Авторское дидактическое пособие "Шкатулка сказочных историй"
Авторское дидактическое пособие для развития связной речи дошкольников «Шкатулка сказочных историй»
Неклюдова С.А.
Учитель-логопед СП «Детский сад Солнышко»
ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск
Похвистневского района Самарской области
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Среди разнообразия заданий, направленных на упражнение детей в составлении монологических текстов, наиболее сложным видом является творческое рассказывание, разновидность которого – сочинение сказок. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений сочинения сказок является прием мнемотехники.
Для реализации задач по развитию связной речи мною было изготовлено дидактическое пособие «Шкатулка сказочных историй».
Цель данного пособия - формирование умения сочинять сказочные истории, рассказы с помощью опорных предметных картинок.
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы с детьми, так и для работы с подгруппой (2-6 человек).
Для обозначения последовательности и структуры будущего рассказа или сказки подобраны схематические изображения: начала истории, персонажей, места события, проблемы или ситуации, волшебного предмета и окончания истории. Также подобраны картинки персонажей, различных мест и волшебных предметов.
В начале работы мы с детьми рассмотрели персонажей, вспомнили из каких они сказок, описали характер этих героев. В этом нам помогали дидактические игры и игровые ситуации «Назови героя», «Кто так говорил?», «Отгадай загадку», «Сравни героев», «Опиши героя», «Как бы поступил тот или иной герой?», «Твой любимый герой», «Что случилось?», «О чем мечтает герой?» и другие.
Знакомство с волшебными предметами происходило через дидактическую игру «Что в дороге пригодится?». Так мы проанализировали сказочные предметы (описали внешний вид; выявили функции и свойства, помогающие героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию).
Через игровые ситуации: «Сказочная деревня», «Тридевятое царство», «Заколдованный лес», «Школа», «Мельница» формировали умение рассказывать о месте, в котором разворачивается сюжет истории.
Далее знакомлю детей со схематичными обозначениями структуры сказочных историй. Формирую понятие, что любой рассказ имеет начало, середину и конец.
Начало истории – это всегда одна и та же символичная картинка. Важно, чтобы дети научились по-разному начинать рассказы, овладели многообразием форм. На начальном этапе предлагаю несколько вариантов начала рассказа. Это могут быть фразы: «Однажды….», «Как-то раз…», «Жил-был…», «Был прекрасный летний день…», «В некотором царстве…» и т.д. Постепенно дети усваивают варианты начала историй, предлагают свои.
Середина рассказа - это основная часть. Здесь можно использовать различное количество символичных картинок и различный порядок включения их в историю. В основную часть входят символы: персонаж (может быть не один, а несколько), место действия, событие или ситуация, волшебный предмет. Персонажей, место действия и волшебный предмет предлагаю выбрать из комплекта предметных картинок, а событие или проблемную ситуацию дети предлагают сами или придумываем вместе.
Конец рассказа – это то же всегда одна и та же символичная картинка. Окончание истории зависит от сюжета, но общее правило, что любая сказочная история имеет счастливый конец или поучение.
На начальном этапе формируются только предпосылки умения сочинять собственные истории, поэтому я использую приём придумывания продолжения и завершения сказки. Предлагаю детям закончить историю, которую начинаю сама. Например, мы просматриваем фрагмент мультфильма, где Карлсон говорит Малышу: «Полетели!» А дальше мультфильм останавливается и я предлагаю придумать, что же было дальше. Картинки из «Шкатулки» помогают детям придумать разные события и непохожие окончания. Если возникают трудности, можно помогать наводящими вопросами: «Куда Карлсон и Малыш решили отправиться?», «Кого они повстречали?» и т.д.
Успешность формирования умения сочинять сказочные истории зависит от уровня воображения ребенка, которое, в свою очередь, зависит от разнообразия его представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию является хороший уровень развития лексико-грамматического строя речи ребенка и умение связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания.
Главная задача педагога - вызвать у ребенка желание «творить». Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе. Почувствовать радость от процесса творчества, ощутить восторг от создания сказочного произведения.
Не стоит предъявлять высокие требования к детским историям. Главное, чтобы ребенок соблюдал логику в своем повествовании, строил грамматически правильные предложения. Ещё лучше сделать книжку-малышку с сочиненной сказкой, где ребенок нарисует свои рисунки. Прочитать эту сказку всем детям, гостям.
У нас в группе появилась целая библиотека сказочных историй: «Нюша-сладкоежка», «Лиса-краса и Чебурашка», «Как крокодил спас лису», «Новые приключения Буратино», «Школа волшебников», «Чебурашка ищет друзей», «Зелье невидимости», «Как ослик потерял уши». Сейчас готовятся к выпуску еще 2 сказки. Наша библиотека пополняется.
Успешность использования пособия «Шкатулка сказочных историй» для развития связной речи детей показала свою результативность. Дети научились содержательно и логично строить высказывания, овладели структурой сказочных историй. У детей возникло стремление к сочинительской деятельности. Все это говорит о положительной динамики развитии связной речи детей.
- «Роль семьи в развитии речи ребенка»
- «Что должен знать и уметь ребенок при поступление в первый класс
- «О здоровье ребенка и подготовке к школе»
- Занятие по речевому развитию ( обучение грамоте) в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
- Мастер-класс «Организация и проведение чтения художественной литературы»