a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр в младшей группе по развитию речи

Автор: Шмонина Надежда Валерьевна Опубликовано: 2023-11-13 01:10:33

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию МДОУ Детский сад комбинированного вида №33 «Алёнушка» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ШМОНИНА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА Картотека дидактических игр по развитию речи «Разрезанная картинка». Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Материал: цветная открытка( картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей. Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его. Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее. Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы: - Что изображено на картинке? - Какой формы твой рисунок? - Какого цвета твой рисунок? При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т. д. в рисунке ребенка. «Игра в стихи». Цель:  Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. ( на самом деле автором является А. Барто) . Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок. Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни. Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку? Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по- своему. Подумай, как Заяц пел эту песенку? Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по- своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена. Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха. Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки. Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев. «Запомни свое место» Цель: развитие моторно- слуховой памяти. В зале каждый ребенок запоминает „свое место" . Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего „Место! " они разбегаются по своим местам. Замечание: Команду ведущего можно заменить включением какой- либо ритмичной музыки. «Опиши картинку». Цель:  Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо. «Я положил в мешок» Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что- нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что- то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…»( порядок тот же) . «Запомни движения». Цель:  Развитие моторно- слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. Дети повторяют движения рук и ног за ведущим( сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок) . Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке. «Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери». Цель:  Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица»( т. е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола) . Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т. д. «Повтори за мной». Цель:  Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. «Определи на ощупь». Цель:   Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ? ». «Запомни порядок». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет. «Слушай и исполняй». Цель:  Развитие моторно- слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. Ведущий называет и повторяет 1- 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. «Волшебный мешочек». Цель:  Развитие тактильной памяти. Ребенку дают" Волшебный мешочек" , в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности. «Робот». Цель:  Развитие двигательной памяти. Вы" программируете" ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем малыш сам старается повторить те же движения. «Чего не стало»? Цель:  Развитие зрительной памяти. На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну- две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка- вспомнить, какого предмета не хватает( для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек) . «Найди пропавшую игрушку». Цель:  развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться. Материалом для игры служат 5- 6 игрушек одного плана- пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т. д. На столе перед ребенком   выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями. В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5- 6 игрушек, то можно начинать игру с 3- 4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10- 12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов. Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе( какая за какой стоит) . Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своём месте.

Оставить комментарий: