Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 4» Консультация для воспитателей детского сада. Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила и прочитала в оспитатель: Шкура Ю. Н. Г. о. Подольск 2023 г. Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена как психологическими, так и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, так как именно в этот период осуществляется наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на кору головного мозга. Мелкая моторика – представляет собой способность выполнения точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног в процессе скоординированных действий нервной, мышечной, а так же костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с первых дней жизни ребёнка. Формирование же словесной речи начинается тогда, когда движение пальцев рук ребенка достигают достаточной точности. Поэтому для своевременного развития речи очень важно уделять большое внимание именно развитию мелкой моторики. К наиболее эффективным средствам развития мелкой моторики можно отнести: нитки, верёвки, бусы, конструктор « Лего », бумага, пластилин, прищепки, счётные палочки, крупа, песок, мелкие камни и так далее. В ходе работы с бумагой у ребёнка стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, память и концентрированность. Собирая конструктор « Лего » дети знакомятся с формой, величиной, цветом и осязаемыми свойствами предметов. Игры с прищепками способствуют развитию сенсомоторной координации. Игры- шнуровки развивают внимание, пространственную ориентировку. Лепка же не только развивает силу пальцев рук и кисти, но и обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Так же можно выделить несколько форм работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 1. Традиционные формы. Сюда можно отнести пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев рук и кистей, в так же пальчиковые игры с речевым сопровождением. 2. Настольные игры: шнуровки, пазлы, мозайка, конструктор и т. д. 3. Кукольный театр: би- ба- бо, пальчиковый, перчаточный. 4. Графические упражнения: дорисовка, рисование по точкам или клеточкам, штриховка и прочее. 5. Предметная деятельность: рисование мелками, рисование пальчиками, игры с бумагой, песком, пластилином и т. д. Несмотря на многообразие форм по развитию мелкой моторики существует одно главное условие – задействование всех пальцев на обеих руках. То есть необходимо работать не только правой рукой( если ребенок правша) , но и левой и наоборот. Только при соблюдении этого условия будет происходить эффективное развитие. Очень важно проводить пальчиковые игры перед началом непосредственно- образовательной деятельностью. Это позволит подготовить руки детей к рисованию, лепке, а так же различным манипуляциям с предметами. Пальчиковые игры не только создают благоприятный эмоциональный фон, но и развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность дошкольника, учат слушать и понимать смысл речи. Кроме того развивается память, воображение и фантазия ребёнка. В заключении хотелось бы отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно при условии сочетания разных видов деятельности. Целенаправленная и планомерная работа через продуктивный труд обязательно даст положительный результат: дети станут увереннее работать в знакомых техниках; движения пальцев рук станет более точным; дошкольники будут более сосредоточенными, внимательными и самостоятельными. о недостатках ребёнка, что см ущает сегодня в его характере и поведении. ● С учётом индивидуал ьных особенностей ребёнка и его родителей, их семейно- бытовых условий выскажите свои соображения и педагоги ческие рекомендации по развитию дошкольника, преодолению негативных сторон его личности. ● Беседа завершается этически м моментом: не забудьте вежливо попрощаться. Одной из форм индивидуальн ой работы с родителями являются консультации. Они п омогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой- побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумыв аться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями считаю родительские собрания. Регулярная организация выставок детских работ знакомит родителей с деятельностью их детей. Дети с удовольствием показывают свои работы родит елям, делятся своими чувствами, переживаниями. Большой интерес вызывает совме стная продуктивная деятельность родителей и детей. Родители с удовольствием участвуют в конкурсах, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством. Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к организации праздников и развлечений. Родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Они лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки. Папки – передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть её в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. Через «родительские уголки» ведётся пропаганда педагогических знаний, где помещается интересная и полезная информация, дающая возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду. Хотелось бы сказать об одном ва жном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав к акую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Нужно хвалить своих родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, при любом удобном случае. Советы, которые помогают а ктивизировать участие родителей: • Проявляйте взаимное уважение друг к другу. • Поощряйте инициативу, т ворчество и фантазию родителей, помогайте им. • Привлекайте родителей к зани мательным мероприятиям детского сада. • Позволяйте родителям с амим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни детского сада и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. • Говорите семьям о надежда х, возлагаемых воспитателями на родителей. • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. • Поддерживайте тесные контакты. • Высказывайте свою признательность им. • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. • Поощряйте посещаемость родительских собраний. • Сохраняйте конфиденциальность любой информации. • Обучайте навыкам сотрудничества. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности р ебёнка, положительных результатов в воспита нии, которого можно достичь при согласованности действий и при услови и развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.