a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» автор Исакова Н.В.

Опубликовано: 2015-02-01 20:18:18

«Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая восприни мать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, лег ко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривыч ные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с кото рыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоциональ ного комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Поэтому взрослые( родители и воспитатели) должны стремить ся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важ нейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осоз навать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты- психологи, но и педагоги, вос питатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно- воспитатель ного процесса, так и на специальных занятиях, где дети пере живают эмоциональные состояния, вербализуют свои пережи вания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литерату рой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возни кает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно- ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движе ний, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок( игр- драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сфе ры ребенка. При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений: • умение различать и сравнивать эмоциональные ощуще ния, определять их характер( приятно, неприятно, спо койно, удивительно, страшно и т. д. ) ; • умение одновременно направлять свое внимание на мы шечные ощущения и на экспрессивные движения, сопро вождающие любые собственные эмоции и эмоции, кото рые испытывают окружающие. В занятиях используются следующие методические сред ства: 1.   Ролевые игры  ( ролевая гимнастика, включающая роле вые действия и ролевые образы, и психодрама) , которые осно вываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуци ровать новые образы, принятие патологических ролей. 2.   Психогимнастические игры,   основывающиеся на тео ретических положениях социально- психологического тре нинга. В этих играх формируется: • принятие своего имени; • принятие своих качеств характера; • принятие своего прошлого, настоящего, будущего. 3.   Коммуникативные игры: • игры, направленные на формирование у детей умения уви деть в другом человеке его достоинства и обеспечивать дру гого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; • игры, обучающие умению сотрудничать. 4.   Игры и задания, направленные на развитие произволь ности,   осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли». Игры, направленные на развитие воображения:   вер бальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки». Игры- драматизации.   Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают спе циальные упражнения, объединенные в группы и направлен ные на развитие умений произвольной регуляции в различ ных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию  ( мысли и образы) ,   чувства  ( эмоции и пережива ния) и   движения   ребенка. Что бы ход общей игры не прерывался, все упражнения объеди няются содержанием   сюжетно- ролевой игры.   Отсутствие каких- либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть вообра жаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или за мещаться предметами обычного окружения. Каждая часть за нятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятель ных задач, по- своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей. Психогимнастика   выражает какой- либо образ фанта зии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимна стические упражнения используют механизм психофизическо го эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последователь ности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать   чередование   и сравнение противоположных по характеру дви жений( напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкно вения с предметами) , сопровождаемых попеременно мышеч ным расслаблением и напряжением. Такое чередование дви жений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт   на правлены на развитие у детей способности понимать, осозна вать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции Коммуникативные упражнения,   при которых проис ходит тренировка общих способностей невербального воздей ствия детей друг на друга( эмоциональные проявления и кон такты — пантомимы) . В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя дан ные упражнения, является умение сопереживать, освобож даться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться. Мимические и пантомимические этюды,   в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные со стояния( радость, удивление, интерес, гнев и другие) , связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элемен тами выразительных движений мимикой, жестом, позой, по ходкой. Содержание коррекционной работы по развитию эмоцио нальной сферы можно структурно представить следующим образом: 1.   Комфортная организация режимных моментов. 2.   Оптимизация двигательной деятельности   через орга низацию физкультурно- оздоровительных мероприятий: • оздоровительно- профилактической гимнастики; • физкультминуток; • спортивных игр; • подвижных игр( в том числе народных) ; • игровых заданий и упражнений; • досугов. 3.   Игротерапия: • сюжетно- ролевые игры; • игры- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; • коммуникативные игры; • дидактические игры. 4.   Арттерапия: •   рисование; • ритмопластика; • танец; • музыкально- ритмические движения. 5.   Занятия- образы, игры- драматизации, сказкотерапия. 6.   Психогимнастика: • этюды; • мимика; • пантомимика. 7.   Телесно- ориентированные методы, психомышечная тренировка. 8.   Посещение комнаты психологической разгрузки. 9.   Задания, направленные на: • организацию совместной деятельности; • составление рассказов; • организацию театрализованных игр и т. п. 10.   Использование наглядных пособий: •   фотографий; • рисунков; • схем; • символов Литература: 1. Данилина Т. А, Зедгенидзе В. Я, Стёпина Н. М В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. М. : Изд «АЙРИС- пресс», 2007.  

Оставить комментарий: