Консультация для родителей на тему " Развитие навыков общения детей 5-6 лет"
Консультация для родителей: Развитие навыков общения детей 5-6 лет.
Подготовила: Циренина Т.В.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об уроках общения . Это очень наболевшая тема. Все родители , без исключения, хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребёнка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают нежелательные черты характера, но не имеют ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим.
«Счастье даётся только знающим» . Эти слова И. Бунина в полной мере можно отнести к родителям . Любить детей мало, надо знать их, а этому надо учиться.
Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью…
В. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришёл посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох.
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат в семье. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так и он откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
В древней притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придётся тащить тебя…».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она по сути внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден на детях.
Культура ребёнка рождается в семье, её не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость.
Вы садитесь ужинать: на столе красивая посуда, все друг другу улыбаются, похваливают еду, а выйдя из-за стола, благодарят хозяйку.
Есть и другой вариант: «Ты опять жрешь как свинья»,- кричат на шестилетнего ребёнка, пологая, что такими словами можно приобщить его к культуре. Некультурная семья отличается тем, что в ней никто никого не уважает, каждый думает только о себе, а при самом небольшом конфликте расцветает хамство. Иному отцу или матери ничего не стоит вырвать книгу у читающей дочери или дать подзатыльник сыну.
Воспитывать человека со светлым ясным взглядом на мир- задача непростая. Вот почему добро и красоту ребёнок должен видеть вокруг себя постоянно. Разные дети по-разному реагируют на замечания: одни грустят и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Безусловно, указывать на ошибки надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребёнка, обсуждать её лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом.
Ещё одна сторона –излишняя заботливость родителей, которые хотят для детей больше, чем сами дети. Сталкиваясь с нежеланием детей делать то, что им положено, некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» деньгами, вещами, удовольствием, если ребёнок будет делать то, что от него хотят. Этот путь опасен и малоэффективен. Дело обычно кончается тем, что ребёнок начинает требовать всё больше и больше, а обещеных изменений в поведении не происходит.
Ваше собственное поведение- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета детей, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо и с улыбкой. Такие слова, как «здорово», «чао», «здрасте», «будь»…, которые так распространены теперь среди детей. Надо объяснить, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.
Приучите ребёнка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?». Спрашивая разрешение, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти гарантирует успех. «Волшебное слово» -это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал «о волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с просьбой к взрослому или сверстнику. Есть ещё слово «спасибо», которое дети усваивают уже к двум годам. Ещё если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит мило, но с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родных).
Следует также обратить внимание на то, что не следует детям поправлять говорящего взрослого, указывать на речевые ошибки, неточную передачу событий или какие – то другие промахи.
Принципы построения общения взрослого и ребёнка:
• Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
• Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
• Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
• Проявляйте интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.
• Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
• Замечайте успехи и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
• В общении с ребёнком уделяйте внимание не только вербальной(речевой) стороне, но и невербальной(неречевой).Используйте жесты, мимику, взгляд.
Литература: Г. Белоногова, Л. Хитрова. Педагогические знания –
Родителям . // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.
Т. Н. Зенина .Родительские собрания в детском саду. М.
2010.
Предыдущие материалы
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий