a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры на сенсорное развитие для детей 2 - 3 лет

Автор: Красильникова Ольга Александровна Опубликовано: 2023-12-10 17:52:57

Красильникова Ольга Александровна Воспитатель МБДОУ ДС №7 г. К узнецка Игры на сенсорное развитие для детей 2- 3 лет. Цель сенсорных игр- развитие всех видов восприятия через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторные системы. Задачи: Обогащать чувственный опыт детей. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину. Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами. Формировать умение называть свойства предметов. Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности. Актуальность: Сенсорное развитие малышей- это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов. Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, можно сделать вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Актуальность работы по созданию условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что младший дошкольный возраст наиболее сензитивен для формирования у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. В дошкольном возрасте основная работа по сенсорному воспитанию проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно- практическая деятельность. Создание условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи. Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но вполне можно и самим сделать серию простых игр, затратив на это совсем немного времени и средств. Я хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2 – 3 лет, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Тактильная коробка- это дидактическое пособие, предназначенное для детей младшего возраста. Сделана из обычной коробки из- под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д. Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками. Дидактическое пособие" Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения. Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке- периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители. Игра «На что похожа фигура? » Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы( мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д. ) . Дидактическая игра «Разложи одежду». Цель: Развитие сенсорных навыков. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды. Материал: Вырезанные из фетра разных цветов виды одежды( штаны, платья, шапки, кофты) Ход игры: Воспитатель предлагает разложить одежду по цвету. Развивающая грядка «Овощи и фрукты». Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, соотносить по цвету и величине. Материал: фетровые грядки с овощами и деревья с фруктами. Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на столе. Разложить овощи и фрукты на столе. Предложить отложить отдельно овощи от фруктов. Чем они отличаются? Цветом и размером. Предложить разложить овощи на грядках, а фрукты на деревьях. Закрепить понятия один, много. «Волшебные прищепки». Цель: учить правильно брать и открывать прищепку; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. Материал: разные предметные картинки, набор цветных прищепок. Ход игры: в оспитатель предлагает игру сразу нескольким( 2- 4) детям. Дети соотносят цвет прищепок с картинками. «Собери светофор». Цель: Закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета. Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, способствовать развитию мелкой моторики рук. Материал: Фетровый силуэт светофора и круги красного, желтого и зеленого цвета. Ход игры: Дети собирают светофор. «Посади бабочку на лепесток». Цель: учить соотносить фигуры по цвету и форме; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Материал: фетровые лепестки и бабочки разных размеров цветов. Ход игры: разложить бабочки в соответствии с цветом лепестков. «Подбери фигуры». Цель: развивать мелкую моторику рук; координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание; закреплять цвета и названия геометрических фигур. Материал: фетровые птички с разноцветными шарфами( 4 цвета) и геометрические фигуры( тоже 4 цвета) . Ход игры: дети соотносят геометрические фигуры по цвету шарфов. «Сложи фрукты». Цель: закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук. Материал: разрезанные картинки фруктов, приклеенные на крупный конструктор. Ход игры: дети собирают картинку фруктов. Ситуативность поведения ребёнка раннего возраста обусловлена особым строением его сознания, которое характеризуется" единством между сенсорными и моторными функциями" . Восприятие в этом возрасте практически неотрывно от действия, поэтому предложенные игры способствуют развитию мышления, памяти, мелкой моторики детей данного возраста. И это еще не все игры, сделанные нами. У нас в группе есть пальчиковый театр, театр теней, печь, бизиборд, в которые детки тоже с удовольствием играют.

Оставить комментарий: