Финансовая грамотность дошкольника или как научить ребенка распоряжаться деньгами
Документы для скачивания
Ф инансовая грамотность дошкольника или как научить ребенка распоряжаться деньгами Дети постоянно сталкиваются с деньг ами. Они видят, как родители их зарабатывают, тратят и откладывают. Поэтому важно научить ребенка ф инансовой грамотности с самого раннего возраста. Что такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это умение разумно распоряжаться деньгами и принимать на себя ответственность за свои решения. Она включает в себя следующие аспекты: 1. Знания о деньгах: р ебенок должен понимать, что такое деньги, откуда они берутся, как их можно з аработать и потратить. 2. Навыки управления деньгами: р ебенок должен уметь составлять бюджет, экономить, совершать покупки и инвестировать. 3. Финансовые установки: ребенок должен иметь правильные представления о деньгах, например, что они не являются самоцелью и что их нужно тратить с умом. Как научить ребенка финансовой грамотности? Обучение финансовой грамотности должно быть постепенным и увлекательн ым. Вот несколько советов, как это сделать? - Сначала объясните ребенку, что такое деньги и как их используют- р асскажите о разных видах денег, например, о монетах, банкнотах и пластиковых картах. - Покажите ребенку, как вы зарабатываете деньги. Если вы работаете, расскажите ребенку о своей работе и о том, как вы получаете зарплату. Если вы не работаете, объясните, как вы получаете деньги другим способом, например, от родителей или родственников. - Поощряйте ребенка к труду. Помогите ребенку найти работу по дому или в детском саду. Это поможет ему понять, что деньги можно заработать, прилагая усилия. - Учите ребенка экономить. Покажите ребенку, как вы откладываете деньги на важ ные цели, например, на покупку новой игрушки или на отдых. - Помогите ребенку научиться принимать финансовые решения. Когда ребенок просит что- то купить, помогите ему оценить, насколько эта покупка н еобходима и сколько денег на нее потребуется. Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять познавательную потребность дошкольников. Ребенок и финансы- это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным. Формирование финансовой г рамотности у детей легко может осуществляться через игру. Игра – это естественная форма деятельности ребенка, в которой он познает о кружающий мир, учится общаться с другими людьми, развивает свои способности. Играя, ребенок может примерить на себя р азные роли, попробовать с ебя в разных ситуациях, а также получить опыт, который может пригодиться ему в реальной жизни. Игровые методы обучения имеют ряд пр еимуществ перед традиционными формами обучения. Они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции и помогают сосредоточиться на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью. Одним из наиболее эффективных способов формирования финансовой грамотности у детей являются сюжетно- ролевые игры. В таких играх ребенок м ожет примерить на себя роль продавца, покупателя, кассира, банкира, экономиста и т. д. Это позволяет ему познакомиться с различными финансовыми п онятиями и операциями, а также научиться принимать финансовые решения. Например, в игре в «М агазин » ребенок может узнать, ка к формируется цена товара, как рассчитать сдачу, как правильно расплачиваться за покупки. В игре в «Б анк » ребенок получает знания, как открыть счет, как положить деньги на счет, как снять деньги со счета. В игре в «С емью » ребенок знакомится с тем, как планировать бюджет, как экономить деньги, как распоряжаться деньгами. Дидактические игры также могут быть использованы для формирования финансовой г рамотности у детей. Такие игры направлены н а развитие у детей определенных знаний, умений и навыков. Например, в и гре «Сложи деньги в кошелек» ребенок знакомится с различным номиналом монет и купюр. В игре «Продуктовый магазин»- учиться составлять с писок покупок и рассчитывать общую стоимость товаров. В игре «Кредит» ребенок может научиться понимать, что такое кредит, как его брать и как возвращать. В последние годы все большую популярность приобретают и гры с элементами компьютерной графики. Такие и гры позволяют детям погрузиться в виртуальный мир, где они могут принимать финансовые решения и получать обратную связь о своих действиях. Например, в игре «Экономика» ребенок может управлять виртуальной страной, принимать решения о том, как тратить государственные деньги, как развивать экономику и т. д. В игре «Бизнес» ребенок может создать свой собственный бизнес и научиться у правлять им. Необходимо помнить о том, что при выборе игр для формирования финансовой грамотности в ажно учитывать возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут простые игры, в которых они будут учиться различать номиналы монет и купюр, составлять список покупок и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные игры, в которых они будут учиться принимать финансовые решения, например, брать кредит или откладывать деньги. Также н еобходимо регулярно проводить с детьми беседы о фин ансах. Такие беседы помогут детям закрепить полученные знания и навыки, а также научиться применять их в реальной жизни. Работа по финансовой грамотности с дошкольниками невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – теоре тического и практического, может дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников мы должны руководствоваться следующими задачами: - п риобщение родителей к вопросам воспитания финансовой грамотности дошкольников; - и зучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания; - п овышение уровня педагогической финансовой компетентности родителей. Родители могут брать с собой детей в походы по магазинам. Идя в магазин, при этом необходимо заранее спланировать покупки, составив список необходимого дома. Во время похода в магазин взрослые обсуждают стоимость покупки, сколько денег необходимо, чтобы купить выбранные товары. Данный подход поможет дошкольнику связывать цифры на ценниках с реальными деньгами. Некоторым д етям в старшем возрасте дарят деньги на праздники или выделяют небольшие карманные деньги. Можно их, конечно, потратить сразу, купив какую- нибудь первую попавшуюся «безделушку». А можно завести ребенку копилку – это может быть обычная банка или коробка с надписью «Банк». Пусть ребенок сам погрузится в процесс накопления денег на важную покупку, а не поддастся первому желанию купить красивую, но ненужную вещь. Ребенка надо всегда хвалить и поддерживать в его стремлении сэкономить деньги и сохранить их для того, чтобы потратить на запланированное. В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность- актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Дошкольнику нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.