a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр в младшей группе по ФЭМП

Автор: Шмонина Надежда Валерьевна Опубликовано: 2023-11-13 01:11:11

Документы для скачивания

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию МДОУ Детский сад комбинированного вида №33 «Алёнушка» КАРТОТЕКА ДИ ДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ШМОНИНА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА Вторая – младшая группа: форма, количество, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. 1. Дидактическая игра  «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два  столика: на одном- геометрические формы, на  втором- предметы. Воспитатель рассказывает правила  игры: «Мы будем играть  так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. 2. Дидактическая игра  «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к  детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные?  ( смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее) . Что- то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть?  ( Снимает верхнюю половину матрешки) . Вот, оказывается, где они спрятались!  ( Все матрешки выставляются в ряд) . Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при  этом:   «Я- Матреша, я- Наташа, я- Даша, я- Маша»  и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек ( одну матрешку берет себе воспитатель) . Игра начинается. Сначала матрешки гуляют,  ( ходят по столу) . Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая( высокая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков ( тарелочек)  пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол  второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. ( «Матрешки захотели побегать») . Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.   «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой- то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени ( если помнят) . Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов ( одна сторона у них отсутствует)  - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. 3. Дидактическая игра  «Длинное- короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,   картонные полоски, сюжетные  игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Содержание. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического  материала ( разноцветные ленточки, полоски) . Воспитатель достает две игрушки- плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку  ленточки: одну короткую- поясок для Кати, другую длинную- поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины- длина. После этого воспитатель показывает детям две  картонные  полоски- длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. 4. Игра  «Справа как слева» Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый  говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая- вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка- человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот- мальчишка». Дети рассматриваю рисунки». 5. Дидактическая игра  «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал.   Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из  картона. Раздаточный  материал:   карточки  с контурами 5 геометрических лото. Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание  детям: «У вас на столах лежат  карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на  карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает( «прятать») ее на начерченную фигуру. 6. Дидактическая игра  «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения  словами:   «большой», маленький»,   «средний», самый большой»,   «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие ( показывает) . Этот самый большой, этот- поменьше, а этот самый маленький ( показывает каждый из них) . А теперь вы покажите самые большие квадраты( дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь- самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель. 7. Геометрическое лото Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал. 5  карточек  с изображением геометрических  фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5  карточек  с изображением предметов разной  формы: круглой( теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной ( дыня, слива, лист, жук, яйцо) ; прямоугольной ( конверт, портфель, книга, домино,   картина) . Содержание. Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми  материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам  карточки  с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов ( круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) . 8. Дидактическая игра  «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми  формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже  знакомыми: квадрат- треугольник, квадрат- прямоугольник, круг- овал. Материал. Кукла.   Демонстрационный: крупные  картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный  материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера. Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.   Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом. 9. Дидактическая игра  «Соберем бусы» Цель: формировать умение  группировать  геометрические фигуры по двум свойствам( цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены  фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и  говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. 10. Дидактическая игра  «Широкое- узкое» Цель: формировать представление  «широкое- узкое». Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две  картонные  полоски- широкая и узкая ( одинаковой длины) . По широкой полоске ( дорожке)  могут пройти кукла и мишка, а по узкой- только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами Картотека игр по математике во второй младшей группе Вторая – младшая группа: форма, количество, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. 1. Дидактическая игра  «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два  столика: на одном- геометрические формы, на  втором- предметы. Воспитатель рассказывает правила  игры: «Мы будем играть  так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. 2. Дидактическая игра  «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к  детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные?  ( смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее) . Что- то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть?  ( Снимает верхнюю половину матрешки) . Вот, оказывается, где они спрятались!  ( Все матрешки выставляются в ряд) . Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при  этом:   «Я- Матреша, я- Наташа, я- Даша, я- Маша»  и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек ( одну матрешку берет себе воспитатель) . Игра начинается. Сначала матрешки гуляют,  ( ходят по столу) . Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая( высокая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков ( тарелочек)  пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол  второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. ( «Матрешки захотели побегать») . Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.   «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой- то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени ( если помнят) . Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов ( одна сторона у них отсутствует)  - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. 3. Дидактическая игра  «Длинное- короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,   картонные полоски, сюжетные  игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Содержание. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического  материала ( разноцветные ленточки, полоски) . Воспитатель достает две игрушки- плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку  ленточки: одну короткую- поясок для Кати, другую длинную- поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины- длина. После этого воспитатель показывает детям две  картонные  полоски- длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. 4. Игра  «Справа как слева» Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый  говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая- вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка- человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот- мальчишка». Дети рассматриваю рисунки». 5. Дидактическая игра  «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал.   Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из  картона. Раздаточный  материал:   карточки  с контурами 5 геометрических лото. Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание  детям: «У вас на столах лежат  карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на  карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает( «прятать») ее на начерченную фигуру. 6. Дидактическая игра  «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения  словами:   «большой», маленький»,   «средний», самый большой»,   «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие ( показывает) . Этот самый большой, этот- поменьше, а этот самый маленький ( показывает каждый из них) . А теперь вы покажите самые большие квадраты( дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь- самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель. 7. Геометрическое лото Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал. 5  карточек  с изображением геометрических  фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5  карточек  с изображением предметов разной  формы: круглой( теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной ( дыня, слива, лист, жук, яйцо) ; прямоугольной ( конверт, портфель, книга, домино,   картина) . Содержание. Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми  материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам  карточки  с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов ( круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) . 8. Дидактическая игра  «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми  формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже  знакомыми: квадрат- треугольник, квадрат- прямоугольник, круг- овал. Материал. Кукла.   Демонстрационный: крупные  картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный  материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера. Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.   Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом. 9. Дидактическая игра  «Соберем бусы» Цель: формировать умение  группировать  геометрические фигуры по двум свойствам( цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены  фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и  говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. 10. Дидактическая игра  «Широкое- узкое» Цель: формировать представление  «широкое- узкое». Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две  картонные  полоски- широкая и узкая ( одинаковой длины) . По широкой полоске ( дорожке)  могут пройти кукла и мишка, а по узкой- только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

Оставить комментарий: