  2- 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст- в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15- 20 мин. , средний возраст – 20- 25 мин. , старший возраст – 25- 30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проблемно- игровые( игротреннинги и игротералия) –  в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры  –  1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. В утренние часы проведение  точечного самомассажа.   Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал( специальные модули) . Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия  –  в   различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Сказкотерапия   –  2- 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом  – как специальное занятие 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов: закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты; проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности; сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно. Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ. Из всего богатого выбора существующих  форм закаливания  можно выделить наиболее доступные: нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года; прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18- 20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3. 5- 4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка; Солевое  закаливание  с  младшего возраста( после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе- 3- 4 круга, в средней 4- 5 кругов. Первые 5- 6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти) . В среднем возрасте дополнительно включается применение  воздушного душирования   –  это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам( разработал врач В. Л. Лебедь) . В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон. В старшем возрасте использование  горячего обтирания   проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры. При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27. В подготовительной группе введение  «рижского метода» -   топтание на гальке в солевом растворе. В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени( утром, днём, вечером) . Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Литература: Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства/ / Дошкольное воспитание. - 2004. - N1. - С. 114- 117. Терновская С. А. , Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении/ / Методист. - 2005. - N4. - С. 61- 65. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева/ / Развитие личности. - N2. - С. 171- 187.

Методические рекомендации «Технология проектной деятельности в ДОУ» Пояснительная записка. Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе( задачах) проектной деятельности лежит: - развитие познавательных интересов детей, - умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, - ориентироваться в информационном пространстве, - восполнять недостающие знания и обретать умения, - развитие критического мышления. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: - практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; - нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; - интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность включает в себя: - задание для детей, сформулированное в виде проблемы; - целенаправленную детскую деятельность; - формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; - результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Проектная деятельность дошкольников может быть познавательн о- исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными( от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными( от полугода до нескольких лет) . Понятие проект  – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под   проектом  также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов  – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально- ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу  метода проектов  заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой( темой) . Типы проектов. Актуальной  для дошкольного образования является следующая типология проектов: 1.   По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико- ориентированные. 2.   По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3.   По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4.   По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями( открытый проект) 5.   По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6.   По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. Выделены  три этапа  в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Первый этап   – п одражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3, 5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап  – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий этап  – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно- ориентированный характер. Развитие проектных умений у детей Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией( человек, коллектив, деятельность) . Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет: ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ; усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей. Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно- транслируемые проекты. Последовательность работы педагога над проектом педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка; вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели( поддерживает интерес детей и родителей) ; обсуждает план с семьями на родительском собрании; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта; собирает информацию, материал; проводит занятия, игры, наблюдения, поездки( мероприятия основной части проекта) ; даёт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей( поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д. ) ; организует презентацию проекта( праздник, занятие, досуг) , составляет книгу, альбом совместно с детьми; подводит итоги( выступает на педсовете, обобщает опыт работы) . Критерии проектов 1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений. 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов. 5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков. После защиты проекта переходят к его реализации, т. е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара. Этапы проектной деятельности 1 этап «Выбор темы» Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно- образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. 2 этап «Реализация проекта» Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности( творческую, экспериментальную, продуктивную) . Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов. 3 этап «Презентация» Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения( жесты, мимика и т. д. ) . 4 этап «Рефлексия» Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе- организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей( в рамках занятий) . Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности. Проекты могут быть: долгосрочные( 1, 2, 3 года) , несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день. МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно- развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно- индивидуальные, совместно- взаимодействующие, совместно- исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Литература: Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. 2006. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \ \ Развитие личности. 2000 №1. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007. Метод проектов. / / Российская педагогическая психология. Т. 1 М. , 1993. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд- во Сфера. М. , 2011. Парамонова Л. А. , Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М. , 2011. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. \ \ Дошкольная педагогика. 2010 №1. Комратова Н. Проектный метод  в   социо- культурном воспитании   дошкольников. \ \ Дошкольное воспитание. 2010 №8.

Методические рекомендации «Игровые технологии в детском саду Пояснительная записка. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно- технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, М. П. Горчаковой – Сибирской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, О. П. Околелова, С. Я. Савельева, В. В. Серикова, И. Б. Сенновского, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению категории «педагогическая технология». Слово «технология» происходит от греческого слова: « techne »- искусство, мастерство, умение и « logos »- наука, закон. Дословно «технология»- наука о мастерстве  . Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу и определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного про цесса, лечения, управления». Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.  С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.   Игровая педагогическая технология- организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Концептуальные основы игровой технологии. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала. Главная   цель игровой технологии  - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать   следующим требованиям: Технологическая схема- описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база- опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность- технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость- предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность- должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость- применение в других образовательных учреждениях. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению  ( мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества) ; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Значение игровой технологии   не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы( иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ; как технология внеклассной работы. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей. На современном этапе игровая деятельность в качестве   самостоятельной технологии может быть использована:   для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому   руководство педагога при организации игровой технологии   должно соответствовать требованиям: - выбор игры- зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей  ( дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей- происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые) ; - предложение игры- создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий) ; - объяснение игры- кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре; - игровое оборудование- должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно- игровой среде по ФГОС; - организация игрового коллектива- игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно. - развитие игровой ситуации- основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; - окончание игры- анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни. Главный признак педагогической игры в игровой технологии- чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно- познавательной направленностью. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться: По виду деятельности- двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ; По характеру педагогического процесса- обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. По характеру игровой методики- игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. По содержанию- музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д. По игровому оборудованию- настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно- ролевые, режиссёрские и т. д. Главный   компонент игровой технологии  - непосредственное и систематическое   общение педагога и детей. Её значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. Особенности использования игровых технологий: Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс Игровые технологии в дошкольном периоде: Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно- значимой и общественно- оцениваемой деятельности ученья. Технология развивающих игр Б. П. Никитина: Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами « Угадайка », таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно- трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п. , и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух- трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. В развивающих играх- в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: • развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; • их задания- ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игровые технологии в младшем школьном возрасте Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане- как игровой и как учебно- познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно- игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит, во- первых, от систематическое их использования, во- вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов- забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий, встроенных в основное содержание обучения. Методика обучения детей теории музыки В. В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа. Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловые игры Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмет Литература: Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / / Управление ДОУ. - 2012. - №5. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. / / Старший воспитатель. - 2007- №6 Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий Михайленко/ / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. ( г. Челябинск, октябрь 2011 г. ) . Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140- 146.

Методические рекомендации «Педагогика сотрудничества» Пояснительная записка. Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80- х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов- новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы( Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) , достижения русской( К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной( Ж. - Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого- педагогической практики и науки. Педагогика сотрудничества как научное направление со своими тезисами и принципами оформилась благодаря советским педагогам в перестроечных 1980- х годах, однако пропагандируемые ее основателями идеи уважения, взаимодействия на равных звучали в разные времена от разных мыслителей и общественных деятелей, среди которых – Ж. Ж. Руссо, Януш Корчак, К. Д. Ушинский и многие другие. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества» По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: комплексная: би о- , социо- и психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная+ поэтапная интериоризация. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая+ воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая+ клубная, индивидуальная+ групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно- личностная, субъект- субъектная( сотрудничество) . По преобладающему методу: проблемно- поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая( все категории) . Главная   цель технологии  - технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «воспитатель- ребенок». Традиционное обучение основано на положении воспитателя в качестве субъекта, а ребенка- объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлениям об учение как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным( но обладающим преимуществами молодости) ; ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «воспитатель- ребенок» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы( содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления) . И так, какими базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества? Это: принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития; принцип сотрудничества педагога с учениками; отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности; организация материала по блокам; использование ключевых слов и опорных конспектов, и др. 1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студентами более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.   2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной( иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрежки.   3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора- самый простой путь к развитию творческой мысли.   4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объем изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.   5. Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя со студентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.   Особенности содержания и методики В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно- личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно- личностный подход Гуманно- личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает учебное заведение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель детского сада- разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно- личностный подход к ребенку в учебно- воспитательном процессе- это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: · новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно- воспитательного процесса; · гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; · отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; · новую трактовку индивидуального подхода; · формирование положительной Я- концепции. Новый взгляд на личность представляют собой следующие позиции: · личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе- полноценная человеческая личность; · личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; · личность- цель образовательной системы, а не средство для достижения каких- либо внешних целей; · каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; · приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности( доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др. ) . Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно- воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает: · педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; · оптимистическую веру в ребенка; · сотрудничество, мастерство общения; · отсутствие прямого принуждения; · приоритет положительного стимулирования; · терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: · уравнивание воспитателя и ребенка в правах; · право ребенка на свободный выбор; · право на ошибку; · право на собственную точку зрения; · соблюдение Конвенции о правах ребенка; · стиль отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Ученье без принужденья. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема- не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения. Ученье без отторженья характеризует: · требовательность без принуждения, основанная на доверии; · увлеченность, рожденная интересным преподаванием; · замена принуждение желанием, которое порождает успех; · ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; · применение косвенных требований через коллектив. Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает: · отказ от ориентировки на среднего ученика; · поиск лучших качеств личности; · применение психолого- педагогической диагностики личности( интересы, способности, направленность, Я- концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов) ; · учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе; · прогнозирование развития личности; · конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция. Формирование положительной Я- концепции личности. Я- концепция- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В детсадовские годы Я- концепция- основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я- концепция( Я нравлюсь, Я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлен6ием личности. Отрицательная Я- концепция( я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной Я- концепции. Для этого в первую очередь необходимо: · видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее( «Все дети талантливы»- вот убеждение воспитателя) ; · создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно! »; · исключить прямое принуждение, а также акценты на отстаивание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я- концепции ребенка( «Ребенок хорош, плох его поступок») ; · представлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке- чудо; ожидай его! ». Дидактический активизирующий и развивающий комплекс Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей: · содержание обучения рассматривается как средство развития личности, Ане как самодовлеющая цель школы; · обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; · идет объединение, интеграция дисциплин; · вариативность и дифференциация обучения; · используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов- новат о- ров: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д. Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е. Н. Ильина, Б. М. Неменского и др. Концепция воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном детском саде: - превращение сада Знания в сад Воспитания; - постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы; - гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; - развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; - возрождение национальных и культурных тенденций; - сочетание индивидуального и коллективного воспитания; - постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования. Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.   1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.   На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на: o поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; o ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него; o проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы; o демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; o непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра. 2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества. Совместно- индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Совместно- последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер. Совместно- взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. 3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач. Технология сотрудничества осуществляется в: совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»; совместных играх; совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам; совместной творческой деятельности( игры, труд, досуги, развлечения) ; инд ивидуально- подгрупповой работе. Результат использования: Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков. Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. Положительная динамика результатов усвоения программного материала. Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёр ами( взрослыми и сверстниками) . Литература: 1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети! »  2. Берулаева М. Н. « Общедидактические подходы к гуманизации образования» 3. Татьяна Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании»

Оставить комментарий: